Выдержка из текста работы
«Все изменяется, все исчезает, только целое остается. Мир зарождается и умирает беспрерывно, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было другого мира, никогда и не будет другого…В этом беспрерывном океане материи нет ни одной молекулы, похожей на другую, ни одной молекулы, похожей на себя самое в каждый последующий момент.»
(Дени Дидро. «Разговор Даламбера с Дидро» соч. том 1, М.,1935. – с.391)
«Идея природы необходимым образом заключает в себе идею движения. Но спросят нас: откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничего не может существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи; Что материя движется благодаря собственной энергии; что она обязана своим движением внутренне присущим ей силам; что разнообразие ее движений происходит от различия свойств, качеств, сочетаний, первоначально заключающихся в разнообразных первичных веществах, совокупностью которых является природа. Материя не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы прийти в движение… Материя существовала всегда. Следовательно, существовали всегда и ее свойства, без которых она ничто. Все элементы природы находятся в постоянном движении и взаимодействии, искать начала его бессмысленно…природа есть лишь необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга.
Вселенная – это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение…Все во Вселенной находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем рассматривать ее части, то увидим, что среди них нет ни одной, которая находилась бы в абсолютном покое…Одно лишь движение является источником изменений, сочетаний, форм – одним словом, всех модификаций материи.» (Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – Избр. Произв. в 2-х томах. М., 1963.- с. 66, 72, 75, 83, 86)
Ответьте на вопросы:
1. Какие философские проблемы ставятся и решаются в данных высказываниях Д. Дидро и П. Гольбаха?
В данных высказываниях Д. Дидро и П. Гольбаха решается проблема материи как философской категории. В своих философских высказываниях Д. Дидро и П. Гольбах отстаивают материалистические идеи, рассматривая все сущее как различные формообразования единой несотворенной материи. Согласно Д. Дидро и П. Гольбаха на лицо единство материи и движения. Материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития.
2. Каким образом пытаются доказать единство материи и движения Д. Дидро и П. Гольбах?
В трудах Д. Дидро формируются общетеоретические, философские предпосылки современного научного понимания материи — «Мир зарождается и умирает беспрерывно…»
Гольбах различает два основных вида движения. С одной стороны, движение, которое перемещает тела, с другой — скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц.
Вообще Гольбах доказывает единство материи и движения, которые затем будут использовать представители различных школ материализма в целом. Например: «движение – это способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи».
3. Кто из них делает наиболее последовательный вывод о единстве материи и движения?
Наиболее последовательный вывод о единстве материи и движения делает П. Гольбах.
Гольбах рассуждает: «Что материя движется благодаря собственной энергии; что она обязана своим движением внутренне присущим ей силам; что разнообразие ее движений происходит от различия свойств, качеств, сочетаний, первоначально заключающихся в разнообразных первичных веществах, совокупностью которых является природа». В данном случае, Гольбах пытается объяснить взаимодействие материи и движения при учете принципа инерции, вместе с тем привлекает для объяснения трактовку природы как творящей силы.
4. Как Вы сами, с точки зрения современной философии и науки, можете обосновать единство материи и движения?
С точки зрения современной философии и науки — единство мира проявляется в историческом развитии материи, в возникновении более сложных форм материи и движения на базе относительно менее сложных форм. Единство материи и движения находит свое выражение в действии универсальных диалектических закономерностей бытия, проявляющихся в структуре и развитии всех материальных систем.
Задание №2. Анализ текста.
«…Различные вещества мы отличаем по тем изменениям, которые они вызывают в наших чувствах. Таким образом, по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами….Общими качествами всякой материи являются: протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность……Непрерывное, присущее материи движение, изменяет и разрушает все тела природы, отнимает у них в каждое мгновение какие-нибудь из этих свойств, чтобы заменить их другими; оно же, изменяя наличные сущности тел, изменяет также их положение, направление, тенденции и законы, регулирующие их способы бытия и действия. И во всех этих явлениях рождения, питания, сохранения мы увидим лишь различно комбинированные вещества, имеющие свойственные им движения, регулируемые неизменными и определенными законами, вызывающими в них необходимые изменения.
Природа существует и действует необходимым образом, и все, что она содержит в себе, необходимым образом способствует вечности ее деятельного бытия» (Гольбах П. Система природы. Избр. произв. в 2-х томах.М., 1963. – с. 84, 86, 90, 103).
Ответьте на вопросы:
1. Выделите в данном высказывании Гольбаха определение материи. Согласны ли Вы с ним?
Определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
Нет, данное определение только обозначает одно из свойств материи.
2. Какие еще определения материи Вы знаете? Сравните эти определения с определением материи, данным П. Гольбахом.
Общим для всех мыслителей Древней Греции было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения материи.
По определению Гольбаха, «…материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства».
К. Маркс и Ф. Энгельс разработали научное определение материи – «объективный миp в целом, вся совокупность составляющих его тел.»
В.И. Ленин сформулировал в работе «Материализм и эмпириокритицизм» следующее понятие материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Сравнивая эти определения отметим, что точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию привело в дальнейшем к развитию физического представления о материи.
3. На какое определение материи опирается современная материалистическая философия? Сформулируйте это определение материи и приведите положения современной философии о формах существования материи и о видах материи, известных современной науке.
Материя — это объективный мир в целом, а не то из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.
Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются: движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи, и «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы».
Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пространство и время. Вопрос об отношении времени и пространства к материи (т.е. является ли время и пространство реальными, или это абстракции, существующие только в сознании), прежде всего интересует философию.
Задание №3. Анализ текста.
«Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может — даже в мысли – выйти из природы. ……Человек есть чисто физическое существо; ….Все наши идеи, желания, действия представляют собой необходимый результат сущности и качеств, вложенных в нас природой…» (Гольбах П.Система природы. Избр. произ.в 2-х томах. М., 1963.- с.59, 60)
«Человек есть машина, которая будучи приведена в движение физической чувствительностью, должна делать все то, что она выполняет…….Движущими силами человека являются физические удовольствия и страдания.»
«Воспитание всемогуще… Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
(Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1937. – с.75, 77, 403, 404)
«Человек — такая сложная машина, что невозможно сразу составить себе ясное представление о ней и, следовательно, определить ее.»
«Организация есть величайшее преимущество человека… Вторым преимуществом является образование человека. Но невозможно внушить ни одной идеи человеку, лишенному всех чувств» (Ламетри. Человек- машина. М., 1911. – с. 57, 84.)
Ответьте на вопросы:
1. Можно ли согласиться с утверждением П. Гольбаха, человек есть чисто физическое существо?
Нет. Конечно человеческое общество – это часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах, но человек также выступает в качестве основы социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.
Как правило, происходящие природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это может сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются социальным образом с помощью соответственно приготовленной пищи, построенного жилища, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социальных начал в развитии общества.
2. Каким образом, при таком взгляде на человека, можно рассматривать сознание человека?
Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека. Сознание человека по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов.
В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Сознание — инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия.
3. Следует ли из этих высказываний французских материалистов, что они стояли на позициях механистического подхода к пониманию природы и сущности человека?
Да. Философия Гольбаха принимает вид механистического естествознания. Философия Гольбаха выразилась в механистическом истолковании причинности (т.е. в механическом детерминизме, доведенном до фатализма), и в механистическом учении о человеке.
4. Сформулируйте свое понимание сущности человека; подумайте над тем, как сочетается в человеке природное и социальное.
Суть типичных ошибок в понимании сущности человека состоит в том, что под человеком латентно понимают то животное, то вещь — средство, функцию. Такое функциональное понимание сущности человека и вытекающее непозволительное отношение к человеку, к людям и самому к себе в корне не верно.
Неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, развитие общества осуществляется в результате деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребности людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете – в развитии всей материальной и духовной культуры.
Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества.