Выдержка из текста работы
Финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.
У финансовых отношений есть определенные закономерности — они охватывают сферу государственного централизованного управления, пронизывают кругооборот децентрализованных денежных средств населения и предприятий различных форм собственности.
Сущность финансов определяется в их функциях, таких как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, стабилизационная.
Цель работы — проанализировать финансы как экономическую категорию, саму сущность финансов, а также наличие объясняющих категорию "финансы" функций.
Достижением целей курсовой работы предполагает решение следующих задач: определение экономического содержания финансов, раскрытие многогранности функций финансов, обоснование наличия финансовых ресурсов и финансовых фондов, и к тому же рассмотрение эволюции теоретических взглядов на сущность финансов.
Финансы как экономическая категория — часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.
Считается, что функции финансов — это как механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
. Распределительной, меняющей структуру национального дохода общества;
. Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов в целях достижения целей общества на том или ином этапе его развития.
. Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.
Финансовые ресурсы — часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжения государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
По мере развития финансовых операций спектр действия категории распространился на всех субъектов хозяйствования, что обосновано аккумуляцией и использованием денежных доходов и накоплений в фондовых и нефондовых формах данными субъектами. При этом следует отметить, что доходы и расходы некоторых транснациональных корпораций превышают доходы и расходы отдельных государств.
1. Экономическое содержание финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
Если мы идём в магазин или на рынок и совершаем покупку, то ещё не значит, что мы вступаем в финансовые отношения. Таким образом, мы лишь получаем конкретное благо в виде товара (услуги) в обмен на определённую сумму денег. А выражение "мои финансы поют романсы" в корне неверно, потому что оно просто отражает известную истину, что денег как всегда не хватает, но здесь именно денег, а не финансов.
В Толковом словаре В.И. Даль определял термин "финансы" следующим образом: "все, что касается до прихода и расхода государства". Это больше подходит к трактовке современного понятия "государственные финансы". Хотя появление финансов обусловлено возникновением государства. [19, с.48]
Чернецов С.А. считает, что "финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами".
Немножко другая формулировка данного понятия у Давыдовой Л.В. Отмечает, что финансы можно охарактеризовать как систему таких экономических отношений, в которой формируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Она также считает, что его сущность выражается в трех основных функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. [16, с.7]
Как пишет Мысляева И.Н. в книге "Государственные и муниципальные финансы": понятие "финансы" часто ассоциируется у нас с деньгами и денежными отношениями, хотя так нельзя. Потому что финансы лишь часть денежных отношений.
Деньги выполняют множество функций, одна из них "цена". В этой стоимостной категории денег представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара. Но деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. И тогда возникают уже кредитные отношения.
Однако возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения. [2, с.7]
В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.
Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов. [8, с.9]
Из этого следует, что финансы как экономическая категория — часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.
финансовый поток ресурс фонд
Такой подход отражен и в самом термине "финансы" (finances — денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе "Шесть книг о республике". В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию "казна". Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" так определял финансы: "Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов" [11, с.326]
В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: "Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр." [10, с.995]
После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедевым работы "Финансовое право" под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть. (B.А. Лебедев отмечал, что финансы можно понимать как все материальные или личные средства, какие государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества".) [7, с.5]
Более широкая трактовка финансам была дана в работах С.Ю. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг. (C.Ю. Витте отмечал: "…с конца XXVIII века… слово "финансы"… стало всей совокупностью государственного имущества и состояние всего государственного хозяйства. Наука о финансах — это наука о том, какие существуют способы наилучшего добывания материальных средств государством и как целесообразно организовать их расходование для того, чтобы были осуществлены высшие задач государственного союза. Или, другими словами, это наука о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства".) [4], [8, с.11]
Финансы и кредит — это экономические категории, основу которых образуют деньги. Однако финансы, кредит и деньги — это не тождественные понятия. Деньги, являясь материальной основой финансов и кредита, первичны по отношению к ним.
Деньги — это основополагающая экономическая категория, на базе которой строятся сложные системы взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Они позволяют экономить затраты, возникающие в различных сегментах рынка для покупки и продажи активов, факторов производства и конечных продуктов.
Движение денег приобрело обособленный характер по отношению к движению товаров. Денежный оборот стал самостоятельной сферой обмена, что означало появление денежной формы стоимости.
Усложнение денежных отношений на базе различных форм собственности постепенно привело к появлению кредита и финансов. Таким образом, кредит и финансы выражают денежные отношения, возникающие на основе распределения и перераспределения доходов между различными собственниками. Или финансы и кредит — результат развития денежных отношений и их часть. [3, с.31]
Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение денег — это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.
В результате данного движения образуются денежные фонды, в которых выражается материальное содержание финансов.
Сравним денежные и финансовые отношения:
Таблица 1.1
Сравнение денег и финансов
ДеньгиФинансы1. Всеобщий эквивалент, с помощью которого осуществляются затраты ассоциированных производителей1. Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств2. Выполняют пять функций (мера стоимости, средство накопления и сбережения, средство платежа, мировые деньги) 2. Совершенно иные функции3. Возникают раньше финансов3. Возникают позже денег. 4. Более общая экономическая категория4. Вторичная категория, производная от денег5. Охватывают широкие экономические отношения5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов
Денежные отношения превращаются в финансовые, когда на производстве товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. [17, с.62]
1.2 Финансовые отношения
Как пишет Подъяблонская Л.М. в своей книге "Финансы": Финансы могут быть всегда денежными отношениями, но не любые денежные отношения могут быть финансовыми." Из этого следует, что в систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, в частности: розничный товарооборот, оплата коммунальных и других услуг, процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег. Потому что это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права.
Финансовые отношения охватывают сферу государственного централизованного управления, пронизывают кругооборот децентрализованных денежных средств населения и предприятий различных форм собственности. [14, с.6]
К финансовым отношениям экономических субъектов относят отношения возникающие:
между хозяйствующими субъектами при создании продукции и распределении ее стоимости на составные элементы, а также при распределении прибыли, дивидендов по акциям и т.д.
с органами государственного управления по платежам различного рода (таможенным пошлинам, госпошлине, визовому сбору и т.д.);
с органами налоговой службы по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей;
с органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д.;
с банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.;
со страховыми компаниями по всем видам страхования и др. [9, с.49]
Или, как сказано в учебнике "Финансы и кредит" под ред. проф. Т.М. Ковалёвой, финансовые отношения многообразны и возникают, в частности, в следующих случаях:
при формировании и использовании общегосударственных фондов денежных средств;
при перераспределении временно свободных финансовых ресурсов между экономически независимыми собственниками на основе спроса и предложения;
в процессе инвестиционной деятельности;
в связи с формированием и использованием страховых фондов;
в связи с формированием и использованием доходов и накоплений организаций и домашних хозяйств. [20, с.112]
Финансовые отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками:
. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
. Государство, а не субъекты финансовых отношений определяет пропорции обмена, его условия.
Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не регулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия. [12, с.21]
И третий отличительный признак финансовых отношений — их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведённом продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота. [26, с.113]
Финансовые отношения состоят из финансов производственной сферы, финансов непроизводственной сферы, финансов общественных объединений, финансов домашних хозяйств.
Финансы производственной сферы. В процессе деятельности формируется особая группа финансовых отношений инвестиционного характера: амортизация основных фондов, формирование и использование фондов накопления, инвестирование нераспределенной прибыли. Производство приводит к появлению добавленной стоимости, которая распределяется не только между собственниками и работниками, но и между ними и обществом в целом. Возникает сложная система финансовых отношений с государством, банками, страховыми компаниями и т.д.
Финансы непроизводственной сферы. Услуги финансово-кредитных учреждений: банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.д. Содержание данных услуг имеет ярко выраженный денежный характер.
Финансы общественных объединений. Цель объединений — обслуживание интересов членов объединения: культурных, политических, экономических. Таким образом, происходит формирование финансовых ресурсов только за счет перераспределения доходов после налогообложения. Общественные объединения накапливают значительные финансовые ресурсы и принимают активное участие в конечном использовании ВНП, а также выступают в качестве инвесторов.
Финансы домашних хозяйств. Домашние хозяйства полноправные участники финансовых отношений: получают доходы, платят налоги, инвестируют, кредитируют. Но их деятельность не корпоративная. [20, с.117]
1.3 Финансовый поток
Финансовый поток — перевод финансовых ресурсов из капиталоизбыточных отраслей в отрасли, испытывающие нехватку капитала. [15]
Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы — движение финансовых потоков. (см. рис.1.1)
Рис. 1.1 Финансовые потоки [21, с.26].
Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит (прямоугольник справа).
Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Субъекты, обладающие избыточными средствами — фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Субъекты с дефицитом ресурсов — фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций.
Также можно добавить, что финансовые потоки в пределах одной семьи или между различными экономическими единицами одной и той же фирмы, как правило, не считаются частью потоков финансовой системы.
На рис. 1.1 видно, что некоторые финансовые потоки направлены от одних экономических субъектов (с избыточными средствами) к другим (с дефицитом) через финансовых посредников, например через банки (нижний маршрут движения финансовых потоков на диаграмме). В то же самое время другие перемещаются, минуя этих посредников, т.е. через финансовые рынки (верхний маршрут).
Принцип перемещения финансовых потоков. Если есть ситуация, когда какое-либо домохозяйство (экономический субъект, обладающий свободными средствами) приобретает акции, выпущенные некой фирмой (дефицитным экономическим субъектом). Значительная часть потоков, перемещающихся в пределах финансовой системы, вообще не проходит через финансовые рынки и, таким образом, не следует по верхнему маршруту, изображенному на рис. 1.1 Вместо этого, как показано в нижней части диаграммы, они с помощью финансовых посредников непосредственно переходят от экономических субъектов со свободными финансовыми средствами к экономическим субъектам, испытывающим дефицит ресурсов.
Способ перетекания финансовых потоков. При ситуации, когда сбережения положены на банковский счет и банк использовал их для выдачи какой-либо фирме в качестве займа нельзя потребовать свои деньги у фирмы-заемщика. Потому что есть лишь денежное требование к банку, так как в нем открыт депозит. А уже банк, в свою очередь, имеет право предъявить определенные денежные требования к данной фирме. При этом степень риска и ликвидности банковского депозита отличается от аналогичных характеристик займа, выданного банком фирме. Этот кредит, в свою очередь, в данный момент выступает в качестве одного из активов банка. Депозит полностью надежен и ликвиден (т.е. можно в любой момент снять со счета всю сумму), в то время как для займа, входящего в активы банка, характерна определенная степень риска его непогашения. Кроме того, он может быть неликвидным.
Из этого следует вывод: при перемещении через банк финансовых потоков от экономических субъектов со свободными финансовыми средствами к дефицитным, уровень риска и ликвидности, создаваемых при этом финансовых инструментов, может сильно изменяться. Очевидно также, что при этом одному из участников процесса — либо владельцам банка, либо государственной организации, застраховавшей вклады данного банка, — приходится принимать на себя риск по займу.
По диаграмме на рисунке 1.1., видно, что посредники часто направляют финансовые потоки на финансовые рынки. Так, например, супружеская пара средних лет, накопив определенную сумму в качестве будущего пенсионного обеспечения (экономическая единица со свободными финансовыми средствами), может внести ее на счет страхового общества (посреднику), которое, в свою очередь, инвестирует ее в какие-либо акции и облигации (на рынке). Таким образом, супруги косвенно, через страховую компанию, обеспечивают финансами фирмы, выпустившие эти акции и облигации в обращение (дефицитные экономические субъекты).
Но, также видно, что некоторые посредники получают финансовые средства на финансовых рынках. Так, например, финансовая компания, предоставляющая заем домохозяйству, может собрать необходимую сумму, выпустив акции и облигации для их продажи на соответствующих сегментах рынка ценных бумаг. [21, с.26]
2. Функции финансов
2.1 Распределительная функция: финансовое распределение
Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. С точки зрения финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства, предприятий и домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой — аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан. [3, с.48]
Считается, что функции финансов — это как механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
. Распределительной, меняющей структуру национального дохода общества;
. Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов в целях достижения целей общества на том или ином этапе его развития.
. Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения. [22, с.15]
Рассмотрим поподробнее распределительную функцию. В учебно-методическом пособии "Финансы" созданном авторами Авдеева В.И., Крутиков В.К., Костина О.И., Губернаторова Н.Н. написано, что: Распределительная функция должна проявлять свое действие во всех сферах общественной жизни. С её помощью возможно осуществить распределение новой стоимости на микроуровне и перераспределение этой стоимости на макроуровне. Эта функция финансов позволяет:
образование денежных фондов на уровне коммерческих и некоммерческих организаций и домашнего хозяйства, а также государства;
создание фондов целевого назначения, которые имеют важнейшее значение в экономической и социальной жизни населения;
осуществление межотраслевого и межтерриториального перераспределения, в том числе между отраслями, сферами и социальными группами;
формирование необходимых резервов на уровне организаций и государства.
Объекты распределения: стоимость ВВП и национальный доход.
Субъекты распределения: государство, юридические и физические лица.
Распределение ВВП и НД с помощью финансов осуществляется в два этапа. Схема распределения ВВП и НД в РФ представлена в Приложении 1 (рис.1.)
Первый этап. Первичное распределение национального дохода (создание основных (первичных) доходов. Доходы бывают: заработная плата каких-либо рабочих, служащих; доходы предприятий сфер материального производства. Сумма групп первичных доходов равна национальному доходу.
Второй этап. Вторичное распределение (перераспределение) национального дохода. Оно нужно для осуществления:
межотраслевого перераспределения основных доходов в интересах рационального использования доходов и накоплений предприятий;
наличия непроизводственной среды, без которой производство не может эффективно функционировать;
обеспечения социального развития;
перераспределения доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся: налоги, платежи и сборы (кроме косвенных налогов) взносы в страховые фонды, общественные организации, а также доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.
Но есть и другие рассуждения по поводу участия финансов в распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства. Данное участие показано в Приложении 2 (рис.1).
Первый этап. Стоимость ВВП без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы и амортизацию.
Второй этап. Денежные доходы экономических субъектов также формируют поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам от иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления).
Третий этап. Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему — поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.);
во-вторых, через финансовый рынок — привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).
Четвертый этап. Также в процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства.
Пятый этап. В целях потребления экономические субъекты не только используют сформированные доходы и накопления, но и направляют их для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения).
Из этого сделан вывод, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет — весьма сложный процесс, который характеризуется большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов. [23, с. 19]
2.2 Появление второстепенных функций финансов
Контрольная функция. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению. [8, с.14]
Заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств.
Контроль рублем имеет две формы:
) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов — речь идет о системе санкций и поощрений, т.е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера;
) контроль за реализацией стратегии финансирования — речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений, в целях оптимального управления финансовой системой.
Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям на макро — и микроуровнях:
контроль правильности и своевременности перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
контроль соблюдения заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов. [3, с.56]
Регулирующая функция. Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие посредством финансовых рычагов. Основные инструменты, которые при этом используются:
) налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;
) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий). [8, с.14]
А.В. Белов считает, что регулирующая функция обеспечивает формирование оптимальных пропорций и соотношений в экономике, определяет рациональное использование ресурсов, соединение факторов производства в определенных технологическим процессом пропорциях, направленное перемещение товарных ценностей. Финансы — главный критерий инноваций и инвестиций в рыночной экономике.
А авторы книги "Финансы" (Авдеева В.И., Крутиков В.К., Костина О.И., Губернаторова Н. Н.) предполагают тесную связь регулирующей функции с вмешательством государства при использовании разных инструментов финансов в процесс воспроизводства. На уровне организаций-функция стимулирует его деятельность, когда создаёт различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (на уровне государства) функция, при использовании определённых инструментов — государственные расходы, налоги, госкредит, ставку рефинансирования, доходность по государственным ценным бумагам, — достигает таких же результатов.
Стимулирующая функция. Побудительный мотив организации и осуществления производственной и коммерческой деятельности, обеспечивает соблюдение и взаимосочетание интересов всех участников экономических отношений. Каждый субъект, который включился в воспроизводственный процесс, преследует свою выгоду, стремится компенсировать вложенные средства, силы и инициативу в денежной форме (доход, прибыль, проценты, платежи, заработная плата и др.). [18, с.18]
Есть и другая формулировка этой функции: стимулирующая функция должна обеспечивать наполнение финансовых отношений качественным содержанием, которые позволяют им выступать комплексным рычагом. Он может активно использоваться государством для того, чтобы развивать предпринимательскую инициативу и насыщать рынок товарами. [1, с.8]
Воспроизводственная функция. Как считает Подъяблонская Л.М. в книге "Финансы", данная функция необходима для того, чтобы обеспечить непрерывный кругооборот капитала. Ведь финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации, потому что участвуют во всем расширенном воспроизводстве. Вследствие этого формируются денежные доходы, фонды накопления и потребления, и оптимизируется соотношение между ними. Эта функция может быть только у финансов организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.
3. Финансовые ресурсы и финансовые фонды
3.1 Финансовые ресурсы
Термин "финансовые ресурсы" в России был впервые применен, когда составляли первый пятилетний план страны (в его составе был баланс финансовых ресурсов).
Предполагается, что под финансовыми ресурсами понимаются такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых и прочих ресурсов. Из этого можно сделать первый вывод, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.
Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться.
К финансовым ресурсам можно отнести только ту часть денежных средств, которая в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства.
Денежные средства субъектов хозяйствования, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления можно соотнести к финансовым ресурсам.
Следовательно, второй признак — использование на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. [23, с.21]
Г.Б. Поляк в книге "Финансы" пишет, что у финансовых ресурсов существует пять признаков:
. это фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения ВВП;
. это конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
. это те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, так как образуются в результате реализации товаров и услуг;
. источники их формирования: амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
. это конечный финансовый результат процесса воспроизводства. (см. Приложение 3, рис.1) [22, с. 23]
Финансовые ресурсы — это также денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используются ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. [23, с. 22]
Или часть денежных ресурсов, которые находятся в собственности или распоряжения государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используются ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач. [13, с. 20]
Субъекты финансовых ресурсов:
. домохозяйства;
. предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными центральными ресурсами;
. государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.
Объекты финансовых ресурсов — финансовые отношения, в результате действия которых образуются денежные фонды. Концентрируются в двух блоках:
. Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях — процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода. В домашнем хозяйстве — обособление конкретных целевых фондов.
. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне. Доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.
Состав финансовых ресурсов:
. Собственные средства: на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности.
. Мобилизованные на рынке: на уровне предприятий и домохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит.
. Средства, поступившие в порядке перераспределения: на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины). [17, с.64]
3.2 Формирование и использование финансовых ресурсов
Состав финансовых ресурсов субъектов хозяйствования складывается под следующими факторами:
. Сфера деятельности;
. Способ ведения хозяйствования;
. Организационно-правовая форма;
. Отраслевые особенности. [13, с.21]
Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления:
налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до 2010 г.) и др.);
неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);
безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
другие доходы. [23, с.25]
Источник формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления — ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства, вовлеченная в процесс распределения. Их объем, структура и динамика определяют объем, структуру и динамику финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования — прибыль и амортизация, а финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — доходы бюджетной системы (налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления) и прочие ресурсы бюджетной системы (поступления из источников финансирования дефицитов бюджетов). (см. табл.2.1)
Таблица 2.1
Структура финансовых ресурсов по прогнозу баланса финансовых ресурсов Российской Федерации на 2007 г.
[24, с.50]
Положительная динамика ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности определяют рост объема финансовых ресурсов. При этом динамика прибыли и амортизации в относительном выражении имеет разнонаправленную тенденцию за 2004-2007 годы. [24, с.50]
Рис 3.1 Динамика хозяйствования ресурсов субъектов хозяйствования (в % к ВВП)
[24, с.50]
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства:
экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности;
посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п. [23, с.25]
Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.
Основные источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации:
выручка от реализации продукции, работ и услуг;
выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
бюджетные средства;
средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей. [23, с.23]
Собственные источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации:
акционерный капитал, паевые взносы, уставные взносы;
доходы от реализации товаров: выручка от реализации продукции, работ и услуг, выручка от прочей реализации;
внереализационные доходы.
Заемные и привлеченные источники:
заемные средства;
кредиторская задолженность;
бюджетные субсидии;
иностранные инвестиции.
Направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:
платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные
фонды,
уплата процентов за пользование кредитом,
погашение ссуд, страховые платежи,
финансирование капитальных вложений,
увеличение оборотных средств,
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации
(например, выплата дивидендов),
материальное поощрение работников предприятия,
финансирование их социальных нужд,
благотворительные цели,
спонсорство и д. р. [13, с.22]
Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.
Основные источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
взносы учредителей и членские взносы;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
бюджетные средства;
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
прочие источники. [23, с.24]
Направления использования финансовых ресурсов некоммерческой организации:
расходы на оплату труда служащих;
расходы на эксплуатацию помещения;
расходы на приобретения оборудования;
платежи в бюджетную систему страны;
капитальные вложения;
капитальный ремонт зданий и сооружений;
другие.
У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей:
личные сбережения;
доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности;
заемные средства. [13, с.22]
Направления использования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей:
расширение дела,
платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды,
расходы по оплате труда наемных работников,
благотворительные взносы и пожертвования и т.п.
Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя. [23, с.25]
3.3 Финансовый фонд
Фондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.
Признаки финансового фонда:
это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
Такая форма имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. [23, с.26]
4. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов
4.1 Развитие теоретических представлений о финансах
Впервые в XIII-XV вв. появился термин "финансы", его связывали с системой денежных отношений между предприятиями, населением, с одной стороны, и государством — с другой стороны. В научной литературе (XIV-XIX вв.) связывали с государственными доходами и расходами во всех странах. А уже с XIX века связывали с денежными операциями отдельных компаний и банков. До 30-х годов XX века российская финансовая школа различала деньги и финансы посредством деления денежных потоков на два блока — государственный и частный.
Преемственность воззрений на содержание финансов демонстрирует и советская школа финансовой науки, вводя субъектный подход к системе финансовых отношений.
Как считал Вознесенский Н. А.: "Финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений (натуральные отношения выпадают из их сферы); финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового общественного продукта; финансы непосредственно обусловлены существованием государства, что придает им императивную (государственно-властную) форму; финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отраслей) фондов денежных средств".
Исторический контекст развития советской науки позволяет резюмировать следующие позиции по раскрытию содержания категории "финансы":
фактор трактовки финансов как системы отношений является превалирующим;
субъекты — носители отношений обладают разными правами при реализации этих отношений, права государства носят исключительно императивный характер;
финансы носят фондовый характер;
финансы относятся к системе распределительных отношений.
По мере развития финансовых операций спектр действия категории распространился на всех субъектов хозяйствования, что обосновано аккумуляцией и использованием денежных доходов и накоплений в фондовых и нефондовых формах данными субъектами.
В современной трактовке категории "финансы" в российской школе наблюдается ряд несоответствий. (см. Приложение 4, табл.1) [25, с.6]
4.2 Особенности российских концепций
В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе.
Сторонники первой из них (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, С.И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. [23, с.15]
Распределительный подход трактует различие между категориями "деньги" и "финансы" на основе наличия непосредственных актов купли-продажи, которые характеризуют только денежные отношения. [25, с.8]
В рамках второй концепции (Д.С. Моляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствие этих противоположных позиций — разный состав финансовых ресурсов.
В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы — с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления. [23, с.15]
Воспроизводственный подход трактует различие между категориями "деньги" и "финансы" на основе интеграции понятий "финансы" и "финансовые ресурсы". Объект финансовых отношений — образование и распределение финансовых ресурсов на стадиях создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и НД. [25, с.8]
4.3 Взгляды зарубежных экономистов на систему финансовых процессов
Согласно теоретическим основам западной школы содержание категории "финансы" рассматривается в рамках концепции ограниченности ресурсов и предельной производительности, являющейся составной частью фундаментальной мировой экономической науки. А термин "финансовые ресурсы" рассматривается как ресурс экономики в целом, обладающий признаком ограниченности.
Финансовая теория представлена в западной школе рядом концепций, отражающих систематизированный подход к исследованию вопросов распределения ограниченных или дефицитных денежных ресурсов с учетом фактора времени, а также ряда количественных моделей, с помощью которых оцениваются альтернативные варианты, принимаются и воплощаются в жизнь финансовые решения.
Свойства финансов:
. финансы имеют ограниченную денежную основу, которая существует в форме распределения денежных средств (теоретический подход) и управления денежными средствами (практический поход);
. финансы относятся к распределительной сфере;
. финансы создают основу для управления денежными средствами.
Данные свойства в западной практике — сфера принятия финансовых решений, когда возникает необходимость определить круг этих решений, свойственных всем субъектам рынка.
При этом нужно отметить, что "финансовые решения" характеризуются тем, что доходы и расходы:
. разнесены во времени;
. не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим. [25, с.17]
Заключение
Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми ими функциями.
Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение денег — это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.
В результате данного движения образуются денежные фонды, в которых выражается материальное содержание финансов.
Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. С точки зрения финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства, предприятий и домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой — аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан. Участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет — весьма сложный процесс, который характеризуется большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.
Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться.
Свойства финансов в западной практике:
. финансы имеют денежную основу, которая носит ограниченный характер, но эта денежная основа существует в форме распределения денежных средств (теоретический подход) и управления денежными средствами (практический поход), а не денежных отношений;
. финансы относятся к распределительной сфере, т.е. их характеристики — процессы аккумуляции и использования денежных средств, а, следовательно, и их выбор из альтернативных предложений;
. финансы создают основу для управления денежными средствами, т.е. для принятия конкретных финансовых решений, в этом их принципиальное назначение
Список использованной литературы
1. Авдеева В.И., Крутиков В.К., Костина О.И., Губернаторова Н.Н. Финансы: Учебно-методическое пособие, — Калуга, 2011 — 183 с.
. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — Пенза, 2010. — 350. — (Пензенский государственный университет).
. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2012. — 703 с.
. Витте С. Ю.: Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве. — СПб., 1912.
. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. — М.: Финансы и статистика, 1985
. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — Изд.2-е, доп. и перераб. / под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)
. Лебедев В.А. Финансовое право. Т.1. Вып.1. — СПб., 1889. с.5.
. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд.3-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 393 с. — (Высшее образование, бакалавриат).
. Николаева Т.П. Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 371 с.
. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Ч.3. — СПб., 1806. С.995.
. Переводы из энциклопедии. Печатаны при императорском Московском университете 1767 года. С.326.
. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит", специализации "Государственные и муниципальные финансы". — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 546 с.
. Подъяблонская Л.М. Финансы: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 407 с.
. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомина В.И. Финансы и кредит: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 408 с. — (Высшее образование).
. Финансовый словарь Финам.
. Финансы в схемах: учебное пособие / Л.В. Давыдова, О.А. Федорова, Г.В. Коршунова. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 82 с. ил.
. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студентов вузов, обучающимся по направлениям экономики (080100) и менеджмента (080500) / Под ред.Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 639 с. — ("Серия Золотой фонд российских учебников").
. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций / А.В. Белов. — М.: ФОРУМ, 2008. — 224 с. — (Профессиональное образование).
. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2008. — 609 с. — (Университеты России).
. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалёва, Т.Н. Кузьменко [и др.]; под ред. проф. Т.М. Ковалёвой. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 376 с.
. Финансы: учебник / Зви Боди, Роберт Мертон. — пер. с англ. — Вильямс, 2007. — 592 с., с ил.
. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит" / под ред.Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 735 с. — (Серия "Золотой фонд российских учебников").
. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M. JI. Седова и др.; под ред.А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.: ил.
. Финансы и кредит: учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф.О.И. Лаврушина. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2009. — 304 с. — (Среднее специальное образование).
. Финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с. — (Высшее образование).
. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: Магистр, 2008. — 527 с.
Приложение 1
[13, с.390]
Приложение 2
Рис.2. Участие финансов в процессе распределения
[23, с.18]
Приложение 3
Рис.1. Содержание финансовых ресурсов и финансово-экономические взаимосвязи в процессе воспроизводства
[22, с.24]
Приложение 4
Таблица 1
[25, с.10]