Содержание
1. Сущностные характеристики, типология современных политических режимов3
2. Тоталитарный политический режим5
3. Авторитарный политический режим7
4. Демократический политический режим9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ13
Выдержка из текста работы
Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства — политический режим.
Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим — это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Актуальность работы заключается в том, что категория "политический режим" относится к базисным категориям политологии наряду с такими понятиями, как "власть", "политика", "государство", "легитимность" и др. Изучение политического режима имеет практическую значимость для понимания социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране.
Цель работы — изучить понятие "политический режим".
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
.Раскрыть понятие и принципы политического режима;
.Раскрыть элементы политического режима;
.Рассмотреть типологию политических режимов;
.Проанализировать политический режим в современной России.
. Понятие и признаки политических режимов
Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления. Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства.
Основные признаки политического режима:
·степень участия народа в механизмах формирования политической власти;
·соотношение прав человека и гражданина с правами государства;
·гарантированность прав и свобод личности;
·положение СМИ, степень гласности в обществе;
·место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
·соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
·характер политического лидерства;
·степень верховенства закона в общественной жизни;
·принципы взаимоотношения общества и власти;
·политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства;
·мера политического плюрализма, многопартийность
Таким образом, политический режим (от фр. regime — управление) — это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.).
2. Элементы политических режимов
Французский политолог Ж.Л. Кермонн к числу элементов политического режима относил следующее:
) принцип легитимности;
) структуру институтов;
) систему политических партий;
) форму и роль государства;
) избирательную систему.
Принцип легитимности как элемент политического режима, по определению американского политолога Х. Линца, означает способность власти создавать у населения убеждение в том, что действующие политические институты лучше иных, альтернативно возможных в данном обществе.
Политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические решения и действия, влияющие на ход социальных изменений. Эти преобразования осуществляются через государство, политические партии, группы давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковь, СМИ и др.). Эффективность политического режима зависит от способов взаимодействия государственной власти с другими политическими институтами и неполитическими структурами в обществе. Взаимонаправленность воздействия государства и иных участников политического процесса, его конституционно-правовая обоснованность и мирный, конструктивный характер определяют позитивную картину здорового и полноценного развития общества.
Избирательная система — это совокупность правил формирования органов власти. Она также является важным элементом легитимности политического режима.
Государство играет центральную и основную роль в системе политических институтов. Принципы взаимодействия трех ветвей власти и конкретных полномочий её органов определяют действенность всего государственного механизма. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры — господствующими в обществе представлениями, ценностями и идеалами.
Политические партии играют важнейшую роль в современных политических режимах. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, определяют политический курс и способы его реализации.
3. Типология политических режимов
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
.1 Демократический режим
Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
·принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
·свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
·участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
·конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
·наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
·принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.
Виды демократических режимов:
.Прямая демократия
Прямая демократия — это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.
Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.
.Представительная демократия
Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.
Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.
3.2 Авторитарный режим
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
·автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
·неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
·монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
·отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику.
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм — политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Виды авторитарных режимов:
.Военный режим
Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта) возглавляемая бывшим сотрудников военного ведомства (разведка)
Признаками военного режима являются:
·переход власти к бывшему или настоящему военному в результате отсутствия гражданских лидеров в стране,
·реальная отмена гражданских свобод и замена их на государственную гарантию социальной защиты сотрудников бюджетной сферы
·создание управляемых (карманных) политических партий, парламента, местных органов власти и создание тотального военного контроля за гос. службой:
·ограничение действия политических прав и свобод человека;
·создание при хунте консультативных органов из технократов.
·охота на ведьм, поиски коррупционеров, врагов народа, мошенников, педофилов, исламских фундаменталистов, и т.д.
·Нередко военные приходят к власти под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.
·80% населения заняты в непроизводственной сфере, 20% населения производственная сфера
Примеры: режим Г.А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).
.Теократия
Теократические режимы характеризуются концентрацией политической власти в руках духовенства. Такой режим существует в Иране с 1979 г.
.Конституционно-авторитарный режим
Характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики.
.Деспотия
Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры.
.Персональная тирания
При персональной тирании власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии).
.Абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
.3 Тоталитарный режим
Тоталитарными являются режимы, при которых:
·есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
·партия организована не демократическим способом — она строится вокруг лидера. Власть идет вниз — от лидера, а не вверх — от масс.
·доминирует роль идеологии.
·при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль.
Виды тоталитарных режимов:
.Итальянский фашизм
Это право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
.Немецкий национал-социализм
Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение — германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме — вовне, против других народов.
.Советский социализм
Социализм в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
.Китайский маоизм
В области экономики маоизм предусматривает плановое ведение хозяйства, товарное производство, распределение труда, параллельное развитие различных общественно-экономических укладов. Маоизм предполагает независимые и самостоятельные международные отношения.
И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
4. Политический режим современной России
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.
В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.
Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.
Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по "сильной руке" усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего "среднего класса" ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2008 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2009 г. — 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз.
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
·распространение терроризма;
·перманентный рост преступности;
·природные катаклизмы;
·нестабильность ситуации внутри правящих элит;
·военные действия в Чечне.
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и "непримиримая"; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации — по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.
Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Заключение
Политический режим одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государственной власти, способах формирования политических институтов, стиле и методах политического управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.
Тоталитарный политических режим характеризуется полным подчинением (тотальным контролем) всех сфер жизнедеятельности общества государством.
Авторитарный политический режим предполагает концентрацию всей полноты власти у одного лица или правящей группы. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля, но реальная оппозиция подавляется, демократический политический режим форма государства, при которой народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен — демократизм и правовое государство.
Список использованной литературы
1.Википедия — свободная энциклопедия, Политический режим [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 12.12.14)
.Мухаев Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 495 с.
.Понятие и типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: #»justify»>.Типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: #»justify»>.Типология политических режимов [Электронный ресурс] / Режим доступа: #»justify»>.Элементы политического режима [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/elementi-politicheskogo-rezhima (дата обращения 12.12.14)