Выдержка из текста работы
Деньги — это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех, кроме самых начальных экономических системах.
Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести.
Деньги служат также расчетной единицей или «мерой стоимости».
Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять экономические величины понятным для всех (почти) способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы [1; с. 480].
Актуальность изучения темы происхождения денег и их функций объясняется тем, что деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.
Предметом исследования контрольной работы является финансовая система.
Объектом являются деньги, их сущность и функции в экономике.
Целью данной работы является исследование сущности и функций денег.
Это достигается решением следующих задач:
— подобрать и изучить литературу по данной теме;
— показать развитие форм стоимости, возникновение и эволюцию денег;
— раскрыть сущность денег;
— рассмотреть функции денег;
— обобщив результаты, сделать собственные выводы.
Методами исследования являются общенаучный и экономический методы.
Использованы такие информационные источники, как учебники и учебные пособия.
Методологической базой исследования послужили работы Баликоева В.З., Макконела К.Р., Брю С.Л., Щегорцева В.А. и других авторов.
1. РАЗВИТИЕ ФОРМ СТОИМОСТИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ
На ранних стадиях развития человеческого общества, когда еще не было общественного разделения труда, обмен товарами был случайным явлением и носил одноразовый характер. Но и при одноразовом обмене имел место обмен одного товара на другой в определенной количественной пропорции. Например, один топор обменивался на 20 кг зерна. Это была простая, единичная, или случайная, форма стоимости.
На первый взгляд представляется, что в процессе одноразового и случайного обмена товары играют одинаковую роль. В действительности же, когда в процессе обмена один товар соотносится с другим, их роль различна. Первый товар, в данном случае топор, выражает свою стоимость относительно другого товара — зерна. При этом стоимость топора обнаруживается в относительной форме — в обмене на зерно. Здесь 20 кг зерна выступают в качестве такого товара, с помощью которого другой товар выражает свою стоимость, т. е. выступает в роли эквивалента (равноценности) этого товара — топора, поскольку при изготовлении топора расходуется примерно столько же труда, сколько на выращивание и получение 20 кг зерна. В результате именно 20 кг зерна (не больше и не меньше) представляют собой эквивалентную форму стоимости топора, а потребительная стоимость одного товара, — зерна, приобретает новое общественное свойство — служить формой выражения стоимости другого товара, в данном случае топора, и признание его общественной полезности, поскольку он оказался обменным на зерно. Следовательно, товар, который выражает стоимость другого товара (в данном случае зерно), находится в эквивалентной форме стоимости. В этой простейшей эквивалентной форме стоимости заключен зародыш сущности будущих денег как всеобщего эквивалента.
Исторически в роли эквивалента выступали разные товары. Действительно, когда первобытная община лишь от случая к случаю обменивала какой-либо свой продукт на продукт другой общины, последний выступал в роли эквивалента лишь в единичных актах обмена. В каждом последующем акте обмена эту роль мог выполнять и выполнял другой товар. Поэтому на стадии случайного обмена роль эквивалента не закрепляется за каким-либо одним товаром. Эту роль случайно выполняют различные товары…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное – воздействие на них.
Деньги — важнейший компонент любой, цивилизованно функционирующей экономической системы. Именно посредством данной категории возможна реализация совокупности всех стоимостных показателей.
Деньги — это язык рынка. Посредством их применения и использования аккумулируется и передается практически вся основная деловая информация, отражающая важнейшие параметры общественного воспроизводства. Поэтому объективное понимание внутренней природы и функций денег, соответствующее реальной действительности, чрезвычайно важно и необходимо для комплексного восприятия сущностного характера общественного экономического процесса вообще и каждой опосредствующей его стоимостной экономической категории, в частности.
Если вести речь об объективной необходимости и сущности денег в экономической системе, следует научиться выделять и изучать их совокупную роль, которую они выполняют на макроэкономическом, общегосударственном уровне и на уровне непосредственной практической деятельности юридических и физических лиц, то есть на уровне микроэкономики.
В первом случае с помощью денег изучаются и решаются такие масштабные задачи, как инфляция, безработица и т.п. и в целом регулируется экономическое «самочувствие» государства. Основным предметом изучения на этом уровне является Центральный банк государства и проводимая им соответствующая денежно-кредитная политика.
Во втором случае деньги участвуют в хозяйственной практике непосредственно. Все мы ежедневно встречаемся с деньгами в процессе осуществления жизненных потребностей. Каждая фирма, предприниматель и т.п. ежедневно осуществляют или получают различного рода платежи, подписывают различного рода финансовые обязательства, осуществляют процесс внутреннего финансового планирования.
Наряду с этим, необходимо иметь в виду, что деньги выполняют весьма важную роль в международных расчетах, подводя основу под многие политические договоры, определяя финансовые взаимоотношения в мировом масштабе.
Оценивая значение денег в жизни общества, необходимо отметить, прежде всего, то, что они, во-первых, существенным образом облегчают процесс обмена. Во-вторых, их использование обеспечивает значительную экономию общественного богатства, которое общество вынуждено было бы растрачивать в рамках натурального обмена. Поэтому можно сказать, что деньги создают богатство нации. И чем совершеннее денежная система, тем быстрее идет наращивание общественного богатства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск: «ЮКЭА-МОДУС», 1996. 480с.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник. /Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2006. 620с.
3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 703с.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема и политика. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. 470с.
5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2 т. Т 1. М.: ИНФРА, 2003. 558с.
6. Семёнов С.К. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2005. 448с.
7. Финансы, деньги, кредит: Учебник. / Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2000. 784с.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит./ Под ред. А.П. Ковалёва. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 480с.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 639с.
10. Щегорцев В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 528с.
11. Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник. Часть I. / Под ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. М.: «Дашков и К°», 2006. 640с.