Выдержка из текста работы
Актуальность. Административно-правовое принуждение — вид государственного принуждения, применяемый уполномоченными государственными органами, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о видах мер административно-правового принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, и ни на практике. Ведь, четкая классификация мер административно-правового принуждения необходима для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия. А также, при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности — административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Она имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей;
Исходя из актуальности, можно поставить цель — рассмотреть виды административно-правового принуждения.
Для этого, требуется решить следующие задачи:
) Рассмотреть административно-предупредительные меры.
) Изучить меры административного пресечения.
) Проанализировать меры административной ответственности.
) Ознакомиться с административно-восстановительными мерами.
1. Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.
Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.
Особенности административно-предупредительных мер:
·Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности.
·Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения.
·Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.
Как правило, административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.
К административно-предупредительным мерам относят:
—административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
—личный досмотр и досмотр вещей;
—введения карантина;
—прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
—проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в пограничной зоне и др.);
—уничтожение недоброкачественных продуктов питания;
—ограничение права водопользования и т.п.
Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например: досмотр).
Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Он проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни, и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола, однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого «в случаях не терпящих отлагательства». О досмотре закон обязывает составить протокол, либо соответствующую надпись.
Меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах.
2. Меры административного пресечения
Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.
Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.
Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления.
Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.
Основаниями применения мер административного пресечения являются, во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.
Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.
В частности, к ним относятся меры:
) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);
) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).
Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.
Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.
3. Меры административной ответственности
административный предупредительный пресечение взыскание
Их особенность состоит в следующем:
—они носят ярко выраженный санкционный характер;
—воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
—взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения;
—все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;
—наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
—являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания, предусмотренные КоАП РФ:
)предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);
2)административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;
)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;
)лишение специального права, предоставленного физическому лицу — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);
)административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй);
)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
)обязательные работы — заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ;
)дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;
)административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток);
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%B4%D0%BD%D0%B8_%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>;
КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.
Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление.
Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность.
При наложении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причиненного вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).
Итак, административное взыскание — это мера наказания, применяемая уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях — судами, к лицам, виновным в совершении административного проступка.
4. Административно-восстановительные меры
Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.
К административно-восстановительным мерам относятся снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.
Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести строение и привести земельный участок в порядок. В случае если это требование не будет выполнено, он дает распоряжение о сносе строения своими силами за счет виновного.
Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Так, Федерального закона «О защите конкуренции» обязывает нарушителей соответствующих правовых актов восстановить первоначальное положение, «лицо, чьи действия (бездействие) в установленном законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа».
Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня.
Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.
Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. По общему правилу она устанавливается в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ, действовавшей на момент образования недоимки (нарушения сроков перечисления банком средств, неисполнения иных финансовых обязанностей). Уплата пени — это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню.
Таким образом, восстановительные санкции являются особым видом административного принуждения и обладают следующими признаками:
они прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение;
являются мерами негативного стимулирования. Кара в виде наказания и взыскания, побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействуя на их поведение косвенно;
применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение, можно вывести следующий вывод:
Административно-правовое принуждение — метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Выделяются четыре вида административно-правового принуждения:
) Административно-предупредительные меры.
Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.
2) Меры административного пресечения.
Меры административного пресечения, своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).
3) Меры административной ответственности.
Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
) Административно-восстановительные меры.
Административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
.Конституция Российской Федерации, (с поправками от 21.07.2014 г.) от 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с поправками от 21.07.2014 г.) от 30 декабря 2001 г. N-195 ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256.
.Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями от 21.07.2014 г.) //"Российская газета" от 27 июля 2006 г. N 162
Дополнительная литература:
1.Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для бакалавров, М.: ИТК «Дашков и К», 3-е изд., испр. и доп., 2012 г. — 352 с.
2.Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов, М.: Норма, 3-е изд., пересмотр. и доп., 2008 г. — 816 с.
.Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. — М., 2008. — 324 с.