Выдержка из текста работы
Конец XX — начало XXI в. в России был периодом противоречивых событий, процессов и перемен, кардинальных трансформаций, затронувшие все сферы жизнедеятельности общества. Институты социальной поддержки оказались неработоспособными из-за своих идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы и новых социальных условий. Результатом этих процессов стало резкое возрастание числа некоммерческих организаций.
В связи с этим особую актуальность и важность приобретают вопросы становления, развития, функционирования некоммерческих организаций и взаимодействие их с гражданским обществом. Изучение некоммерческих организаций привлекает сегодня внимание политологов, социологов, экономистов, философов и других ученых в связи с активной институционализацией этого вида организаций в современном обществе.
Различным этапам развития российского общества соответствуют свои типы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации каждого исторического этапа характеризуются наличием определенных задач, функций, направлений и форм работы.
Необходимость изучения некоммерческих организаций в современном гражданском обществе обусловлена тем, что следует учитывать влияние на их деятельность специфики региона как самостоятельной системы, со своими особенностями.
Вышесказанное определяет актуальность данной темы.
За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.
Объект работы — некоммерческие организации.
Предмет работы — общественная сфера деятельности.
Цель работы — изучить этапы развития, сущность, структуру, управление и источники финансирования некоммерческих организаций, а также рассмотреть состояние НКО в Российской Федерации.
некоммерческий гражданский общество финансирование
Глава 1. Гражданское общество. Основные понятия
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.
В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество — это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Американский политолог О.Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. А. Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил».
Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности — стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.
В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?» — вопрошал шотландский мыслитель А. Фергюсон.
Достойное существование человека — это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство — лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти — запрещено все, что не разрешено законом; для граждан — разрешено все, что не запрещено законом.
По мнению Д.Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива — это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.
Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих — относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики.
Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.
Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами — самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.
Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она — синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.
Глава 2. Понятие и цели некоммерческих организаций (НКО)
Согласно ст. 50 Гражданского кодекс <#»justify»>В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются, прежде всего, на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).
В настоящее время федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 1996 года определяет 14 организационно-правовых форм НКО:
·общественные организации (объединения)
·религиозные организации (объединения)
·общины коренных малочисленных народов РФ
·казачьи общества
·некоммерческие партнерства
·автономные некоммерческие организации
·социальные, благотворительные и иные фонды
·ассоциации и союзы, в том числе профессиональные
·государственные корпорации
·государственные учреждения
·муниципальные учреждения
·частные учреждения
·бюджетные учреждения
Следует указать на проблему определений — как видно, в перечне организационно-правовых форм смешаны и формы, указывающие на характер деятельности НКО — например, казачьи общества, и формы юридических лиц — например, некоммерческие партнерства. Причем в число подобных юридических лиц, согласно реестру Министерства юстиции, входят как учреждения, осуществляющие (по крайней мере, частично) коммерческую деятельность (например, частные школы и комбинаты питания), так и реальные СО НКО.
Социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом «О некоммерческих организациях» формах и осуществляющие в соответствии с учредительными документами следующие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:
·социальная поддержка и защита граждан;
·подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
·оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
·охрана окружающей среды и защита животных;
·охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
·оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
·профилактика социально опасных форм поведения граждан;
·благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
·деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
·иные виды деятельности, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ дополнительно к вышеперечисленным.
По данным на 14.03.2013, в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» на сайте Министерства юстиции РФ числится 405 720 НКО. Из них 221 073 организации имеют статус «зарегистрированных» (остальные — «исключенных»). Из числа зарегистрированных НКО непосредственно к «третьему сектору» авторы доклада отнесли 192 956 организаций.
Глава 3. Современные исследования гражданского общества и некоммерческого сектора в России
На протяжении последних лет ведущими социологическими центрами страны и региональными командами исследователей проводятся эмпирические социологические исследования по различным вопросам функционирования гражданского общества.
Относительно НКО результаты мониторинга показали, что россияне пока не видели значительной роли общественных и других НКО, гражданских инициатив в жизни нашей страны. Лишь каждый четвертый респондент (24%) заявил, что они играют в той или иной мере значительную роль.
И все же при относительно невысоких показателях реального участия россиян в НКО и гражданских инициативах, оказалось, что социальная база российского третьего сектора может быть достаточно внушительной. По крайней мере, половина россиян готова принимать участие в мероприятиях и собраниях НКО и гражданских инициатив, каждый третий готов стать добровольцем или работать за плату, каждый четвертый декларировал готовность стать инициатором создания, организатором каких-либо НКО и гражданских инициатив.
В октябре 2010 — феврале 2011 г. Левада-Центр провел исследование «Перспективы гражданского общества в России», в рамках которого исследователи провели углубленные интервью с лидерами различных гражданских инициатив в нескольких крупных городах РФ.
Разработчики пришли к следующим основным выводам:
·Серьезные изменения условий финансирования объединений гражданского общества (сокращение грантов иностранных фондов, слабая поддержка со стороны бизнеса) привели к существенному снижению горизонта планирования и поставили многие НКО в зависимость от государственной поддержки и пожертвований от населения, вследствие чего перспективы развития гражданского общества в России находятся в прямой зависимости от готовности населения участвовать в работе НКО и степени упорядоченности взаимоотношений гражданской сферы и государства.
·Многие граждане заявляют о готовности объединять усилия в различных сферах: обустройство территории, досуговые объединения, различные общества помощи, формы территориального самоуправления, борьба с уплотнительной застройкой, родительские советы, экологические группы, растет число независимых профсоюзов — однако в целом общественная сфера остается разрозненной.
·Позитивный опыт сотрудничества гражданского общества, в первую очередь — некоммерческого сектора, с государством как главным поставщиком социальных услуг, который все активнее делегирует часть своих полномочий НКО, привел к некоторому упорядочиванию процедур получения государственного финансирования и появлению новых механизмов общественно-государственного партнерства и взаимодействия. Однако отмечены и отрицательные тенденции — введение сложной отчетности, которая требует привлечения дополнительного квалифицированного персонала, а также подверженность коррупции системы распределения средств государственного финансирования на местах.
·Гражданское общество в России не является в настоящее время тем надежным проводником, с помощью которого ценности общества доносятся до властных элит, а решения элиты находят обратную связь в обществе. Важно отметить, что в современной России именно НКО стали рассматриваться как ядро и основная, гражданского общества.
Основной социологической структурой, которая на протяжении ряда последних лет занималась исследованиями некоммерческого сектора, является исследовательская группа ЦИРКОН. В 2006 г. в рамках проекта «Мониторинг состояния некоммерческого сектора в России» группа ЦИРКОН подготовила первый аналитический обзор по результатам анализа государственной статистики, баз данных НКО и опросов общественного мнения «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России»[49]. Главным источником послужила База данных НКО Общественной палаты РФ, сформированная на основе заявок, полученных Общественной палатой РФ в рамках конкурса среди НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества в России.
Результаты проведенного исследования показали следующее:
·Общественные организации тяготеют к крупным населенным пунктам, где сконцентрирована большая часть активного и образованного населения, и существует возможность прямого доступа к органам власти, при этом география деятельности большей части НКО ограничивается, как правило, территорией одного региона.
·Российский некоммерческий сектор отличается довольно большим разнообразием с точки зрения сфер и видов деятельности НКО, при этом значительная часть НКО являются многопрофильными по виду деятельности. Список объектов деятельности НКО также весьма широк и разнообразен, однако наиболее популярными объектами деятельности НКО являются молодежь (30%), преподаватели, учащиеся и учебные заведения (22%), а также «активная общественность» (15%) и социально-политические институты (14%).
·Роль взносов и пожертвований зарубежного происхождения в формировании бюджетов российских НКО постепенно снижается.
·Несмотря на то, что на период проведения исследования поступления из бюджета и государственных внебюджетных фондов составили весьма незначительную долю денежных поступлений), 44% организаций, представленных в базе данных НКО Общественной палаты Российской Федерации, назвали государственные и муниципальные организации в числе одного из своих источников доходов, при этом для 14% НКО государственное финансирование является главным источником доходов.
Результаты опроса, проводившихся группой ЦИРКОН, показали, что более половины россиян считают наиболее полезной деятельность НКО по социальной поддержке и экономической защите граждан. Значимыми, хотя и в меньшей степени, с точки зрения общественной пользы были названы такие виды деятельности, как защита окружающей среды, охрана здоровья и оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий. Неожиданным оказался тот факт, что меньше всего голосов россиян получила благотворительная деятельность, которую считают общественно полезной в наибольшей степени лишь 12% граждан. Так же, в целом россияне позитивно относятся к государственной поддержке НКО, занимающихся общественно полезной деятельностью, — введению для них дополнительных налоговых льгот, увеличению грантов и субсидий, упрощению системы регистрации и отчетности, а вот отношение россиян к передаче функций по социальной защите и поддержке граждан от государства некоммерческим общественным организациям оказалось в значительной степени негативным. Большинство респондентов заявили, что вопросами социальной поддержки и зашиты должно, в основном, заниматься государство. Такое отношение граждан авторы опроса объясняют традицией: долгие годы именно государство «ведало» вопросами социальной защиты.
В 2012 г. группа Циркон опубликовала результаты опроса общественного мнения по теме «Отношение граждан к некоммерческим организациям в свете ужесточения законодательства об НКО».
Было выявлено снижение распространенности положительных представлений о роли НКО за период между двумя исследованиями, что, в совокупности с другими полученными данными, позволяет говорить об ухудшении образа НКО, существующего в сознании россиян. Результаты опроса показали, что в представлении российских граждан деятельность НКО должна быть сосредоточена в первую очередь на решении острых социальных проблем — охране материнства и детства, поддержке социально уязвимых слоев, осуществлении реформы ЖКХ, охране здоровья, развитии образования. Политическая деятельность НКО (участие в выборах, организация акций под политическими лозунгами, создание политических движений и т.п.) входит, по мнению подавляющего числа россиян, в число наименее важных, неприоритетных направлений гражданской активности.
Заключение
Таким образом, кратко проанализировав исследования об НКО, заметно, что в современной России продолжает формироваться социальный запрос на усиление участия гражданского общества в решении общегосударственных и местных задач, а также на социально-ориентированную модернизацию управления различными сферами общественной жизни, однако отсутствие налаженных и прозрачных механизмов взаимодействия гражданского общества и государства не только служит барьером к усилению роли гражданского общества в жизни страны, но также препятствует общественному пониманию и общественной поддержке деятельности существующих институтов и организаций гражданского общества.
Одни из наиболее острых проблем некоммерческого сектора — недостаток доступного финансирования, отсутствие открытой достоверной информации о возможных его источниках, а также укоренившееся в обществе представление о высокой степени коррупции, связанной с получением государственной финансовой поддержки.
Список использованной литературы
1.Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Челябинск, 2004. С.18.
2.Энкарнасьон О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии // URL: <http://old.russ.ru/politics/meta/20010220_toc.html>
.Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et Contra. 2002. №1. С.120.
.Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000. С.107.
.Ловелл Д. Доверие и политика в посткоммунистическом обществе // Pro et Contra. 2002. №3. С.158.
.Волков Д. Перспективы гражданского общества в России, Левада-центр, 2011.
.Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Негосударственные НКО: институциональная среда и эффективность деятельности. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. — 200 с. (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. II).
.Мерсиянова И. В. Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества / И. В.
.Мерсиянова, Л. И. Якобсон; предисл. Я. И. Кузьминова. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
.Волков Д. Перспективы гражданского общества в России, Левада-центр, 2011.
.Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России // Аналитический обзор №1 по результатам анализа государственной статистики и баз данных НКО, ЦИРКОН (АНО «Социологическая мастерская Задорина»), 2006.