Содержание
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие судебной власти ……………………………………………………..6
2. Судебная система Рос¬сийской Федерации ……………………………….….8
3. Единство судебной системы Российской Федерации ………………………10
4. Конституционно-правовые принципы организации су¬дебной власти ..…………12
5. Конституционно-правовые принципы деятельности судебной власти ..…17
Заключение ……………………………………………………………..………..21
Список использованной литературы …………………………………….…….24
Выдержка из текста работы
Актуальность работы. Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости. Происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы.
Большое значение здесь имеет деятельность такого института как прокуратура Российской Федерации. В разные исторические периоды прокуратура наделялась различными полномочиями и функциями. Но главным ее предназначением во все времена было стоять на страже основ государственного строя и целостности Российской Федерации, прав и свобод граждан, законодательных интересов юридических лиц.
Поэтому очень важно, чтобы прокуратура Российской Федерации оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», расширяла свои возможности по воздействию на состояние законности. Необходимо повышение ее правового статуса как органа, входящего в систему государственной власти.
Цель работы: исследование конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание понятия «прокуратура»
2. Исследовать современные функции прокуратуры в Российской Федерации
3. Проанализировать основные принципы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Глава 1. Конституционно — правовой статус Прокуратуры РФ
1.1 Понятие и принципы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Организация, порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, а затем Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Элементами, основополагающими началами организации и деятельности органов прокуратуры, являются положенные в их основу принципы.
Основные принципы закреплены в ч.1 ст.129 Конституции Российской Федерации и в п.1 ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Это принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязанность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип единства. Все территориальные и специальные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Создание не ее территории иных органов прокуратуры, не входящих в данную систему, не допускается (п.3 ст.11 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Каждый прокурор действует от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Акты всех прокуроров, от районного до Генерального, имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт нижестоящего прокурора, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Принцип централизации. Назначение и подчиненность прокуроров идет только по вертикали: нижестоящие подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором, в субъектах – по согласованию с органами власти этих субъектов. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором. При этом каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели прокуратуру в российской конституционной системе власти, основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, место и роль прокуратуры в системе государственных органов а также систему и организацию деятельности прокуратуры.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы. Прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть.
Многообразие мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизме свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности прокуратуры и осуществляется от имени государства — Российской Федерации, что отличает его от других видов надзора и контроля, проводимых иными государственными органами.
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //Российская газета. — 1993. — № 237
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
3. Приказ Генпрокуратуры России от 24.11.2008 N 243 (ред. от 15.03.2018) «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления»
4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.03.2008 N 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением»
5. Цымбалюк Н.И. Научная статья: «Место и роль прокуратуры в современной России»// «Издательство «Концепция»// №3. 2015.
6. Газетдинов Н.И. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Н.И.Газетдинов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Казань: Казанский университет, 2015.
7. Попов К.И. Судебные и правоохранительные органы. Учебник. — М.: МИИТ, 2016.