Содержание
Введение
1. Сюжетная линия романа..
2. Духовный мир главного героя.
3. Тема бегства и поисков в романе
Заключение.
Список используемой литературы…….
Выдержка из текста работы
Джером Дэвид Сэлинджер (1919 — 2010гг.) — американский писатель, один из самых известных в мире и один из самых влиятельных писателей литературы США XX века. Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на излечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним произошло около года тому назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит Читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Он подмечает и остро реагирует на мельчайшие проявления лжи и фальши где бы то ни было: в школе, семье, общественной, культурной жизни страны.
Протест личности против социальной апатии и конформизма, прозвучавший в романе Сэлинджера, в свое время произвел нечто вроде переворота в общественном сознании, но проблемы, затронутые писателем, остаются актуальными и сегодня, и потому интерес к роману по-прежнему велик у самой широкой аудитории.
Объектом исследования является образ Холдена Колфилда в романе Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Предмет исследования — изучение психологического портрета главного героя и его отношений с окружающим миром.
Цель работы — исследование внутреннего мира главного героя, его собственных понятий о мире и обществе.
Для достижения поставленной цели данной работы необходимо решение следующих задач. Во-первых, выявить особенности характера главного героя. Во-вторых, проследить как меняется его восприятие мира в течение трех дней пребывания в Нью-Йорке после исключения из школы. В-третьих, понять, в чем же состоит главный конфликт Холдена с окружающим его обществом. сэлинджер роман конформизм апатия
Основными источниками литературы являлись произведения Н.Л. Иткиной «Поэтика Сэлинджера» и Т.Л. Морозовой «Образ молодого американца в литературе США». Н.Л. Иткина очень детально рассматривает художественные образы в произведениях Сэлинджера, что помогло выявить основные особенности характера Холдена Колфилда. В свою очередь, Т.Л. Морозова сравнивает образ главного героя с современной ему американской молодежью. Также при исследовании данной темы была использована и другая научная литература, которая будет изложена в библиографии работы.
Курсовая работа состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения. Основная часть, в свою очередь, подразделяется на три главы. В первой главе рассматриваются особенности внутреннего мира героя. Во второй главе описаны проблема его конфликта с обществом и главные отличия от установленных стандартов. Третья глава рассказывает о необычном отношении Холдена Колфилда к искусству и культуре.
I. Внутренний мир Холдена Колфилда
Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на лечении в туберкулезном санатории, рассказывает о том, что с ним произошло около года тому назад, когда ему было шестнадцать лет. Он, без всей этой «David Copperfield kind of crap» [5.3] [«дэвид-копперфильдовской мути» (7)], просто рассказывает о трёх днях своей жизни, очень суматошной, безалаберной и невыносимой для него, стараясь не упустить ни одной мелочи, называя все вещи своими именами. В эти три дня случилось так, что Холден, покинув школу и еще не придя домой, оказался внезапно вышибленным из привычной колеи, из своей респектабельной обыденной жизни, и остался наедине с собой. Даже не остался, а просто повис над гигантским, бурлящим и пустынным городом Нью-Йорком.
При первом знакомстве с Холденом он показался мне слишком пессимистичным и странным парнем, который вечно чем-то недоволен, но буквально уже через пару страниц мы можем легко осознать, что он просто совершенно не скрывает те чувства, которые большинство из нас боится показать даже себе. По сути Холден — самый обыкновенный тинэйджер, ничем не отличающийся от остальных. Однако не каждый всерьез задумывается о том, что такое этот мир, и как в нем жить. Думаю, Холден Колфилд — это внутреннее, глубокое, подсознательное то, что есть в каждом человеке, но не каждый решается признаться в этом и открыть это для самого себя.
Герой Сэлинджера чувствует себя совершенно отъединенным от окружающего его общества. В нем слишком много необычного, чуждого для этого мира. Поэтому его награждают нелестными эпитетами: ненормальный, чудак, неприспособленный. Его отличает сложная духовная организация, глубокая впечатлительность и обостренная чувствительность, при которой даже незначительные раздражения извне способны вызвать бурную реакцию. Практически во всем мы можем увидеть личную точку зрения героя, отличную от других. «I agree! Some boys get more out of school. I agree they do, some of them! But that’s all I get out of it. See? That’s my point. That’s exactly my goddam point» [152] [«Согласен, что многим школа дает больше. А мне — ничего! Понятно? Я про это и говорю»]. Или, например, что он ценит в поведении человека, какой человек выглядит настоящим героем. Физическая сила — не главное, она обнаруживает слабость и ограниченность. Героизм, в понимании Холдена — не суперменовское бесстрашие, а победа духа, преодолевшего собственную слабость. Единственный героический поступок на памяти Холдена совершен не атлетом, а незаметным худеньким мальчиком, который под угрозами и издевательствами хулиганов решает выпрыгнуть из окна, но не отказаться от своих слов. Описания смысла жизни героя в романе — это поиск эталона любви, добра, высшего человека, идеального человека. Он много читает, пытаясь в книгах найти ответ на свои вопросы. «I’m quite illiterate, but I read a lot» [5.22] [«Вообще я очень не образованный, но читаю много» (7)], — говорит Холден. Но, так или иначе, столкновения с реальной жизнью не избежать, именно поэтому Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками.