Выдержка из текста работы
полное наименование дисциплины |
032700.62 Филология профиль: Зарубежная филология (английский язык и литература; немецкий язык и литература) |
код и наименование направления подготовки (специальности) |
очная |
форма обучения |
Предисловие
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе ФГОС ВПО (утвержден 14.01.2010, регистрационный № 34), учебного плана по направлению подготовки (специальности) 032700.62 Филология (утвержден 31.03.2011, регистрационный № 8)
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии
наименование кафедры |
от 30.01.2012, протокол № 5
Разработчик(и):
Доцент кафедры философии | А.Н.Севелов | |
должность, кафедра | подпись | И.О. Фамилия |
должность, кафедра | подпись | И.О. Фамилия |
должность, кафедра | подпись | И.О. Фамилия |
Заведующий кафедрой
философии | О.В.Смирнова | |
подпись | И.О. Фамилия |
Рабочая программа учебной дисциплины согласована с выпускающей кафедрой по направлению подготовки (специальности) 032700.62 Филология и соответствует действующему учебному плану.
Заведующий выпускающей кафедрой
ГФиМК | Г.Н.Чиршева | |
кафедра | подпись | И.О. Фамилия |
Заведующий выпускающей кафедрой
кафедра | подпись | И.О. Фамилия |
Содержание
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ | |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ,ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
Организационно-методический раздел
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОНКРЕТИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, РАССМОТРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ; АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Вариативный курс «Философия и история образования» изучается в рамках блока социально-гуманитарных дисциплин, частично затрагивая и общие профессиональные дисциплины. Курс конкретизирует основные положения базового курса «философия», а также возможных изучаемых курсов «философская антропология», «теория коммуникации». Курс имеет следующее значение в подготовке бакалавров направления «Филология»:
1. Наряду с курсами «философия», Философская антропология» формирует основные общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра в сфере образовательной деятельности.
2. Курс может способствовать расширению знаний в вопросах теории и методологии образовательной деятельности, навыку исследовательской работы в сфере образования.
3. Совместно с курсами «Политология», «Социология» и другими социально-гуманитарными дисциплинами способствует умению анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы современного образования и его места в социальном и культурном развитии
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для профиля 032700.62-П3-10:
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);
умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
Для профиля 032700.62-П4-10:
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: место философии образования в системе философского и педагогического знания, иметь представление о дискуссионном характере подходов пониманию предмета философии образования, месте образования в социализации личности, отношении государства к образованию, основных тенденциях развития образования в мире и создания единого образовательного пространства.
· Уметь ориентироваться в исследовательских подходах к образованию, уметь применять общие теоретические знания по философии образования в практике педагогической деятельности, разбираться в государственной образовательной политике.
· Владеть навыками философско-теоретического анализа проблем образования, использовать философские и общенаучные методы познания в изучаемом направлении подготовки.
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебно-методическое обеспечение САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ
- лЕКЦИЯ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ «фОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
- сЕМИНАР-ДИСКУССИЯ ПО ТЕМАМ: «кРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ», «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Учебно-методическое обеспечение САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В КАЧЕСТВЕ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. пОДГОТОВКА ЭССЕ ПО ПРИМЕРНЫМ ТЕМАМ:
«ПРИЧИНЫ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
«еСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЯТЬ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРУ ОБРАЗОВАНИЯ? еСЛИ ЕСТЬ, ТО КАК?»
2. аНАЛИЗ ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Тематика рефератов
1. Предмет философии образования.
2. ЦеННОСТИ И ИДЕАЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
3. пРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АНТИЧНОМ МЫШЛЕНИИ.
4. вОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ.
5. оБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
6. пЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
7. оБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ «РАЗУМНОСТИ» И «еСТЕСТВЕННОСТИ».
8. пРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
9. фИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ рОССИИ В КОНЦЕ xviii-НАЧАЛЕ xix ВЕКОВ.
10. оРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В рОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
11. зАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ xix ВЕКА.
12. оБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
13. эКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
14. СОцИология образования.
15. Философия образования и социальная философия.
16. Соотношение филосоФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
17. оБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
18. ИДЕАЛ ОБРАЗОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
19. оБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ МЕЖПОКОЛЕННОЙ СВЯЗИ.
20. сОТТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
21. фОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА.
22. гОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
23. иНТЕГРАЦИЯ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
24. оБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
25. рОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. пРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ. дИСКУССИОННОСТЬ ВОПРОСА.
2. аНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
3. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ.
4. гУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
5. аПЕЛЛЯЦИЯ К РАЗУМУ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
6. вОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
7. фИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. оСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.
8. оБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
9. эКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ. эКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ
10. сОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
11. фИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
12. оБРАЗОВАНИЕ И МЕЖПОКОЛЕННЫЕ СВЯЗИ, ИХ ВИДЫ.
13. оБРАЗОВАНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
14. иДЕИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ xviii- НАЧАЛА xix ВЕКОВ.
15. рОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
16. оБРАЗОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВО: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
17. рЫНОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
18. кРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРИЧИНЫ И ПОИСК ВЫХОДА.
19. оСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
20. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ И КАК СФЕРА УСЛУГ: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ.
21. пОИСК МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
22. рЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ РУБЕЖА хх-нАЧАЛА XXI ВЕКОВ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ
23. олЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
24. иНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
25. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.