Выдержка из текста работы
Контрольная работа призвана закрепить теоретические знания по вопросам ценообразования, а также практические навыки расчёта цен и показателей, связанных с ценовой политикой предприятия.
Выполняемый вариант контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Десятый вариант соответствует нулю в конце номера.
Каждый вариант включает в себя тестовые задания, в том числе расчетного характера, и задачу. При выполнении тестового задания необходимо не только определить правильный вариант (варианты) ответа, но и дать краткие пояснения, обосновывающие приведенный ответ. В тесте с расчётом необходимо показать последовательность вычислений подробно.
Решение задачи также должно быть развернутым с необходимыми пояснениями по ходу решения и заключительным выводом по полученному результату.
Вариант 1
1. Идеи затратных ценовых теорий явились основой для объяснения закономерностей формирования:
- спроса
- предложения
- эластичности
- полезности
2. Основные функции цен в рыночной экономике:
- стимулирующая
- учетная
- затратная
- доминирующая
- координирующая
3. Прямые факторы формирования цен в рыночных условиях:
- затраты
- полезность
- конкуренция
- спрос
- предложение
4. Последовательность формирования цен на товары:
- Надбавка оптового посредника
- Розничная цена
- Отпускная цена
- Цена изготовления
5. Соответствие цен на новые товары степени их новизны:
-
Характеристика товара
Вид цены
1.
Товар новый для рынка
а.
Цена проникновения
2.
Товар новый для предприятия
b.
Престижная цена
c.
Цена снятия сливок
Задача. Предприятие выпускает и реализует 2000 шт. изделий в месяц по цене 1500 руб. Мощность предприятия рассчитана на выпуск 3000 шт. Новый заказчик предлагает заключить контракт на ежемесячную поставку 500 шт. изделий на условиях «с завода». Контрактная цена является предметом переговоров. Каков уровень минимально приемлемой для предприятия цены по предлагаемому контракту при условии, что размер прибыли с каждого проданного новому клиенту изделия останется на прежнем уровне? Себестоимость одного изделия составляет 1400 руб., в том числе расходы по реализации – 80 руб., доля постоянных затрат в себестоимости – 20%.
Вариант 2
1. Идеи теорий полезности явились основой для объяснения закономерностей
формирования:
- спроса
- предложения
- эластичности
- затрат
2. Связь между производством и потреблением в экономике осуществляется посредством
функции цены:
- распределительной
- стимулирующей
- балансирования спроса и предложения
- учётной
3. Равновесная цена при общей выручке продавцов 1875 д.ед. и равновесном объеме, равном 15 ед., составит: …
4. Последовательность формирования цен на товары:
- Отпускная цена
- Цена оптовой торговли
- Себестоимость производства
- Розничная цена
5. Определить реальный рост цены потребительского товара, если индекс потребительских цен
вырос со 150 до 400, а номинальная цена товара увеличилась с 20 до 80 руб.
Задача. Определите повышение цены в % за время, прошедшее с момента подписания контракта до фактической поставки оборудования, при условии, что за этот период заработная плата рабочих, занятых на его производстве, повысилась с 25000 руб. до 30000 руб., стоимость 1 тонны стали выросла на 5%. Доля заработной платы в базисной цене – 20%, комплектующих из стали – 50%.
Вариант 3
1. Стимулирующая функция цены проявляется:
- в развитии предпринимательства
- в стремлении предпринимателей получить прибыль
- в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство
- в повышении эффективности использования ресурсов
2. Определить равновесную цену, если кривые предложения и спроса имеют вид:
Qs = 200 + 2p; Qd = 250 — 3P
3. Основные параметры цен:
- постоянство
- инфляционный рост
- зависимость
- структура
- уровень
4. Сопоставимая цена – это цена:
- действующая
- базисная
- номинальная
- реальная
5. Методика определения цены может быть ориентирована на:
- спрос
- объем товара
- качество
- предложение
Задача. Определить структуру оптовой цены и прибыль в отпускной цене предприятия, если известно:
- Производственная себестоимость единицы продукции – 1600 руб.;
- Сбытовые затраты – 50 руб. на ед.;
- Ставка НДС – 18%;
- Оптовая надбавка – 20%;
- Отпускная цена – 3422 руб.
Вариант 4
1. Стимулирующая функция цены проявляется:
- в поощрительном или сдерживающем воздействии на потребление товаров и услуг
- в повышении эффективности производства и потребления
- в стремлении предпринимателей получить прибыль
- в увеличении разнообразия товаров и услуг
2. Определить равновесную цену, если совокупные затраты покупателей составляют 800 д.ед.,
Вид кривой предложения: Q = 2P
3. Взаимосвязь групп цен в их системе может быть:
- только прямой
- только обратной
- как прямой, так и обратной
- практически отсутствует
4. Индекс оптовых цен вырос в целом по отрасли в 1,5 раза, цена товара увеличилась с 5 д.е.
до 7,5 д.е. Реальная цена товара относительно:
- выросла
- снизилась
- не изменилась
- нельзя дать точного ответа
5. Методика определения цены может быть ориентирована на:
- конкуренцию
- предложение
- качество
- объем товара
Задача. Определить розничную цену изделия и её структуру, если известно:
- Себестоимость изделия – 120,1 руб.;
- Ставка НДС – 18%;
- Отпускная цена с НДС – 210,4 руб.
- Оптовая надбавка – 6%
- Розничная надбавка – 25%
Вариант 5
1. Эффективность использования производственных ресурсов проявляется в функции цены:
- учетной
- стимулирующей
- балансирования спроса и предложения
- распределительной
2. Определить равновесную цену, если совокупный доход продавцов составляет 1600 д.е.
Вид кривой спроса: Qd = 4P
3. Тарифы, как группа цен, выделяются по признаку:
- территории действия
- обслуживаемой сферы обращения
- особенностей формирования
- метода расчёта
4. Рыночное ценообразование предполагает:
- преобладание затратного подхода
- формирование цены на предприятии
- формирование цены до начала производства
- государственное регулирование цен
5. Основные факторы формирования рыночных цен, не зависящие от предприятия и его ценовой политики:
- конкуренция
- государственное регулирование
- уровень процентных ставок за кредит
- место продажи
- сезонность
Задача. Определить структуру розничной цены платья, реализуемого частным магазином. Полная себестоимость платья 1480 руб., отпускная цена – 1960 руб., ставка НДС – 18%, розничная цена – 2600 руб, оптовая надбавка – 15%.
Вариант 6
1. Соответствие функций цен их содержанию:
-
Функция цены
Содержание функции
1.
Учётная
а.
Связь между производством и потреблением
2.
Балансирования спроса и предложения
b.
Распределение ресурсов в экономике
c.
Величина затрат труда и других ресурсов
2. Условие «франко-завод (склад) продавца» определяет цену по условиям поставки:
- минимальную;
- максимальную;
- среднюю
3.В состав тарифов надбавки посредников:
- включаются
- не включаются
- могут, как включаться, так и не включаться
- оплачиваются отдельно
4. Контроль за ценами в экономике осуществляется субъектами:
- государственными органами ценообразования
- предпринимательскими союзами
- обществами потребителей
- государственными органами и обществами потребителей
5. Факторы, которые учитывает монополист при установлении цены на свой товар:
- структура и эластичность спроса
- средние издержки
- средние и предельные издержки
- цены конкурентов
Задача. Предприятие реализует свой товар по цене 300 руб. Спрос на продукцию предприятия стабилен и обеспечивает сбыт в объеме 20000 штук Планируется увеличение объема сбыта до 25000 штук, что позволяют имеющиеся мощности. На сколько необходимо снизить цену, чтобы достичь желаемого увеличения объёма продаж и как это отразится на прибыли предприятия?
Эластичность спроса по цене в среднем по рынку составляет 3, а себестоимость одного изделия — 250 руб. при доле в ней постоянных затрат 25%.
Вариант 7
1. Соответствие функций цен их содержанию:
-
Функция цены
Содержание функции
1.
Распределительная
а.
Связь между производством и потреблением
2.
Стимулирующая
b.
Альтернативные варианты использования ресурсов
c.
Информация для потребителей и производителей
2. Условие «франко-склад покупателя» определяет цену по условию поставки:
- минимальную;
- максимальную;
- среднюю
3. Контрактные цены по методу фиксации:
- предельные
- базисные
- гарантированные
- твёрдые
- скользящие
4. Последовательность этапов разработки цен на предприятии:
- Определение спроса
- Анализ издержек
- Постановка целей и задач ценообразования
- Выбор метода ценообразования
5.Какие из указанных факторов ценообразования относятся к управляемым на уровне предприятия:
- издержки
- сезонность
- тип рынка
- валютный курс
- жизненный цикл товара
Задача. Предприятие выпускает и реализует 100 тыс. штук изделий по цене 230 руб. Сумма постоянных затрат – 6 млн. руб. Маржинальная прибыль на одно изделие – 120 руб. Для увеличения сбыта предприятие предполагает снизить цену на 15%. Как это отразится на прибыли предприятия, если эластичность спроса по цене в среднем по рынку составляет – 5.
Вариант 8
1.Приспособление предложения к спросу определяется:
- изменением цен
- конкуренцией
- изменением спроса
- изменением предложения
2. Уровень цены по условию поставки определяется:
- транспортными расходами продавца
- транспортными расходами покупателя
- совокупными транспортными расходами продавца и покупателя
- транспортными расходами либо продавца, либо покупателя
3. Тендерные цены определяются на основе:
- последовательной фиксации
- расчёта средневзвешенной цены
- предельной цены
- конкурса заявок
4. Соответствие целей ценовой политики предприятия рыночной ситуации
-
Ценовая политика
Рыночная ситуация
1.
Обеспечение сбыта
а.
Благоприятная рыночная конъюнктура
2.
Максимизация прибыли
b.
Монополизация рынка
c.
Острая конкуренция на рынке
5.Для какого типа рынка характерны одинаковые и относительно стабильные цены:
- конкурентного
- рынка продавца
- олигопольного
- монополистической конкуренции
Задача. Предприятие реализует свой товар на двух несмежных между собой рынках по цене 800 руб. На первом рынке спрос на продукцию предприятия стабилен и обеспечивает сбыт в объёме 1500 тыс. штук. в год. Объём продаж на втором рынке – 500 тыс. штук. Эластичность спроса по цене – 4,5.
Мощность предприятия составляет 2500 тыс.штук в год, себестоимость единицы продукции 700 руб., при соотношении постоянных и переменных затрат 25:75. Планируется увеличить объём продаж на втором рынке до полной загрузки производственной мощности на основе снижения цены. Определить, возможно ли это для предприятия при указанных условиях без потери прибыли.
Вариант 9
1. Базовыми отраслями, цены на продукцию которых играют ключевую роль в системе цен,
являются:
- машиностроение
- газовая промышленность
- электроэнергетика
- лёгкая промышленность
- строительство
2. Условия поставки определяют:
- транспортные издержки продавца
- комплектность и объем поставки
- порядок расчётов с заказчиками
- сроки поставки
3. Тендерные цены определяются на основе:
- последовательной фиксации
- расчёта средневзвешенной цены
- предельной цены
- конкурса заявок
4. Соответствие целей ценовой политики предприятия рыночной ситуации:
-
Ценовая политика
Рыночная ситуация
1.
Завоевание лидерства на рынке
а.
Рост инвестиционной активности
2.
Максимизация прибыли
b.
Дифференциация издержек в отрасли
c.
Острая конкуренция на рынке
5.Если спрос по цене эластичен, то верным будет показатель:
- 0,5
- 1,5
- -5
Задача. Базисная цена оборудования по экспортному контракту составляет 150 тыс. долл. Цены на металл для комплектующих имеют тенденцию роста, предполагается также рост затрат на тепловую энергию. Контракт заключается на условиях скользящей цены, имеющей следующую структуру: энергозатраты – 10%; комплектующие – 40%; заработная плата – 25%; прочие затраты – 5%; прибыль -20%. Лимит скольжения – 12%.
К моменту поставки рублёвые цены на комплектующие выросли на 15%, энергозатраты – на 20%. Расчёты по контракту осуществляются в американских долларах. На момент заключения контракта курс рубля к доллару составлял 30 руб., на момент поставки снизился до 35 рублей. Определить уровень скользящей цены на поставленное оборудование.
Вариант 10
1. Причины, обусловливающие взаимосвязь цен в их единой системе:
- динамика и структура спроса
- единая основа (законы) формирования
- динамика и структура предложения
- технологическая и экономическая взаимосвязь отраслей
- взаимосвязь конечного и промежуточного потребления
2. По признаку обслуживаемой сферы обращения различают цены:
- договорные
- розничные
- экспортные
- свободные
- сопоставимые
3. Для централизованного ценообразования характерны:
- затратный подход
- формирование цены на предприятии
- формирование цен на рынке
- государственное регулирование цен
- самостоятельность ценовой политики предприятий
4. Методика определения цены может быть ориентирована на:
- издержки
- качество
- предложение
- объем товара
5.Соответствие ценовых стратегий рыночным условиям и возможностям предприятия:
-
Виды стратегий
Условия и факторы
1.
Стратегия множественных цен
а.
Товарный ассортимент
2.
Стратегия «случайного» снижения цен
b.
Ценовая дискриминация
c.
Неполнота информации
Задача. Себестоимость 10 тыс. шт. изделий, реализуемых предприятием, составляет 5 млн. руб. при соотношении постоянных и переменных затрат 24:76. Рентабельность продаж – 20%. Мощность предприятия используется на 80%. Определить:
— минимальную цену изделий на новом рынке, который может быть освоен предприятием, с сохранением сложившейся рентабельности;
— процент снижения издержек предприятия на единицу продукции при полной загрузке производственных мощностей.