Содержание
Введение1
1. Полезность продукта и проблемы ее изменения. Количественная (кардиналистская) и порядковая (ординалисткая) теория полезности. Излишек потребителя и производителя1
2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя. Кривая Энгеля1
3. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса1
Заключение1
Литература1
Выдержка из текста работы
Данная работа посвящена тому, как формируется потребительский выбор, на каких постулатах основывается и на что опирается. Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, состоянием современной экономики, в которой накоплен огромный материал о человеке как ведущем звене в теории потребительского выбора. Дело в том, что рыночный спрос формируется на основе решений, которые принимаются множеством отдельных потребителей. Важно отметить актуальность выбранной темы в эпоху развития информационных технологий, так как проблема потребительского выбора всегда остается в центре внимания, диктуя производителю принятие решений в условиях ограниченности ресурсов и их рационального использования для удовлетворения необходимых потребностей. Теория потребительского выбора включает исследование потребительских предпочтений, возможностей человека относительно дохода и потребительский спрос. На этом основана возможность обоснования и решения таких проблем как регулирование спроса, развитие торговли, налогообложение и расширение производства. Тема курсовой работы актуальна в связи с расширением внешнего товарооборота, и, как правило, усилением роли потребительского выбора в условиях конкурентоспособности рынка товаров и услуг. Присущий теории потребительского выбора суверенитет, свобода и рациональность, определяемые ограниченными доходами, направлены на устранение неопределенности и установление упорядоченности в предпочтениях потребителя. Теория потребительского выбора тщательно исследует компромиссы, без которых трудно представить жизнь потребителя, что в свою очередь обусловливает значимость и основание выбора темы курсовой работы.
Целью моей работы является анализ теории потребительского выбора, исследование сущности и основных особенностей потребительских предпочтений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить две основные теории полезности, функцию полезности и ее виды. Рассмотреть взвешенную предельную полезность и принципы оптимального выбора.
2.Определить особенности потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора.
3.Рассмотреть кривые безразличия, их свойства, основные типы. Бюджетное ограничение.
4. Исследовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
5.Проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара.
Объектом исследования является теория потребительского выбора. Предметом — потребительский выбор.
Курсовая работа включает в себя 2 главы: Понятие теории потребительского выбора и ее особенности; Мир потребительского выбора.
Глава 1. Понятие теории потребительского выбора и ее особенности
1.1.Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности.
Полезность блага представляет собой удовлетворение, полученное от потребляемого блага. Общая полезность определяется как сумма полезностей отдельных частей или единиц потребляемого блага. Тогда предельная полезность — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу. Чем большее количество товара приобретают потребители, тем меньше их желание и стремление к покупке его дополнительных единиц. Дело в том, что предельная полезность каждой предшествовавшей единицы, как мы уже знаем, больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше. Наглядно это можно продемонстрировать в виде таблицы с графиками. Предположим, что при цене пиццы более 40 центов потребитель вовсе откажется от покупки, а при равной 40 центам купит одну пиццу. Значит, мы можем считать, что 40 центов есть денежное выражение полезности первой пиццы для нашего потребителя. Следующая пицца получит меньшую денежную оценку своей полезности, скажем, 30 центов, третья — 25 центов, четвертая- 15 центов, пятая — 3 цента. Рассмотренный выше пример можно проиллюстрировать графически. В этом случае кривая спроса будет иметь не плавный, а ступенчатый характер, так как потребление нашего товара (пиццы) дискретно (см. рис. 1.1.).
Рис.1.1. Кривая общей полезности(а) и кривая предельной полезности (б)
(Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд. С.120)
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
где MU — предельная полезность (marginal utility);
TU — общая полезность (total utility).
Основные виды функций полезности.
1.Функция полезности для совершенных товаров — заменителей:
данная функция полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимозаменяемым товарам, то есть ситуации, когда уменьшение потребление, какого- либо вида товара может быть компенсировано потреблением дополнительных единиц любого другого товара.
2. Функция полезности с полным дополнением благ (функция полезности Леонтьева):
данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимодополняемым товарам, когда потребителю важно приобретать товары в определенной пропорции.
3. Неоклассическая функция полезности (функция полезности Кобба-Дугласа):
описывает предпочтения потребителя, обладающие свойством выпуклости, т. е. ситуацию, когда потребителю важно включать в набор какое-то количество единиц каждого товара. При этом уменьшение потребления какого-либо товара может быть скомпенсировано за счет увеличения потребления других товаров.
Главной задачей теории потребительского поведения, в книге «Основы Микроэкономики», Николаев Илья Петрович выделяет необходимость исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг. Теория потребительского поведения позволяет понять варианты и причины поведения потребителя в разных ситуациях, что важно и для отдельного производителя, и для разработки основ социальной политики. Таким образом, современная теория потребительского спроса объясняет мотивацию потребительского поведения покупателей. Она дает возможность осуществить расчет реальных данных для выбора с целью получения максимального эффекта при покупках или принятии каких-либо иных практических решений.
В учебнике «Микроэкономика» под редакцией Тарасевич Леонида Степановича, автор делает вывод о том, что теория потребительского выбора основана на предположении, что покупатели стремятся максимально удовлетворить свои потребности при ограниченном бюджете, также при анализе потребительского выбора следует учитывать потребительские предпочтения, описываемые кривыми безразличия и бюджетным ограничением. Автор считает, что анализ потребительского поведения на основе этих кривых поможет правильно определить направления производства.
Роберт Франк в книге «Микроэкономика и поведение» отмечает, «теория рационального выбора начинается с допущения, что потребители имеют определенные предпочтения. Выполнение этой задачи реализуется в 2 этапа: 1 этап — описание различных комбинаций товаров, которые потребитель способен купить. 2 этап — производится непосредственно выбор из двух комбинаций, который может позволить купить потребитель. Эти комбинации зависят и от уровня дохода, и от уровня цены на конкре……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экономика: учеб./ Под ред. А.С. Булатова. — М. : БЕК,2010. — 831 с.
2. Франк Р. «Микроэкономика и поведение»: Учебное пособие / Под. общ. ред. А.В. Сидоровича. — М.: МГУ им. Ломоносова, 2000. — С. 65
3. Фишер С., Дорнбуш Д., Шмалензи Р. Экономика. — М.: ИНФРА-М., 2008. — 864 с.
4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учеб. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. — 308 с.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.- 2-е изд.- М.: НОРМА, 2001. — 557 с.
6. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учеб.,-3-е изд. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. — 371 с.
7. Макаркин Н.П., Гуськова Н.Д., Ляманова Е.А. Микроэкономика: Учеб.для вузов. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. — 413 с.
8. Драганов В. «36 ТРЕНД:Российский потребитель уже готов экономить. Но не на всем»// Smart Money. — 2009. — №48. — с.38-40.
9. Пирс А. «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя»// Современная экономическая мысль. — 1981. — 7 нояб. — с.24.
10. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. «Поведение потребителей»// The Economist.- 1999. — №61. — с.55-58.
11. Романюк С. «Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя»// The Economist. — 2006. — №34. — с. 15-16.
12. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. — М.: РИО РТА, 2010. — 100 с.