Выдержка из текста работы
«МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИИ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».
ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 часа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить методику оценки физического развития детей и подростков. Изучить семиотику нарушений физического развития детей и подростков»
Студент должен знать:
- Физическое развитие детей. Определение. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.).
- Понятие об акселерации и ретардации развития детей.
- Изменение длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста:
- внутриутробное развитие плода;
- рост после рождения;
- масса тела после рождения;
- соответствие показателей длины и массы тела (определение по формулам)
- скорость развития и изменения окружностей головы и грудной клетки;
5. Определение поверхности тела
- Методика антропометрических измерений и расчет различных показателей физического развития (ФР) у детей различного возраста (длина тела, масса, окружность груди, окружность головы, окружность живота, окружность конечностей).
- Сочетанная оценка различных антропометрических признаков (параметрический или сигмальный способ; непараметрический или центильный способ).
- Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей: нарушение роста, недостаточная или избыточная масса тела, непропорциональное развитие отдельных частей тела и их причины.
- Понятие о гипо- и паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
- Диагностика низкорослости.
- Задержка роста детей с эндокринной патологией.
- Соматотипы.
Студент должен уметь:
— Оценить физическое развитие детей и подростков.
- Уметь проводить антропометрические исследования.
- Уметь оценивать физическое развитие по формулам и таблицам.
- Высчитывать индексы физического развития детей.
- Определять соматотип детей и подростков.
- Уметь рассчитывать поверхность тела.
- Выяснить сведения о физическом развитии ребенка.
- Выявлять наиболее частые отклонения в физическом развитии у детей и подростков.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Физическое развитие в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в том или ином периоде детства.
Скорость роста, увеличение массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела, а следовательно, и пропорций, так же как созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану. Факторы, определяющие физическое развитие детей, можно условно разделить на генетические, экзогенные и трудноклассифицируемые.
1. Генетические факторы, безусловно, наиболее значительные. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100, однако получить прямые доказательства их роли трудно. Влияние наследственности в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, ребенка, после 2 лет жизни. Выделяется два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима. Это возраст от 2 до 9 лет, когда сказывается действие одной группы генов (первый семейный фактор), и возраст от 14 до 18 лет, когда регуляция роста зависит от других генов (второй семейный фактор). Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях жизни и воспитания.
2. Влияние экзогенных факторов на скорость и предел роста детей изучено лучше. Наиболее важным считается влияние питания.
— Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы и увеличивает время роста и созревания, но рост ребенка может не уменьшаться. Большие степени пищевой недостаточности не компенсируются удлинением срока развития и приводят к низкорослости с изменением пропорций тела. Дефицит некоторых пищевых компонентов (витамин А, цинк, йод и др.) избирательно нарушает процессы роста детей. Избыточность питания, особенно в раннем возрасте, также неблагоприятно отражается на процессе развития особенно в раннем периоде детства. При этом биологическое созревание может ускоряться.
— Режим жизни для развития ребенка также небезразличен. Можно назвать два наиболее важных режимных фактора, влияющих на физическое развитие: первый — адекватная физическая подвижность, создающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на костный скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития. Избыточная вертикальная нагрузка, например, при переносе тяжестей, обладает обратным эффектом — тормозит рост. Поэтому необходимо постоянно контролировать режим жизни ребенка, не допуская ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на его развитии. Второй важный фактор — недостаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета.
— Эмоциональное состояние ребенка — психическая напряженность, депрессия, психическая травма, всегда приводит к торможению роста, что связано с включением нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста и ускоряющих катаболизм.
Острые и особенно хронические заболевания ребенка могут вызывать задержку роста, так как на длительный срок нарушают анаболические процессы, вызывают расстройства микроциркуляции и гипоксемию.
— Факторы внешней среды могут также оказывают влияние на рост. К разряду средовых факторов можно отнести и влияние различных климатогеографических условий. Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Широко известны колебания скорости роста в связи с сезонами года (ускорение весной и торможение в осенне-зимние месяцы). Сезонность роста вызывает необходимость строить оценки скорости роста детей на основании годичной динамики.
3. Менее всего изучено влияние на рост ребенка факторов, которые входят в неклассифицируемую группу. К ним можно отнести такие, как порядковый номер беременности и родов, срок наступления родов, масса тела плода (новорожденного) к моменту его рождения, возраст матери и в меньшей степени отца, сезон рождения ребенка. Степень влияния сравнительно невелика.
4.Рост ребенка контролируется многими эндокринными железами: щитовидной, гипофизом, вилочковой, половыми и надпочечниками. Влияние их изменяется в зависимости от возраста ребенка.
Важное влияние на процесс роста оказывает соматотропный гормон (СТГ – гормон роста), выделяемый гипофизом. СТГ стимулирует соматический рост (костный возраст, увеличение органов), он оказывает влияние на дифференцирование структуры костей, влияет на белковый, жировой и углеводный обмен. СТГ основной стимулятор роста на уровне тканей. Синтез СТГ находится под контролем гипоталамических нейросекреторных факторов – соматолиберина и соматостатина. На этот процесс влияют также трийодтиронин, глюкокортикостероиды, опиоидные пептиды, допамин и некоторые аминокислоты. Альфа-адренергическая и серотонинергическая стимуляция гипоталамуса вызывают секрецию СТГ, а бета-адренергическая ингибирует её. Начиная с периода полового созревания, соматотропный гормон в процессах роста не играет существенной роли. Функция регуляции роста переходит к андрогенам.
На процессы роста влияют и другие гормоны. Так гормоны щитовидной железы способствуют синтезу белка и энергетическому обеспечению синтетических процессов. В течение всей жизни они стимулируют выделение гормонов роста. До периода полового созревания рост костей ускоряется гормонами вилочковой железы, который в дальнейшем передает эту функцию половым железам. Половые гормоны ускоряют рост и дифференцировку костной ткани. В то же время они способствуют слиянию эпифизарных щелей, ограничивая рост. Андрогены продуцируются не только мужскими половыми железами, но и женскими, а также корковым слоем надпочечников. Андрогены также обеспечивают рост организма. Если мужской организм на определенном этапе развития растет за счет андрогенов семенников и частично надпочечников, то женский организм растет только за счет андрогенов надпочечников.
Минералокортикоиды нормализуют обмен, глюкокортикостероиды дают катаболический эффект, их избыток отрицательно сказывается на росте. Кальцитонин и паратгормон оказывает влияние на завершение процессов кальцификации. Внутриутробное развитие плода происходит под влиянием хорионического соматотропина, гормонов щитовидной железы, половых гормонов матери.
С тех пор как в 30-х годах прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат.acceleratio— ускорение). Не так давно археологические исследования, которые были проведены на месте знаменитой Полтавской битвы, показали, что рост солдат времен ПетраIбыл ниже современного взрослого человека в среднем на 20 см. Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 до 1970 г. увеличилась на 19 — 20 см. Рост в настоящее время 7-летнего ребенка соответствует росту 9-летнего, а 15-летнего подростка — 17-летнему юноше, жившему в началеXXстолетия. Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных. В Западной Европе в целом увеличение роста взрослого человека на 1 см в каждое десятилетие отмечается уже на протяжении 100 лет. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.
Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания.
В последние годы нередко отмечается диссонанс между временем созревания разных органов и систем — ускоренное развитие одних признаков сопровождается диспропорциональной незрелостью других. Это привело к омолаживанию и увеличению частоты заболеваний в юношеском возрасте (гипертония, язвенная болезнь желудка, ожирение, сахарный диабет и др.).
Точный генетический фактор биологической акселерации не установлен.
Основные причины, действие которых часто объединяется, по мнению разных ученых следующие:
- значительная миграция (территориальное передвижение) населения планеты и бракосочетания лиц разных рас;
- более рациональное питание;
- часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повы шающими рост через эндокринную систему;
- экологические факторы:
- влияние космической радиации;
- действие магнитного поля;
- повышенный радиационный фон;
- химические вещества (лекарственные средства, консерванты, пес тициды, углекислый газ и т.п.);
5) влияние повышенной солнечной радиации, а также прием витами на D с целью профилактики и лечения рахита (особенно его передозиров ка) — это ускоряет процесс окостенения.
Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Обычно в отличие от истинной акселерации ускоренное развитие детей при перекармливании (белковом) вызывает более раннее созревание биохимических систем (в основном ферментов), что фактически отражает нарушение хода «биологических часов» созревания. Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезни, сахарного диабета и др.). В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми мы располагаем, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.