Содержание
Задача №1. В известном опыте О. Герике (1654 г.) с магдебургскими полушариями по изучению атмосферного давления, чтобы разнять два полушария, из которых был выкачан воздух, впрягали шестнадцать лошадей (по восемь к каждому полушарию). Можно ли обойтись в таком опыте меньшим количеством лошадей?
Задача №2. О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.
Задача №3. Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет? если он бросит его?
Задача №4. Почему лодка не сдвигается с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт, и приходит в движение, если человек выйдет из лодки и будет толкать ее с такой же силой?
Задача №5. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого.
Задача №6. Нарушится ли равновесие весов (рис. 45), если удлинить нить так, чтобы гиря оказалась полностью погруженной в воду, но не касалась дна? если обрезать нить и положить гирю на дно?
Задача №7. Что покажут динамометры (рис. 46), если верхний динамометр опустить так, чтобы груз объемом 0,2 дм3 оказался полностью погруженным в воду, но не касался дна сосуда?
Задача №8. На одной чаше весов находится сосуд с водой, а на другой штатив, на котором подвешено алюминиевое тело массой 54 г. При этом весы находятся в равновесии (рис. 47). Если, удлинив нить, погрузить тело в воду, то равновесие нарушится. Груз какой массы надо положить на правую чашу весов, чтобы восстановить равновесие?
Задача №9. Два мальчика растягивают резиновый жгут, прикрепив к его концам динамометры. Когда жгут удлинился на 2 см, динамометры показывали силы по 20 Н каждый. Какова жесткость жгута? Каковы показания динамометров при растяжении жгута на 6 см?
Задача №10. Какие силы надо приложить к концам проволоки, жесткость которой 100 кН/м, чтобы растянуть ее на 1 мм?
Выдержка из текста работы
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Адресованы педагогическим коллективам образовательных учреждений, методистам, руководителям МО.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается:
— высокой профессиональной компетентностью;
— самостоятельностью суждений;
— умением прогнозировать (ставить цель);
— проектировать (определять приоритетные задачи);
— программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);
— планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);
— анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);
— оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).
Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.
В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта : целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:
— понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
— формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
— умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.
Виды передового педагогического опыта:
1. Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.
2. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления:
3. использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;
— использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.);
— использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система Шаталова).
4. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД).
5. Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях
(проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.
Процесс работы по изучению передового опыта имеет определенную структуру, включающую в себя следующие ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ :
1. Организационный.
2. Теоретической и практической подготовки.
3. Накопления фактического материала.
4. Обработки фактического материала (обобщение).
5. Оценки изученного опыта и принятия решений.
6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Данные этапы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают друг друга.
Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему , которая подлежит изучению, и цель , которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта . Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в школе насущные проблемы:
- Низкое качество знаний;
- Слабая математическая подготовка учащихся;
- Недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- Низкий уровень воспитанности;
- Пробелы в формировании знаний, умений учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета, обучение написанию сочинений и т.д.).
Если есть затруднение, учитель его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Выделяют следующие критерии передового опыта :
- Результативность работы:
- Актуальность и социальная значимость:
- Новизна опыта:
- Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата
- Устойчивость и стабильность
- Преемственность
- Перспективность
- Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Как работать по обобщению передового опыта?
Сначала его нужно найти и запланировать. Найти можно:
— в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков по определенной теме;
— при анализе итогов учебного года увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, у него есть своя система, можно её оформлять в опыт;
— в ходе аттестации учителя;
— запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;
— сформулировать вместе с учителем тему;
— запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
Изучается опыт с помощью следующих методов:
- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
- изучение УМК учителя;
- изучение его рабочей документации (планов);
- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).
Планировать такую работу не просто – ее нельзя выразить в количественных показателях. Но включать в план конкретные операции целесообразно, т.к. составление плана систематизирует работу с передовым опытом.
Содержание планирования по изучению передового педагогического опыта
1. Адрес изучаемого опыта.
2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения.
3. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных; состояния практики работы учебных заведений города, района, республики по проблеме.
4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.
5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).
6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание :
— на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;
— на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;
— на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;
— на результативность занятия (системы занятий).
7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:
— выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;
— наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;
— где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;
— изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;
— основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;
— изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
8. Подготовка научно-методического анализа изучаемого передового педагогического опыта. Необходимо отметить:
— актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно- воспитательного процесса;
— элементы (сущность) новизны опыта;
— результативность работы;
— рекомендации по использованию передового опыта.
9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.
Хорошо продуманный план облегчает работу того, кто будет обобщать передовой опыт. На организационном этапе решаются также вопросы о сроках выполнения и ответственных, формах подведения итогов планируемой работы, адресе представления материалов. Правильность и глубина последующих выводов и обобщений во многом будет зависеть от качества фактического материала, от того, насколько объективно он отражает действительность. Необходимо определить состав рабочей группы по изучению передового педагогического опыта, желательно, чтобы в состав группы входил и педагог – носитель опыта.
Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.
Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Рекомендации по описанию опыта работы:
1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
2. Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.
3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).
4. Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:
— подготовительный этап;
— этап непосредственной организации деятельности;
— этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.
Анализируя специфику работы носителя передового педагогического опыта, необходимо раскрыть секреты его мастерства, проследить последовательность применяемых в опыте методов и приемов в целостной системе используемых средств, показать их преимущество, практическую значимость опыта в целом. Выводы, оценочные критерии подкрепить яркими фактами, примерами, результатами контрольных срезов.
5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.
6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.
На представленный опыт работы необходимо написать рецензию.
Оценивая изученный передовой педагогический опыт , возможность применения его в массовой практике, необходимо раскрыть:
1. Условия функционирования опыта. Доказать результативность деятельности педагогов, работающих по конкретным образовательным программам.
2. Главную идею опыта и его теоретическую базу (т.е. показать главный замысел опыта, самое существенное в его деятельности). Дать теоретическое обоснование опыту, показать, из каких научных положений данный опыт исходит.
При выявлении теоретической базы опыта могут возникнуть следующие затруднения:
— недостаточная научная подготовка обобщающего опыт ( в данном случае необходимо обратиться к специалистам более высокого уровня);
— действительное отсутствие научной базы в опыте (в этом случае необходимо внимательно изучить материалы, которые подлежат обобщению, расширить круг экспертов, включить ученых);
— данный опыт является отражением новых закономерностей, еще не известных науке (такой опыт по сути новаторский и должен рассматриваться как источник новых научных идей).
3. Перспективы применения передового педагогического опыта в массовой практике. Здесь необходимо описать:
— систему мер по распространению рассматриваемого передового педагогического опыта;
— проблемы, возникающие у педагогов в процессе их педагогической деятельности (включая анализ, обобщение и возможное обсуждение на методобъединениях, методсоветах, педсоветах);
— отношение к опыту педагогов региона;
— отношение к опыту его последователей (здесь важно проанализировать получаемые ими результаты и возможные ошибки, допущенные при использовании опыта);
— систему целенаправленного внедрения в практику деятельности педагогов инновационных подходов к решению задач развития личности, передового педагогического опыта, (разработка методических рекомендаций, проведение специальной работы по повышению квалификации педагогов, организационно-технологическое переоснащение учебно-воспитательного процесса и др.).
Выявленный и обобщенный опыт целесообразно анализировать коллективно, гласно, с участием компетентных специалистов: коллектив скорее примет верное решение, сделает объективные выводы.
Пропаганда, распространение и внедрение передового педагогического опыта
Функции : аналитическая, обучающая, организационная.
Необходима четкая система пропаганды и распространения передового педагогического опыта. Ее назначение – планомерно информировать педагогов учебных заведений об имеющемся опыте, учить использовать его в работе не эпизодически, а постоянно.
Содержание деятельности по пропаганде и распространению передового педагогического опыта:
1. Создание банка данных, который содержит:
— сведения о передовом педагогическом опыте в сфере образования (местный опыт, других регионов, республики, стран ближнего и дальнего зарубежья);
— педагогические находки (разработки занятий, сценарии мероприятий, творческие работы и др.);
— прогрессивные методики, новые технологии обучения и воспитания, авторские программы.
2. Организация творческих педагогических мастерских, школ передового педагогического опыта, проведение педагогами открытых занятий, выступления на МО, конференциях, совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации и т. д.
3. Подготовка информационных бюллетеней о передовом педагогическом опыте в сфере образования и воспитания, публикация материалов о ходе внедрения опыта в периодической и профессиональной печати, поддерживание творческих контактов со СМИ.
4 Оказание методической помощи и обучение педагогов по внедрению опыта (осуществляется на семинарах, практикумах, совещаниях, путем устных и письменных консультаций, с помощью материалов об опыте, который внедряется).
Всем специалистам необходимо изучать передовой педагогический опыт и определять степень его эффективности в учебно-воспитательном процессе.
Прежде чем внедрять, изученный опыт необходимо компетентно оценить, то есть провести экспертизу, руководствуясь критериями передового опыта.
В ходе экспертизы определяется эффективность опыта, стабильность полученных высоких показателей, инновационность, актуальность, степень распространения и внедрения передового педагогического опыта. Итоги проведения экспертизы оформляются в экспертном заключении, содержащем рекомендации о целесообразности, порядке и методике внедрения опыта в практику.
Если принимается решение внедрять опыт в регионе – готовится решение (приказ) отдела образования, которое предусматривает:
— этапы внедрения;
— перечень учебных заведений, которые будут использовать данный опыт;
— определение сроков внедрения;
— мероприятия по пропаганде данного опыта и обучению этому опыту педагогов региона;
— оказание методической помощи по внедрению опыта;
— контроль за внедрением.
Если опыт готовится к внедрению на уровне школы или межшкольном уровне, соответственно готовится приказ директора школы или решение ММО о внедрении передового педагогического опыта.
Текущая оперативная работа по внедрению передового педагогического опыта осуществляется научно-методическими центрами, методистами, руководителями МО.
Приложение1
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте
Назначение материалов о передовом педагогическом опыте – активно знакомить педагогов с современными поисками коллег по реализации основных направлений реформы школы
Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.
Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы:
— Обложка (титульный лист);
— информационный лист;
— рецензия;
— аннотация;
— оглавление (содержание).
— введение;
— основная часть;
— заключение;
— литература;
— приложение (составляется при необходимости).
Обложка (титульный лист). Характеризует материал с точки зрения его места в данном информационном издании. Титульный лист содержит:
1) название учреждения образования, представляющего материал;
2) заглавие (краткое и информативное название представляемого материала);
3) ФИО, должность того, кто представляет материал;
4) год представления материала.
Информационный лист содержит:
1) сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): ФИО, год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
2) сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
3) сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (ФИО, должность, название учреждения образования).
Рецензия. Содержит отзывы и замечания эксперта (-ов) о представленной работе (указать ФИО, должность эксперта(-ов).
Аннотация . Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
1) представление автора (ов), составителя;
2) основное содержание материала об опыте;
3) читательское назначение материала.
Оглавление (содержание). Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.
Введение. Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; необходимо показать научно-практическую значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, если работа написана коллективом авторов, дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.
Основная аналитическая часть. Дается изложение рассматриваемого опыта работы, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск, а также описать, для чего начинался и как развивался данный опыт. При описании опыта в частных и общих выводах и их обоснований должно проявиться авторское отношение к нему.
Заключение. Содержит сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.
Литература. Список литературы, используемой в работе.
Приложение. Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.
Общие требования к оформлению авторских материалов
Материалы (с приложением) оформляются:
— в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А-4 или в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.
— Также все материалы дублируются на электронных носителях для хранения в электронном банке данных.
Общие требования к оформлению сценарной разработки воспитательного мероприятия
1. Титульный лист
а) название учреждения образования представляющего материал;
б) заглавие (краткое и информативное название представляемого материала);
в) ФИО, должность того, кто представляет материал;
г) год представления материала.
- Аннотация
Сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала
— представление автора(ов), составителя;
— цели, задачи, основное содержание материала;
— практическое назначение материала.
3. Сценарная разработка
— Тема, цели, задачи мероприятия.
— Сценарно-режиссерский план мероприятия.
— Оснащение (технические средства, атрибуты, фонограмма и т.п.).
— План подготовки мероприятия ( этапы подготовки к мероприятию, кто за что отвечает).
— Основная часть ( расписывается подробно, с указанием используемых форм, методик, указанием действующих лиц).
4. Подведение итогов.
5. Литература.
Приложение 2
Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта
1 Решение педсовета (методсовета) учебного заведения об изучении и обобщении передового опыта работы педагога по конкретной проблеме.
2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога — носителя передового опыта.
3. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.
4. Доклады (тезисы выступлений) педагога – носителя передового опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т.п.
5. Подборка творческих работ педагога по совершенствованию методики преподавания и воспитания:
— изложение отдельных тем программы;
— система дидактических материалов;
— сценарии мероприятий и др.
6. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.
7. Приложение: материалы по учебному кабинету, образцы конспектов занятий, работы учащихся и др.
8. Публикации об опыте работы.
9. Данные об использовании изучаемого опыта в учебном заведении, районе и т.д.
Материалы, необходимые при изучении деятельности коллективного носителя передового педагогического опыта (рабочей группы, методического объединения,
учебного заведения в целом)
1. Решение педсовета ( совета РОО) учебного заведения об изучении и обобщении передового опыта работы рабочей группы (методического объединения, учебного заведения в целом) по конкретной проблеме.
2 План работы МО (рабочей группы, учебного заведения) за последних 2-3 года.
3 Перечень основных проблем, над которыми работает коллектив, их актуальность и значимость.
4 Анализ знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных за последние два учебных года. Перечень научно-методических вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического объединения с приложением тезисов выступлений педагогов.
5 Протоколы заседаний МО за последние 2-3 года.
6 Материалы по самообразованию педагогов.
7 Характеристика учебно-материальной базы, которой располагает методическое объединение (рабочая группа, учебное заведение), ее использование в учебно-воспитательном процессе.
8 Приложение: материалы по проводимой учебно-воспитательной работе, план работы с молодыми специалистами, работы учащихся и др.
Приложение 3
Алгоритм изучения и обобщения положительного педагогического опыта воспитательной работы
Мониторинг массовой практики воспитательной работы, выявление наиболее эффективной педагогической деятельности
¯
Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения
¯
Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме
¯
Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта
¯
Анализ воспитательной деятельности педагога-автора
¯
Отслеживание результатов изучаемого опыта
Алгоритм внедрения передового
педагогического опыта
Пропаганда передового педагогического опыта
¯
Обучение передовой технологии педагогов региона
¯
Практическая деятельность педагогов по применению передовых технологий
¯
Контроль за внедрением
¯
Подведение итогов (выявление результатов внедрения передового педагогического опыта, проведение научно-практической конференции и т.д.)
Формы внедрения передового педагогического опыта
1. Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):
— открытый урок ( показ приемов и методов работы);
— семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);
— творческий отчет (показ результатов работы);
— конференции, выставки (показ системы работы);
— написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).
2. Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):
— педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);
— школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);
— методический плакат (анализ результатов работы);
— рукописи, аудиозаписи, видеофильмы и др. ( использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).
3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):
— статьи, сборники, монографии и др.
Приложение 4
МЕДИАТЕКА
Блоки информации:
— нормативно-правовая документация;
— образовательные программы учреждения образования;
— образовательные программы районного, областного,
республиканского уровня;
— передовые педагогические технологии.
Мини-библиотека |
видеотека |
фонотека |
медиатека |
Оргтехни-ческая зона |
|
фонды |
специальная литература; методические материалы; нормативные документы; журналы, газеты; методическая выставка |
видео-записи |
фоно-, аудио- и магнитные записи |
Диафильмы и диапозитивы |
программы дискеты |
Ос-на-ще-ние |
видео-камера, видео- магнито-фон телевизор |
Магнитофон комплекты наушников |
Диапроектор |
компьютер ксерокс, принтер, сканер |
Результат деятельности медиатеки:
— информационные бюллетени
— инструкции
— памятки
— методические разработки
— видеофильмы
— тематические слайды
— диафильмы
Приложение 5
Памятка-рекомендация педагогу по обобщению
своего передового опыта работы
1. Внимательно следите за профессиональной печатью и научно-методической литературой. Ведите записи по интересующим Вас проблемам.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы.
3. Выбирая тему обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в своей работе и работе коллег. Сформулируйте тему четко и конкретно.
4. Определите форму обобщения (доклад, статья, альбом и т.д.).
5. Составьте краткий план темы своего опыта (3-4 основных вопроса) и тезисы к нему. Материалы дополняйте, уточняйте в процессе работы.
6. Критически оценивайте свой опыт. Главный критерий оценки работы – результативность опыта.
7. Собрав материал и систематизировав его, приступайте к письменному изложению. Старайтесь писать кратко, логически стройно, избегая повторений.
8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения к работе (чертежи, таблицы, схемы, рисунки и т.д.).
9. Подготовив и обобщив материалы, снимите с них копию (оригинал всегда храните у себя).
Предлагаемую памятку не следует рассматривать как жесткую схему. Специфика опыта может подсказать педагогу существенные дополнения к изложенному.
Приложение 6
КАРТА
объекта по изучению передового педагогического опыта
1. Ф.И.О., педстаж________________________________________
2. Учреждение_________________________________________________________________________________________________________
3. Должность _____________________________________________________________
4. Категория, год присвоения _________________________________
5.Тема работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Стадия: * изучение * обобщение * внедрение
7. Кем изучается _________________________________________
10. Методические разработки _________________________________
11. Публикации (указать полные данные) ________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 7
Критерии оценки передового педагогического опыта
- Результативность работы:
- высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы (глубина, прочность знаний, образованность, культура, которую формирует учитель у учеников);
- оптимальность опыта.
- Актуальность и социальная значимость:
- эффективное решение учебно-воспитательных задач;
- усовершенствование содержания образовательной деятельности.
- Новизна опыта:
- новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
- успешное применение известных научных положений передового опыта (репродуктивный опыт);
- рационализация отдельных сторон педагогической деятельности
- Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата (например, всё усваивается учащимися на уроке).
- Устойчивость и стабильность (постоянство учебно-воспитательной работы).
- Преемственность (возможность использования опыта другими педагогами).
- Перспективность (есть перспектива развития и применения его на практике).
- Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Максимальный балл по каждому из критериев обобщения опыта на межшкольном уровне равняется 10. Таким образом, максимальное количество баллов по всем критериям может равняться 80 .
При проведении экспертизы рекомендуем пользоваться таблицей:
№ |
Наименование критерия |
ФИО учителя, балл |
|
Иванова М.И. |
|||
1 |
Результативность работы |
|
|
2 |
Актуальность и социальная значимость |
|
|
3 |
Новизна опыта |
|
|
4 |
Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает учитель для достижения определенного результата |
|
|
5 |
Устойчивость и стабильность |
|
|
6 |
Преемственность |
|
|
7 |
Перспективность |
|
|
8 |
Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия |
|
|
Итого |
Приложение №8
Образцы экспертных заключений
Экспертное заключение
о передовом педагогическом опыте
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество учителя)
__________________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность)
Экспертная группа в составе:
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
1. Председателя |
||
2. Секретаря |
||
3. Члена ЭГ |
Изучила материалы по теме:________________________________________________________________________________________________________________________________
Балл, полученный при оценке передового педагогического опыта:__________
Экспертная группа вынесла следующее заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод (выбрать и заполнить один из четырех пунктов ):
1. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ) соответствующим межшкольному уровню, распространить на межшкольном уровне.
2. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), соответствующим районному уровню, обобщить на уровне района .
3. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), соответствующим межшкольному уровню частично (указать какие направления требуют доработки ).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), не соответствующим межшкольному уровню (указать конкретно, что именно не дает возможности экспертной комиссии вынести положительное суждение)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое мнение членов ЭГ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель |
Подпись |
ФИО |
Секретарь |
Подпись |
ФИО |
Член ЭГ |
Подпись |
ФИО |
Дата_______________________
Экспертное заключение
о передовом педагогическом опыте
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество учителя)
__________________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность)
Экспертная группа в составе:
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
1. Председателя |
||
2. Секретаря |
||
3. Члены ЭГ |
||
Изучила материалы по теме:________________________________________________________________________________________________________________________________
Балл, полученный при оценке передового педагогического опыта:__________
Экспертная группа вынесла следующее заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вывод (выбрать и заполнить один из трех пунктов ):
1. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), соответствующим районному уровню, поместить в районный банк данных передового педагогического опыта, распространить на уровне района .
2. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), соответствующим районному уровню частично (указать какие направления требуют доработки )______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Считать передовой педагогический опыт, обобщаемый ____________________________________________________(указать ФИО ), не соответствующим районному уровню (указать конкретно, что именно не дает возможности экспертной комиссии вынести положительное суждение)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое мнение членов ЭГ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель |
Подпись |
ФИО |
Секретарь |
Подпись |
ФИО |
Член ЭГ |
Подпись |
ФИО |
Дата_______________________