Содержание
I.Введение:
Адам Смит один из создателей экономи-ческой теории.Стр. 3
II.Основная часть:
1.Общие положения учения о доходах Адама Смита.Стр. 4
2.Детальное рассмотрение учения о доходах.Стр. 5
а.Классы и доходы.Стр. 5
б.Заработная плата.Стр. 6
в.Теория прибыли.Стр. 9
г.Земельная рента.Стр. 10
д.Необходимые условия для действия учения А. Смита.Стр. 10
III.Заключительная часть:
Роль Адама Смита, как основателя экономиче-ского учения.Стр. 11
Список литературы Стр. 12
Выдержка из текста работы
В 1976 году исполнилось 200 лет с момента выхода в свет книги выдающегося шотландского философа, величайшего ученого-экономиста конца XVIII века Адама Смита. В историю экономической мысли он навсегда вошел своей книгой “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776). Значение его труда, стоящего ему девяти лет отшельничества, выходит далеко за пределы экономики. Размышления автора, как высокоинтеллектуальной и многогранной личности, внесли значительный вклад в теорию таких наук, как психология, педагогика, политология. Среди выдающихся экономистов классической политической экономии Адам Смит является центральной фигурой.
В концепции А.Смита центральную роль играет теория разделения труда, где он отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Также экономист обращает внимание на тему денег, которая органически связана с темой разделения труда, так как у Смита деньги выступали в качестве средства обмена («великого колеса обращения») Он подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара, выводя их в кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль.
Смит сумел по-новому увидеть последовательность рыночной системы объективно заметить, что она будет расти и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.
Воззрения Смита как относительно разделения труда, так и в теории денег верны сегодня многие экономисты до сих пор заняты тщательным изучением того как работает механизм, предложенный ученым.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
— с позиций морали и нравственности,
— с позиций гражданских и государственных,
— с позиций экономических.
Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек — существо, эгоистичное от природы, и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих.
Но люди, все, же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого. Значит, существуют какие-то механизмы, которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить, то можно понять, как устроить экономические отношения более рационально.
Адам Смит в отличие от своих предшественников сумел понять и доказать, что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми видами производств, существующими в экономике.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».
Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.
Исследование данной работы предопределило ряд задач:
1. Рассмотреть «исследование об экономическом учении Смита».
2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.
В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.
Глава 1. Биографическая справка А. Смита
Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга. Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать, посвятившая ему всю свою жизнь. В четырнадцать лет он поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира. Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, он постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Доказательством этого стало назначение его профессором философии этики Университета в Глазго после того как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Считается, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Остались записи его лекций в которых он говорит об юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» — управлении внутренними делами которое мы бы назвали «экономической политикой». Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.
В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств» очень интересное исследование в области морали и психологии Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом ответственным за знаменитый «чайный налог» вызвавший американскую революцию во Франции Смит встречался с Вольтером Руссо и с Франсуа Кенэ блистательным врачом которому принадлежит идея физиократии — первая попытка объяснения того как работает экономическая система.
В 1766 году Смит возвратился в Шотландию где и прожил остаток своей жизни тогда-то и была тщательно и медленно написана его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит послал экземпляр Юму который стал его близким другом, Юм понял как и все остальные прочитавшие книгу, что Смит создал произведение которое навсегда изменит представление общества о самом себе
В свет книга вышла лишь в марте 1776 года и, приобретя громадный успех, несколько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 году и включила в себя пять книг. Именно «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смита принесло ему пожизненное признание и славу «отца экономической науки»
Глава 2. Экономические учения Адама Смита
В основе экономической теории Адама Смита лежат наблюдения как экономического, так и философского характера, частично разработанные самим Смитом, частично почерпнутые им у других авторов. В целом же его исследование стало возможным только благодаря тем социально-политическим и экономическим переменам, которые происходили в Европе в XVIII веке и заключались в развитии рыночного производства и складывании устойчивых обменных отношений. Адам Смит был современником этих процессов и можно сказать, что его экономические воззрения развивались вместе с развитием самой экономики.
2.1 Учение о разделении труда
В основе всей системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит: от доли населения, занятого производительным трудом и от уровня производительности труда.
Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса — разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнение только одной операции:
«Один человек выдергивает проволоку, другой ее выпрямляет, третий режет, четвертый заостряет, пятый размалывает верхушку, чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно — надевание; отдельно — побелка; и даже завернуть ее в бумагу — тоже особая специальность…
Я видел маленькую фабрику такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами, они могли при старании производить около 12 фунтов булавок в день. Фунт — это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день… Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга они бы не сделали и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной».
С правильных позиций Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка. Обширный рынок, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. При узости рынка возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.
Хотя отдельные положения учения о разделении труда были сф……..
Список литературы
1. Агапова И.И. История экономических учений. — Юристъ, 2001. — 285с.
2. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю. В., Рябцева В.М. История экономических учений. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 252с.
3. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. — М.: «Финансы и статистика», 2000.- 328с.
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 480с.
5. Аникин А.В. Адам Смит Русская мысль и наши проблемы. — М., 1990.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1993.