Выдержка из текста работы
Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук.
Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория — не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.
Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла позднее, чем микроэкономика. Ее появление связано с разделением экономической теории на микро- и макроэкономику в 30-х гг. XX века под воздействием идей Дж.М.Кейнса.
Тем не менее, макроэкономические концепции присутствовали еще и у меркантилистов, и у физиократов, и у представителей классической школы. Все они имели определенные взгляды по таким макроэкономическим проблемам, как необходимый объем национального производства в конкурентной экономике, уровень занятости и инфляции, экономические функции государства и так далее.
Экономическая теория как самостоятельная учебная дисциплина имеет большое значение в подготовке экономистов высокой квалификации для народного хозяйства. Особенно это важно для России, где формируется рыночное хозяйство и новое поколение студентов-экономистов остро нуждается в серьезной теоретической базе, которая позволяет познать и осмыслить перемены в экономической жизни общества, видеть тенденции развития и управлять экономическими процессами.
Рынок – это не только новая форма экономических отношений, но и новые экономическое сознание, мышление и психология, основой которых являются знания тенденций развития экономики, сущности и механизмов действия экономических законов, а также умение использовать эти знания на практике. Указанные знания и умения приобретаются в процессе изучения экономической теории. Именно эта учебная дисциплина служит базой для разработки экономической политики, помогает студентам понять суть происходящих экономических и социальных процессов и явлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема исследования в настоящее время является актуальной.
Целью работы – анализ и изучение основных понятий в экономической теории.
Объект исследования контрольной работы – научная дисциплина экономическая теория.
Предмет исследования – цели, задачи экономической теории и ее показатели.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить предмет, цели и задачи экономической теории;
– рассмотреть функции экономической теории;
– изучить принципы экономической теории;
– рассмотреть макро- и микроэкономику, как основные разделы экономической теории;
– проанализировать основные экономические показатели.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить следующие вопросы:
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована цель работы, определена ее структура.
В основной части указаны теоретические аспекты экономической теории. Даны определения основных терминов, рассмотрена практическая значимость экономической теории, изучены принципы, цели, задачи, показатели.
В заключении подводятся итоги теоретической темы.
При написании курсовой работы использовалась литература ведущих российских авторов в экономической и коммерческой области.
1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи
Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука [7, c56.].
Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) пред………..
Список используемой литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник /М.: Издательство МГУ, 4-е изд. 2007
2. Бункина М.К. Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики) – М: АО «ДИС», 2006
3. Курс экономической теории /Под. Ред. проф.Чепурина М.И., проф. Киселевой Е.А. – Киров, «Вятка», 2006
4. Курс экономической теории /Под. Ред. проф. П.Г. Ермишин проф. – М, 2006
5. Линвуд, Т. Гайгер У.. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А. Исаева./ М.: Инфра-М, 2006.- 315 с
6. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стэнли Л., Экономикс, т.1,-М.: Республика, 2006
7. Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой , А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008
8. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. Санкт-Петербург. «ПИТЕР».2006.
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2005.
10. Овчинников Г.П. Макроэкономика, С-П., 2006
11. Самуэльсон П, Экономика т.1,2 – М.: 2006
12. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: «Издательство «Питер»», 2009.
13. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика: Учебник /СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2008
14. Экономика: Учебник / Под ред.доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2006
15. Экономическая теория. Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюиена. — М.: ИНФРА-М, 2006.
16. Экономическая теория. Практикум. / Г. Гукасьян, В. Амосова, Г. Маховикова — СПб: Питер, 2006. — 400 с.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2006
18. Фролова Т.А., Экономическая теория. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.