Выдержка из текста работы
Средневековая философия стоит на фундаменте античной, сопряжена с теологией, главная проблематика: взаимоотношения Бога и человека. Термин «средние века» предложил Петрарка. 325 год — Никейский собор, христианство признано мировой религией. 14 век — переход к мануфактуре (разделение труда), появляются портреты (живопись) — смена средневековья. В средневековье — установка на внутреннего человека, в искусстве господствуют фрески, мозаики, иконы. После — установка на внешнего человека.
Средневековая философия условно делится на периоды: патристика (2-6 века) — учение отцов церкви (сначала»отцом» именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом, после(ок.5века) установлены четыре характеристики «отца церкви»: 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения( неуклонное следование догматам веры, основам вероучения и основным традициям) 4) официальное признание церкви.), авторитетов, в которых входят учение апостолов, учеников апостолов. 7-10 века — анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д. Эпоха схоластики:VIII — XIV вв. Систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии — рациональное обоснование веры в Бога и христианского вероучения. Представители средневековой схоластики:И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский. Строится на вопросно-ответном принципе. 11-12 века — ранняя схоластика, 13-14 века — классическая схоластика, появление школ. Ордена доминиканцев и францисканцев.
Особенности средневековой философии. Человек живёт в истине, рожден в истине и должен постичь её, зло — отклонение, лишённость блага. Благо — качество жизни, Христос — единство божественной и человеческой природы. Человек несёт в себе божественную сущность. Главная задача в античности — постичь Эйдос (идею) вещей. Отличие средневекового разума — он причащён реальность, верит в неё, а она его постигает. Функция философии здесь — обнаружить правильные пути для осуществления этого причастия. Человек — не раб, но служитель.
Основания средневековой философии: теоцентризм (понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага), креационизм (создание мира из ничего, необходимое знание принадлежит только Богу), провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществление Божьего замысла), сотериология (учение о спасении каждого человека через веру в Иисуса Христа, в её основе лежат церковные догматы о последствиях первородного греха и о соотношении благодати и свободы в деле спасения, о цели вочеловечения Сына Божия, о полноте воспринятой Им человеческой природы, об ипостасном соединении природы во Христе, общении свойств, Пресвятой Богородице, искуплении и др.). Опора на авторитеты — нетерпимость к ереси (обсуждение). Писатели (скрипторы) только записывают истину.
2. Связь имени и вещи.
Как соотносится общее с единичным? проблема существования этого общего, иначе называемая проблемой универсалий. 3 философских течения: концептуализм (слово связано с вещью, оно в ней. Общее и есть вещь), реализм (учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы) и номинализм (общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для ряда вещей и явлений).
Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект — субъектные отношения. По существу такая логика непременно становилась теологикой.
Средневековое слово в зависимости от того, откуда и куда оно было направлено, претерпевало двойное преображение: воплощение (Божественного слова) и развоплощение (при направленности слова от человека к Богу). Слово было наивысшей реальностью в силу его существования в двух модусах. Мир мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует. Сказание вело к существованию, но при этом любое сотворенное существо, оставаясь Причащенным Творцу, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, иной вещи средневековье не знало. Любая вещь в силу акта творения Богом — верховным субъектом, была субъектной и соответственно личностной.