Содержание
1. Сущность и роль госбюджета. Проблемы сбалансированности госбюджета России……………………………………………………….3
2. Задача………………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………….21
Выдержка из текста работы
Тема этой работы довольно актуальна на сегодняшний день, так как изучение и анализ сбалансированности государственного бюджета считается одной из приоритетных задач в Российской Федерации.
Сегодня бюджет современного российского государства предполагает собой сложный механизм регулирования экономики, воздействия на экономическую деятельность, а также организации государством мероприятий, которые нацелены на стимулирование экономики, осуществление антикризисных мероприятий, разрешение социальных проблем, вследствие чего решение проблемы сбалансированности бюджета считается одной из основных задач финансовой политики страны.
Данная тема выбрана по причине личного интереса к проблеме сбалансированности государственного бюджета России. Стало заметно, что все больше людей интересуются экономическими проблемами нашей страны, даже будучи профессионально довольно далеки от них, да и в СМИ все чаще можно услышать мнения разных людей по этой теме.
Целью данной работы является изучение проблемы сбалансированности государственного бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо найти решение для нескольких конкретных задач: рассмотреть понятие и роль государственного бюджета, как инструмента макроэкономического регулирования. Рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и расходной части, дать характеристику основным функциям и видам государственного бюджета. Необходимо рассмотреть те причины, которые приводят к дефициту и профициту, а также их последствия для экономики. Объяснить принцип сбалансированности госбюджета России. Кроме того, оценить возможности путей совершенствования госбюджета России.
Госрегулирование играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры общества, оно осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству проводить экономическое и социальное регулирование, считается финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которого является госбюджет.
С помощью госбюджета формируются условия для осуществления социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, укрепления обороноспособности, выполнения других государственных функций. В соответствии с этим, нормальное функционирование механизмов невозможно без поочередного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Для перехода к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, необходимо большое обновление госбюджета, экономики предприятий и организаций, внебюджетных фондов.
Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, для удовлетворения совместных потребностей (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА
1.1. Понятие и роль госбюджета
Государственный бюджет считается важнейшей экономической категорией, необходимой составляющей государственных и муниципальных капиталов. Суть бюджета определена не только приоритетной сущностью, согласно отношению к ней группы капиталов, но и сущностью страны и общественно-политического строя. Государственный бюджет удовлетворяет потребности страны в денежных средствах [4, 32].
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].
По экономической сущности госбюджет — это денежные отношения, образующиеся в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [9, 53-54].
На стадии основного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения совершается формирование госбюджета. В ходе основного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в виде налогов. Вследствие перераспределения в госбюджет поступает доля прибыли экономических субъектов разных форм собственности.
Современный этап реформирования экономики в России требует осознания сущности бюджетной системы страны в условиях рынка. А также создания рекомендаций, позволяющих применять возможности экономических отношений с целью развития общественно-направленной модели рыночной экономики, отвечающей российским особенностям.
Непосредственно благодаря бюджету государство может концентрировать экономические ресурсы на главных участках общественного и финансового развития. Благодаря бюджету осуществляется перераспределение национального дохода между секторами, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Одновременно с этим, отображая финансовые процессы, проходящие в структурных звеньях экономики, бюджет предоставляет конкретную картину того, как поступают в распоряжение страны экономические ресурсы от различных субъектов хозяйствования, демонстрирует, отвечает ли размер централизуемых ресурсов страны размеру его нужд.
Госбюджет определяется как основной финансовый план государства, предоставляет органам власти реальную экономическую возможность реализации властных полномочий, отображает объем требуемых стране финансовых ресурсов и устанавливает тем самым последующую налоговую политику в стране. Госбюджет закрепляет определенные направления израсходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта (далее ВВП), что дает возможность ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Суть каждой экономической категории, в том числе и бюджета, выражается в ее функциях.
Бюджет является главным инструментом достижения приоритетов финансовой политики страны и выполняет две основные функции: контрольную и распределительную.
Контрольная функция бюджета функционирует одновременно с распределительной и подразумевает возможность и необходимость государственного контролирования за поступлением и применением бюджетных средств [2, 14-16].
Распределительная функция бюджета — это накопление доходов и дальнейшее их применение в объемах и направлениях, утвержденных на определенный финансовый год. Под распределительной функцией подразумевается процесс распределения стоимости ВВП и национального дохода между разными областями, регионами, социальными группами населения.
С целью реализации функций госбюджета правительство формирует бюджетный механизм, представляющий собой комплекс форм организации бюджетных отношений, способов привлечения использования средств общегосударственного фонда.
Использование бюджетного механизма с целью регулирования экономики реализуется благодаря маневрированию ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный Кодекс РФ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007) «Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» [Электронный ресурс] — Режим доступа: справ. — правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения: 18.04.2016
2. Акперов И. Г., Коноплева И. А., Головач С. П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации; КноРус — М., 2012. — 281 c.
3. Бабкин, К.А. Разумная промышленная политика, или Как нам выйти из кризиса / К.А. Бабкин. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 104 c.
4. Гайзатуллин, Р.Р. Государственный бюджет: учебное пособие / Р.Р. Гайзатуллин.- Казань: КГТУ, 2009. — 139 с.
5. Гуськова, И. В. Анализ конкурентоспособности некоторых отраслей экономики России / И.В. Гуськова. — Москва: НОУ, 2012. — 154 c.
6. Королёв, О.В. Государственный бюджет РФ — назначение, порядок разработки и утверждения / О.В. Королёв. — М.: Лаборатория книги, 2009.- 152 с.
7. Немировский, И.Б.; Старожукова, И.А. Экономическое развитие России / И.Б. Немировский — М., 2013. -261 c.
8. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ / Николаева Т.П. — М.: 2013. — 511c.
9. Семёнычев, В. К. Проблемы сбалансированности госбюджета РФ / В.К. Семёнычев. — М.: НОУ, 2014. — 398 c.
10. Смирнова А.Г. Национальная экономика: теория и практика / А.Г. Смирнова — М.: «ИД ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2014. — 175 c.
11. Трунин, С. Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 312 c.
12. Халевинская, Е.Г. Мировая экономика / Е.Г. Халевинская, — Москва: СИНТЕГ, 2013. — 304 c.
13. Экономика в третьем тысячелетии. — М.: Мысль, 2011. — 232 c.
14. Электронный ресурс www.gks.ru (Дата обращения: 21.04.2016)