Выдержка из текста работы
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 8 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания (по каждому разделу)
№ урока | Раздел, Тема урока | Тип урока |
Введение | Изучение нового материала | |
Глава I. Личность и общество (5 часов) | ||
Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. | Изучение нового материала | |
Общество как форма жизнедеятельности людей | Комбинированный | |
Развитие общества | Комбинированный | |
Как стать личностью? | Комбинированный | |
ПОУ по теме «Личность и общество» | Закрепление материала | |
Глава II. Сфера духовной культуры (6 часов) | ||
Сфера духовной жизни | Изучение нового материала | |
Мораль. Долг и совесть | Семинар | |
Моральный выбор – это ответственность | Комбинированный | |
Образование и наука в современном мире | Комбинированный | |
Религия как одна из форм культуры | Семинар | |
ПОУ по теме «Сфера духовной культуры» | Закрепление материала | |
Глава III. Социальная сфера (5 часов) | ||
Социальная структура общества | Изучение нового материала | |
Социальные статусы и роли | комбинированный | |
Нации и межнациональные отношения | комбинированный | |
Отклоняющееся поведение | Комбинированный урок | |
ПОУ по теме «Социальная сфера» | Закрепление материала | |
Глава IV. Экономика (11 часов) | ||
Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики | Изучение нового материала | |
Собственность | Комбинированный урок | |
Рыночная экономика | комбинированный урок | |
Производство –основа экономики | Комбинированный урок | |
Предпринимательская деятельность | конференция | |
Роль государства в экономике | Комбинированный урок | |
Распределение доходов и потребление | Комбинированный урок | |
Инфляция и семейная экономика | Практикум | |
Безработица, ее причины и последствия | Комбинированный урок | |
Мировое хозяйство и международная торговля | Комбинированный урок | |
ПОУ по теме «Экономика» | Закрепление материала | |
Итоговое повторение | Закрепление |
Предпочтительные формы контроля и оценки
Формы промежуточного оценивания: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
Интеграция с внеурочной деятельностью, в том числе проектной
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Распределение часов на изучение предмета, резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в классах (из расчета 1 учебный час в неделю).
Предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 5 учебных часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
наполнение плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
· Способы взаимодействия человека с другими людьми;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
· решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. Что изучает обществознание. Общественные дисциплины.
Раздел 1. Личность и общество (5 часов)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.Причины и опасность международного терроризма.
Глобальные проблемы современности.
Раздел 2. Сфера духовной культуры (6 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Раздел 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Раздел 4. Экономика (11 часов)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы и собственность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.Социальное страхование. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Профсоюз.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. | Введение | Называть проблемы, стоящие перед учёными, занимающимися изучением обществознания.Уметь классифицировать гуманитарные науки. | |
2. | Раздел 1. Личность и общество. | Раскрывать характерные черты человека, индивида, личности. Объяснять связь человека с природой. Характеризовать структуру общества Раскрывать основные теории и пути развития общества | |
3. | Раздел 2. Сфера духовной культуры. | Давать развёрнутую характеристику морали и ее месту в современном мире Самостоятельно давать оценку жизненным ситуациям. Характеризовать нормы морали, особенности науки и образования, религии. | |
4. | Раздел 3. Социальная сфера. | Раскрывать смысл понятий: социальный статус и социальная роль. Объяснять и использовать в контексте понятия социальной мобильности и лифтов. Привлекая знания по истории и обществознанию, раскрывать смысл высказываний и утверждений. Характеризовать отклоняющееся поведение и связанные с ним проблемы Прослеживать динамику межличностных отношений. | |
5. | Раздел 4. Экономика. | Объяснять и использовать понятия. Подготавливать презентации. Решать экономические задачи и моделировать ситуации. Систематизировать в форме таблицы учебный материал. | |
6. | Обобщение по курсу | Систематизировать материал по теме. Выполнять контрольные задания по теме. | |
7. | Резерв | ||
итого |
Календарно-тематическое планирование