Выдержка из текста работы
Пустынникова Е. В. Базовые концепции ценообразования: Учебно-методическая разработка и задания к контрольной работе по дисциплине «Цены и ценообразование» для студентов специальностей: Экономика и управление на предприятиях, Менеджмент организации, Бухгалтерский учет и аудит, Маркетинг.
Ульяновск: УлГУ. Институт экономики и бизнеса, 2013.-67 с.
Рецензенты:
Доцент, к.э.н. Аргуткина Н. Л.
Доцент, к.э.н. Алексеев Ю.С.
Рассматриваются базовые концепции ценообразования – состав и структура цены, методы ценообразования, ценовые стратегии. Теоретические положения иллюстрируются на конкретных примерах. Специальный раздел посвящен индивидуальным заданием для студентов. Материал может быть использован для самостоятельного изучения материала, выполнения контрольных работ студентами заочной формы обучения, а также для аудиторных практических занятий.
Рекомендовано к изданию решением кафедры экономики и организации производства ИЭиБ УлГУ (протокол № от 19.03.13
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Состав и структура цены………………………………………………………..…..…..4
Сущность цены. Структура цены ……………..…………………………………..…..……4
Порядок формирования цены. Виды цен.………………………………..…….……………6
2. Методы ценообразования……….……………………………….……………………..10
Понятие и система ценовых методов…………..…………………………………………..10
Затратные методы ценообразования…………………………………………..……………12
Параметрические методы ценообразования………………………….……….………….22
Ценовые методы стимулирования продажи товаров………….…………….…………..25
3. Ценовые стратегии и условия их выбора……………………………………….….…30
4. Практикум………………………..……………………………………..…….….….….34
3.1. Практикум для студентов очной формы обучения…………………………….…….34
3.2. Задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения……..…. 58
5. Рекомендуемая литература………………………………………………….…………..65
Цена в современной экономике
Сущность цены. Структура цены
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена- сложная экономическая категория. В ней пересекаются основные многие проблемы развития экономики, общества в целом. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению одних, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена— денежное выражение стоимости товара.
Стоимость— это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда.
Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и общие затраты».
Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, цена более подвижна, чем стоимость, поскольку в ней отражаются условия обмена товаров, спрос и предложение, степень государственного регулирования, распределение стоимости между производством и потреблением. следовательно, цена – это количество денег, уплачиваемое за единицу данного товара, предназначенного для реализации.
Она выступает как экономический индикатор состояния рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения.
Являясь важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, цена определяет валовой доход, прибыль рентабельность другие показатели предприятий. Цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
Состав цены – это совокупность элементов цены, выраженные абсолютными показателями.
Структура цены – это отдельные элементы, выраженные в % к цене. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара, что позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.
Рис. 1 Общая структура цены
Ип — издержки производства (себестоимость); П — прибыль изготовителя;
Нк — косвенные налоги, включаемые в структуру цены;
Н поср. – надбавка оптового посредника; Тн- торговая надбавка.
Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.
Общая структура цены в современных российских условиях принципиально соответствует той, что отработана всеми экономически развитыми странами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ |
|||
Ип + П Цена изготовителя | + Нк (косвенные налоги, включаемые в структуру цены) |
+ Н поср (надбавка оптового посредника)
|
+ Тн (торговая надбавка) |
Цена отпускная |
|||
Цена закупки торговой фирмой (продажная цена торгового посредника) |
|||
Розничная цена |
Пример. Определим состав и структуру розничной цены.
Таблица 1.
Элементы цены | Себестоимость | Прибыль | Косвенные налоги | Оптовая надбавка | Торговая надбавка | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Розничная цена товара, руб. |
119 | |||||
Состав цены, руб. | 40 | 20 | 10,8 | 15,2 | 33 | 119 |
Структура цены, % | 33,6 | 16,8 | 9 | 12,9 | 27,7 | 100 |
Расчёт | 2 : 7 х 100% | 3: 7х 100% | 4 : 7 х 100% | 5 : 7 х 100% | 6: 7 х 100% |
Структура цены хорошо показывает влияние двойного налогообложения на цену (в случае, если данный товар облагается акцизом), а также влияние посредников на формирование розничной цены товара: чем шире круг посредников, тем большее доля снабженческо–сбытовых надбавок в розничной цене.
Уровень цен — это абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме.
Динамика цен — изменение уровня цен за определённый период времени.