Содержание
Введение..
1. Происхождение и значение термина «культура»..
2. Структурная целостность культуры.
3. Структура культуры.
Заключение…
Список литературы.
Выдержка из текста работы
Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей — С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и другие.
Итак, что же это за научная дисциплина — культурология?
Культурология (от латинского cultura- возделование, земледелие, воспитание)- совокупность исследования культуры, как структурной целостности. Она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности.
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, то есть то, что создано и создается обществом и человеком.
В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и другое.
Мне кажется, что слово культура обозначает культуру правил, организующих человеческое поведение. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Поэтому мир культуры – это результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Стоит помнить, что человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание — не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.
Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах),как и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.
Материальная культура
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Она основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере — это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования.
На примере моей контрольный работы мы увидим , какое влияние на материальную и духовную культуру Россию оказали татаро- монгольское иго, Петровские реформы и реформы второй половины 19 века.
За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.
Татаро- монгольское иго
Восточные обычаи распространились неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру, новый быт, пишет Всеволод Иванов; так, изменилась коренным образом одежда: от длинных белых славянских рубах, от бритых голов с «оселедцами», длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам и тафьям и мурмолкам.
Ношение последних было распространено настолько, что глава 39 Стоглава (т.е. собрания правил, изданных царем Иваном IV и митрополитом Макарием в 1551 г.) выражает осуждение ношению этих шапочек в церквах православными царями, князьями, боярами, вельможами и христианами.
Большое изменение культурного быта внесло то время в положение женщины: теремной быт и затворничество русской женщины есть порождение Востока; кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, которые в многообразии своем ждут специального исследователя, счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, кофе, пельмени, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов — все это влияние Востока.
Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада…
Заключение
Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Рассматриваемый период в контрольной работе иожно разделить на три периода:
Первый период называют допетровским. Татаро- монгольское нашествие нанесло сильный удар по культуре Руси, изменило ее облик, на десятилетия остановило ее рост. Заставило сосредоточить внимание на восстановлении свободы и независимости. Татарское нашествие оказало сложное воздействие на развитие русской культуры.
Второй период называют петровским, поскольку реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Будучи продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 века, петровские реформы разбили русскую культуру на две культуры- Светскую и религиозную( светскую). Петровские реформы были направлены на приобщение к западноевропейской цивилизации. Именно в это время и происходит подлинный расцвет литературы, музыки, философии.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции, когда царизм был свегнут.
19 век был чрезвычайно богат и динамичен в социально-культурном отношении. Наряду с внутренним единством в историко- культурном процессе прослеживаются два периода до и послереформенный.
В целом культура XIX в. отличалась высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западноевропейской культурой при сохранении национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие мировое значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием общечеловеческой культуры.
В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура, обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис общества. С одной стороны, возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры. С другой — бурные исторические события этого времени способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Несмотря на углубление раскола между элитарной и народной формами культуры, наметилась тенденция их синтеза. В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене. Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.