Содержание
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Демографическая ситуация в России………………………..……….………4
2. Причины демографического кризиса………………………………………..5
3. Факторы, влияющие на снижение рождаемости…………………………….7
4. Материальный фактор…………………………………………………………8
5. Фактор социальной трансформации………………………………..………..9
6. Духовный фактор……………………………………………………….…….11
7. Фактор национальной ориентированности государства………….……….13
Заключение………………………………………………………………..……..16
Список используемой литературы……………………………………….……..18
Выдержка из текста работы
<span Arial",«sans-serif»;color:black;mso-font-kerning:18.0pt">ВЛИЯНИЕВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ.
<span Arial",«sans-serif»;color:black;mso-font-kerning:18.0pt">
2. Современное государство в условиях рыночной экономикипрактически включено во все сферы экономической деятельности общества.Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защитаконкурентной среды, доходов, регулирование системы общественногоперераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а такжекоррекция общественных благ и услуг.
Государственное регулирование выступает в качествеобъективной потребности общественного развития, особенно это проявляется вусловиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессетруда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – какассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания настабильном уровне дорогих условий воспроизводства рабочей силы(высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защитыокружающей среды и т.д.).
Большую роль в системе госрегулирования играет сферавнешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурнойполитикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль надэкспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – этосерьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы дляпредпринимательства как одного из факторов поступательного развитияхозяйственного потенциала страны.
В современных условиях трансформирования экономики Россиизадача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мергосударственного воздействия представляется тем более актуальной, что с однойстороны, Россия обладает исторической, «национальной» и природно –географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западныхмоделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах ВосточнойЕвропы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, азачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразованиягосударственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как состороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованногогосимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциалаи создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения вструктуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенногоповышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, –все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономическиепроцессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения иформирования благоприятных условий для их жизни. Для России государственноерегулирование ВЭД тем более необходимо, поскольку затянувшееся кризисноесостояние экономики и неблагоприятный предпринимательский климат, включающийкак составную часть социально–психологическую неуверенность предпринимателей взавтрашнем дне, в отсутствии у них достаточных гарантий для построения своейдеятельности на коммерчески добросовестной основе, обусловливают существенныйотток капитала за границу, ведение дел с целью максимального обогащения всжатые сроки при отсутствии перспектив в стратегии предпринимательскойдеятельности, тем более что при полном отсутствии учета эффективности с позицийнародного хозяйства и обеспечения национальной экономической безопасности.Процесс либерализации ВЭД и отсутствие соответствующего информационного икадрового обеспечения, упразднение механизмов и инструментов, свойственныхдлительной монополии на внешнюю торговлю и валютные операции, при отсутствиикак госаппарата, так и системы регулирования внешнеэкономических связей,имманентных рыночным отношениям, привело к тому, что сфера ВЭД превратилась в канал практически недобросовестного проведения сделок, привлекший со сторонызарубежных контрагентов и российских предпринимателей так называемую«пену» слоя бизнесменов. А действительно серьезные партнеры,«прозрачные» с позиций национальных законодательных систем какзападных стран, так и России, оказались в стороне от международныхвнешнеторговых потоков Российской Федерации. Крупные зарубежные фирмы пришли вРоссию с целью сотрудничества (причем по ряду сделок принцип«взаимовыгодности» мы можем поставить под большим вопросом) толькопри наличии государственных правительственных гарантий. Самостоятельный выходроссийских бизнесменов на внешние рынки как по импорту, так и по экспортупривнес дисбаланс в конкурентную среду этих рынков, привел к непрогнозируемымхаотичным ценам. Взаимное же конкурирование национальных производителей водном и том же сегменте мирового рынка (т.е. не произошло экспортной экспансииили нахождения нового экономически более выгодного и в прямом смысле словабезопасного западного импортера) привело к потере ранее имевшихся преимуществ во внешней торговле, к уступке части сегмента рынка западнымконкурентам.
Таким образом, внешнеэкономическая стратегия государствадолжна ориентироваться на национального производителя и инвестора приформировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима. При решениизадачи оптимальной встроенности государственной системы регулирования иконтроля в рыночную систему хозяйствования в экономике страны заработает нетолько зарубежный, но и отечественный капитал, в том числе«убежавший» за границу. Тогда не понадобятся ни законодательнооформленные утопические идеи амнистии для нарушившего «правила игры»с государством российского бизнеса, ни разработка и применение карательных мер,под действие которых попадут и виноватые, и правые, ни декларирование заведомоневыполнимых льгот для иностранных инвесторов.
3. Основной задачей внешнеэкономической политики (ВЭП)является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширениявоспроизводственного процесса в стране, оптимизации участия страны в процесседеятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении икооперировании труда.
Разработка и реализациястратегии ВЭП осуществляется как в целом по стране, так и ее регионам поотношению к отдельным странам и регионам соответственно. Вместе с тем концепцияВЭП включает и тактику ее проведения – другими словами совокупность методов исредств для достижения целей и сохранения получаемых результатов.Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутреннейполитикой, и является логическим продолжением и ее развитием, но в пределахнациональной государственной границы. Основной задачей ВЭП независимо отизбранной государством модели хозяйствования является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для развития воспроизводственного процесса встране. Как отмечается в ряде экономическихисследований переход к новому типу хозяйствования в России и распадединого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР логически обусловливают :
Основными составляющими внешнеэкономической политикиявляются:
Если составными частями ВЭП выступают вышеперечисленныеэлементы, то внешнеэкономическая деятельность представляется собой объектрегулирования в процессе реализации ВЭП. В свою очередь внешнеэкономическая деятельность ( ВЭД) – это совокупностьэкономических, организационно–правовых операций и сделок национальныххозяйственных субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран сцелью обеспечения максимально возможной эффективности, недостижимой на базеосуществления операций исключительно на внутреннем рынке. Это деятельность науровне хозяйствующих субъектов (ВЭД).
В основе же ВЭД находится внешняя торговля,отличительным признаком которой выступает международная купля–продажа товаров, услуг, промышленной собственности, а также перемещениематериальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Внешняяторговля – это канал для реализации и приобретения товаров, услуг ипромышленной собственности, целесообразность использования которого определяется преимущественно на основе сравнения уровня издержек производства исроков жизненного цикла товаров и услуг. ( При экспорте выгоднее производитьтовары внутри страны и реализовывать их за пределами национальной таможеннойграницы; при импорте выгоднее представляется закупать товары и услуги,произведенные за рубежом, например, в силу нерациональности организации тогоили иного производства внутри страны и т.д.)
Существующий в настоящее время у большинства государстварсенал инструментов ВЭП позволяет им оказывать активное влияние наформирование структуры и направлений развития ВЭС –внешнеэкономических связей, которые в свою очередь представляютсобойэкономико–правовыеотношения на уровне государственных органов власти различных стран, оформляемыена двух– и многосторонней основе соответствующими международными соглашениями,договорами, протоколами и т.д.
Целями ВЭП в условиях трансформирования экономики России,конкретизируемыми в каждом структурном звене, являются :
Внешнеторговая политика любого государства должнабыть ориентирована на защиту интересов национального производителя инаселения страны, на сохранение экологической безопасности и наобеспечение социального развития общества, должна обеспечиватьдолжный контроль (и собираемость) за уплатой налогов и вывозом капиталаза национальную границу. Выгода от внешней торговли заключается в том, что кроме прочих нами уже называвшихся факторов, онапозволяет сравнивать экономические уровни стран, как бы стимулируя их развитие.При этом одни страны освобождаются от перепроизводства, другие получают внешнийимпульс для экономического прогресса. Любые, непросчитанные ограниченияВТ отрицательно отражаются на экономике страны. Инструментамигосударственного регулирования являются тарифные и тарифные методы, а реализуютих соответственно уполномоченные государством или общественные организации*[1] .В условиях цивилизованногорегулирования ВЭД меры протекционизма, вплоть до введения монополии, вводятсяна четко оговоренный страной с государствами–партнерами по ВТ период, а излишнеполучаемые средства, например, при более высоких таможенных пошлинахнаправляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торговогопротекционизма. Мы выделяем сегодня торговый протекционизм, широко используемыймногими странами, отличительной чертой которого является использованиепреимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов. Что касается движениякапиталов, то мы здесь выделяем следующие аспекты:
Правомерна здесь постановка вопроса овступлении России в ГАТТ–94/ ВТО. Мы полагаем, что торопится с этимвопросом не следует, поскольку Россия относится так сказать к странам«Второго эшелона», к которым предъявляются более завышенныетребования, с одной стороны, а с другой – фактически используютсятарифные и нетарифные ограничения, подрывающие принцип равноправногоконкурирования на мировых рынках. Например , Россия трактуется вамериканском антидемпинговом законодательстве как «страна нерыночнойэкономики», что влечет :
отсутствие режима наибольшего благоприятствования; введениябез согласования компенсационных пошлин и антидемпингового расследования;возможное введение количественных ограничений. Чтобы Россия получила статусстраны с рыночной экономикой, США исследуют :
Для отдельных отраслей промышленного производстварассматриваются – отсутствие госвмешательства в процесс ценообразования илигосрегулирования объемов производства, отрасль характеризуется какчастная или коллективная собственность, цены на все значительные ресурсыдиктуются рыночными механизмами.
Однако обеспечение даже всех этих критериев, не дает полнойгарантии равноправия в конкуренции и торговле, инвестиционном взаимодействии ина рынке прав интеллектуальной собственности России в рамках ВТО с США илистранами ЕС.
Проведение валютной политики в рамках ВЭП преследуетцель поддержания экономической стабильности и создания прочной основы для развития взаимовыгодных международных связей на базе равноправногопартнерства путем воздействия на валютный курс и операции по обменувалюты. Кроме того валютное регулирование предполагает создание стабильногоправового поля как для национального и зарубежного инвесторов, так и длярезидентов и нерезидентов, выступающих просто субъектами отношений валютногорынка. Валютная политика в РФ относится к компетенции Центрального банкаи Министерства Финансов, при чем ЦБ РФ пользуется автономией ее реализации.Методами регулирования можно назвать такие как: обязательная продажачасти валютной выручки; наличие лицензии Центробанка РФ напредоставление рассрочки платежа свыше 180 календарных дней; возможность переводасредств как гражданами России ( в т.ч. личных средств), так и юридическимилицами – резидентами валютных ресурсов за границу при наличии лицензии ЦБ РФ;запрет на хождение зарубежной валюты в платежных операциях невнешнеэкономического характера и др. В валютном регулировании мы также можемвыделить меры экономического характера и административного принуждения.Например функции контроля за правомерностью контрактной цены при импортевозложены на органы Государственного Таможенного комитета, но цель такогоконтроля определяется преимущественно не задачами соблюдения экономическойэффективности, ненарушения конкурентной среды для российских импортеров, афискальными задачами – сбором импортных пошлин. И если эта задача решается, тов условиях неподготовленности России к широкой либерализации ВЭД ( ни вправовом отношении, ни в кадровом, ни в организации и технике осуществленияВЭД, ни в знании международных норм, правил и обычаев и т.д.) вопросэкономической эффективности не только импорта, но и экспортных операцийоставлен на откуп хозяйствующим субъектам, что, как свидетельствует практика,наносит существенный ущерб хозяйственному потенциалу страны. В мировой практикек мерам административного воздействия в сфере валютных отношений относятсятакже возможность сосредоточения валютных операций исключительно вуполномоченных государством банках ( своего рода государственное лоббирование),валютные ограничения для импортеров, в т.ч. вывоза иностранной валюты стерритории страны при личных поездках граждан определенными нормативными актамисуммами, ограничения на обмен валюты и др. К экономическим мерам можно отнестивзимание дополнительных налогов при обмене валюты, введение различных налоговыхставок подоходного налога на доходы от деятельности в национальной валюте ииностранной, различного рода льготирование резидентов и нерезидентов приих инвестировании в иностранной валюте и т.д.
4. Кредиты и техническая помощь иностранных государств имеждународных организаций. Денежные потоки международных организаций в начальнойфазе трансформационных процессов стран ЦВЕ, СНГ и России являлись своегорода гарантом возвратности и высокой эффективности инвестиций. Именно своегорода эйфория преобразовательного процесса способствовала широкомасштабномуинвестированию капитала в эти страны, не сообразуясь с наличием в нихсоответствующей инвестиционной среды или климата. Однако процессытрансформирования экономик в них характеризуются неравномерностью темпов истепени преобразования, масштабностью развертывания, а также подготовленностьюсоциально–этнической и культурной среды к глубине и сущности модификаций в тойили иной стране, отдельных регионах федеральных государств. Положениеобострялось объективным процессом вхождения этих стран в фазу кризисногоразвития экономических хозяйств в силу объективных и субъективных причин (согласно теории кризисов и циклов). В этой связи значимость и эффект иностранного капитала, имея в первоначальный период единообразное значение,стали существенно различаться в зависимости от реально складывающихся условийразвития реципиента инвестиций. Сформировавшиеся инвестиционные климаты вразличных странах явились результирующим показателем целесообразностипредоставления средств преимущественно для частных и государственных инвесторов–хозяйствующих субъектов. Отсюда определенная неравномерность поступленияиностранного капитала характеризует современное состояние в сфере прямогоинвестирования и международных кредитов и займов.
Согласно располагаемым нами данными ресурсымеждународных организаций на основе долгосрочных льготных кредитов, атакже технического содействия и помощи ( например по линии ТАСИСа )преследовали цель, характеризуя в глобальном масштабе – формирования рыночнойсреды и адекватной ей инфраструктуры в стране. Ведущими кредиторами России, кпримеру, являются МБРР и МВФ, в члены которых наша страна была принята в 1992г. В 1992–1998 гг только по линии Минфина РФ было использовано 24.2млрд.долл. Кредиты, преимущественно, с возвратом основного долга через 17 лет ипод процентные ставки, не превышающие 7% годовых, являлись:
По состоянию на 1.1.99 портфель завершенных и действующихпроектов за счет средств МБРР составил 39 единиц на сумму 10.9 млрд.долл.Из 33 займов на сумму 6.43 млрд.долл. было израсходованы наинвестиционные нужды 2.08 млрд.долл и 4.35 млрд.долл. – на бюджетное финансирование.В портфеле займов МБРР 41% – инвестиционные займы, где приоритет отдан сектораминфраструктуры и окружающей среды, проблемам энергетики. Характерно также тообстоятельство, что средства МБРР направляются в государственный секторэкономики России. Основным источником погашения предоставляемых кредитоввыступает государственный бюджет страны. Для реализации проектов, финансируемыхза счет МБРР, формируются группы реализации проекта (ГРП), которых в Россиинасчитывается (на 1.1.99) 22 центральных и 15 региональных. Пооценкам Счетной Палаты РФ расходы на содержание указанных групп, включаяконсалтинг и оперативные расходы по подготовке и реализации проектов составилиоколо 800 млн. долл., взятых в счет кредитов МБРР. Эксперты банка регулярнопроверяют процесс расходования средств, не анализируя конечный экономическийэффект. В результате сегодня можно констатировать, что экономический эффект заимствованный ресурсов по линии международных организаций ниже нетолько ожидаемого, но и в ряде случаев имеет отрицательную характеристику.Основная причина, по нашему мнению, заключается в том, что вся программапредоставления кредитов в целом за весь период трансформационногопреобразования не была адаптирована под конкретную этно–социальную,психологическую и хозяйственную среду страны–реципиента инвестиций. Привязка жек отдельным проектам осуществлялась без учета общей ситуации в стране, в связис чем средства расходовались со значительным отставанием от графика,бизнес–план носил нереальный для хозяйственной ситуации в стране характер, адостаточно высокая доля средств расходовалась на сиюминутные нужды, в т.ч. ихозяйствующего субъекта–заемщика средств. Многие проекты (" Правоваяреформа", «Развитие финансовых учреждений», «Совершенствованиепортфеля проектов» стоимостью соответственно 58, 200 и 40млн.долл. и другие) не конкретизированы в целевом плане, что практическиисключает возможность определения эффективности использования заемных ресурсов.Среди негативных явлений в части использования кредитов международныхорганизаций счетной Палатой РФ были названы отсутствие ТЭО привлечения заемныхсредств; высокий уровень организационно–управленческих расходов (стоимость 1часа иноспециалиста оценивалась в ряде случаев в 1000 долл. в результате чего витоге за 2 месяца работы заработная плате составляла около 500 тыс.долл., 1адемический час лекции в национальном фонде подготовки национальных иуправленческих кадров по проекту RU–3824 оплачивалсяпо ставке 500 долл. ); отсутствие оценки эффективности привлечения ииспользования кредитных ресурсов; завышение процентных ставокнациональными банками в процессе перекредитования ресурсов конечнымпользователям ( ставка МБРР примерно 6%, а конечному пользователю –под 15%, исходяиз экономической ситуации в стране), необоснованное установление длякоммерческих банков возврата средств в 1 2 лет; использование техническихрешений, предлагаемых иностранными специалистами, которые нерациональны иэкономически неэффективна для природно–климатических условийРФ; усложнение организационных структур, осуществляющихреализцию проектов, в т.ч. передача контрольных функций отдельнымнегосударственным организациям и фондам, в связи с чем значительная суммазаймов уходит на административные расходы.
Несколько слов о значимости программ ТАСИСа длятрансформационного процесса.
Получатели средств по программеТАСИС
млн.экю
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
всего
всего
396.5
418.9
472.1
469.7
511.2
536.0
481.7
507.2
3793.3
армения
58.9
азерб.
77.7
белор.
56.6
груз.
66.0
казахст.
95.3
киргиз.
40.9
молд.
47.1
россия
212.0
111.0
160.8
150.0
161.2
133.0
132.9
139.7
1200.5
тадж.
туркм.
33.2
украин
422.2
узбек.