Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Понятие, задачи и структура стратегического менеджмента4
2. Система стратегического менеджмента.7
3. Виды стратегий9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ12
ЛИТЕРАТУРА13
Выдержка из текста работы
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов.
Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. Возникновение и практическое использование стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде организации. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой — структура управления организацией отвечает «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Таким образом если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.
Стратегический менеджмент — это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
Стратегический менеджмент — это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
— Определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
— Анализ внешней среды фирмы;
— Анализ ее внутренней обстановки;
— Выбор и разработка стратегии фирмы;
— Анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
— Выбор степени интеграции и систем управления;
— Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»;
— Определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
— Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
— Совершенствование стратегии, структуры, управления.
В связи с вышеизложенным можно определить основные задачи стратегического менеджмента:
· Распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;
· Осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
· Определение наиболее перспективных направлений развития организации.
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.
Основные особенности стратегического менеджмента:
1. Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).
2. Предполагает взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.
3. Основные принципы стратегического менеджмента определяются состоянием и изменениями внешней среды.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы которая выражена в том что, определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Объект курсового проекта — понятие стратегического менеджмента.
Предмет курсового проекта — раскрытие сущности стратегических решений.
Целью курсового проекта выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных этапов во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях.
В соответствии с целью перед курсовым проектом ставятся следующие основные задачи:
1. Раскрыть сущность стратегического менеджмента;
2. Рассмотреть функциональную модель стратегического менеджмента;
3. Определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
4. Определить проблемы, которые входят в сферу стратегического менеджмента;
5. Изучить основные этапы стратегического менеджмента;
6. Определить роль и значение стратегических решений.
Раздел 1.Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1 Сущность стратегического менеджмента
В менеджменте термин «стратегическое управление» («стратегический менеджмент») был введён в обиход на стыке 60-х — 70-х годов для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой. Сущность стратегического управления проиллюстрирована на рис. 1.
Рис.1. Базовое представление о стратегическом управлении
Таким образом, стратегический менеджмент — это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют избранный план действий.
Стратегический менеджмент представляет собой часть менеджмента организации, которая объединяет весь комплекс работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, разработке и реализации стратегии организации.
Стратегия организации — деловая, концепция, на заданную стратегическую перспективу. Конечная цель системы стратегического менеджмента — выполнение миссии организации.
Миссия — это наиболее общая цель организации, четко выражающая в наиболее общей форме основную причину существования и предназначение организации (говоря короче — то, ради чего существует организация).
Модель стратегического менеджмента, представленная на рис.2, является синтезом известных подходов, подтвердивших на практике свою эффективность.
Рис.2. Модель стратегического менеджмента
Модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью. Модель также показывает, что стратегическое управление является циклической профессиональной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации .
В целом модель отражает 8 основных этапов стратегического менеджмента. Эти этапы представляют следующую пошаговую процедуру действий универсального замкнутого стратегического цикла.
1. Проведение диагностики внешней среды организации, а также диагностики ее внутренней среды (системного анализа ресурсных возможностей организации).
2. Системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкретной организации.
3. Установление миссии организации, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов.
4. Разработка стратегий основных подсистем организации (бизнесов, структурных подразделений, функциональных подсистем и т.д.).
5. Установление полной системы стратегических приоритетов (целевых, по ключевым материальным ресурсам, временных, финансовых и т.д.).
6. Сведения всех стратегий в единую общую стратегию. Формирование целостной и всесторонней программы конкретных действий на заданную стратегическую перспективу.
7. Реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. системы тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений).
8. Стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов системы стратегического управления организации.
В рамках данной модели стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и динамичного процесса. Для реализации его высокопрофессиональная и рационально специализированная управленческая деятельность оптимальным образом распределяется по всей структуре организации.
В представленном контексте весь стратегический менеджмент сводится к процессу управления стратегическими изменениями, а эффективность стратегического менеджмента — к эффективности и особому качеству соответствующих стратегических преобразований.
Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. В сферу стратегического планирования и управления входят следующие проблемы:
1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относ……..
Список использованной литературы
1. Аналоуи Ф. Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : Учебник для студентов вузов. — пер. с англ. — М.: ЮНИТИ — ДАНА , 2012. — 400 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: «Экономика», 2008. — 520с.
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы — М.: Финстат, 2011. — 234с.
4. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для экон. спец. Вузов. — М.: Высшая школа, 2008. — 305 с.
5. Делен С.А. Стратегический менеджмент. Конспект лекций. — М.: «Приор-издат», 2011. — 80 с.
6. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие. — 3-е изд., стереотип. — М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.- 280 с.
7. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: Учеб. пособие — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. — 356 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов.- M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
9. Круглов Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2011. — 289 с.
10. Кузнецов Б. Т. Стратегический менеджмент : Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 623 с.
11. Лисичкин В.А., Корягин Н.Д., Конотопов М.Н., Иванов А.А. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. — 527 с.
12. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях. — 3-е изд — М.: Колос, 2009. — 367 с.
13. Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп . — М.: ЮНИТИ — ДАНА , 2012. — 343 с.
14. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 303 с.
15. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 496 с.
16. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: Учеб.-практич. пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2010. — 448 с.
17. Сергеенко Н.П. Стратегический менеджмент. — М.: Лаборатория Книги, 2010. — 64 с.
18. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Менеджмент организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 432 с.
19. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.- М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 468 с.
20. Хангер Д.,Уилен Т. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент». — пер. с англ. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 319 с.
21. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
22. Яблокова С.А. Стратегический менеджмент. Конспект лекций. — М.: «Приор-издат», 2010. — 80 с.