Содержание
1. Статистические методы контроля и их эффективность3
2. Комплексная стандартизация: сущность, задачи, принципы, программы11
3. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ): цель, задачи, характеристика фонда нормативных документов14
Список литературы18
Выдержка из текста работы
Статистические методы контроля качества используются для оценки количественных характеристик качества. Первым статистические методы контроля производственных процессов внедрил в 20-е годы В.А. Шеварт (1891-1967). Примененная им карта регулирования контроля качества основывается на статистических данных. С помощью статистического анализа дефекты текущего производства могли быть своевременно обнаружены и устранены.
Статистические методы контроля качества показывают, что в определенной серии товаров определенные характеристики качества встречаются определенное количество раз и на основе этих данных, возможно, выстроить кривую так называемого нормального распределения. При контролируемом процессе оценка каждой следующей партии будет давать аналогичную кривую, если процесс вышел из под контроля — кривые будут отличаться. Цель применения статистических методов анализа качества — выявление степени влияния случайных и/или закономерных факторов на показатели качества. Качество- это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность продукции. Современное производство — это производство высококачественной продукции. Потребитель зачастую предпочитает качество в ущерб цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы по эксплуатации, ремонту и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины процветания фирм типа «Адидас», «Тойота», «Грундиг», «Фольксваген" и др., то мы увидим, что имидж этих фирм базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество, в свою очередь, обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.
1. Принципы обеспечения качества
Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.
Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям.
В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.
Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:
·Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя)
·Качество проектирования продукта
·Качество процесса производства
·Соответствие качества конечной продукции проекту
·Качество послепродажного обслуживания
Помимо вышеперечисленных составляющих качества для правильного понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:
·качество должно быть ориентировано на потребителя;
·обеспечение качества — не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру компании;
·вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и т.п.;
·повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;
·общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции или услуги.
·Способность изделия удовлетворять потребности потребителей можно назвать характеристиками качества. Характеристики могут быть различными. Они могут выражать конкретные и абстрактные желания и потребности. Например: размер салона автомобиля и комфортабельность салона. Комфорт для каждого представляет индивидуальную ценность, поэтому представления каждого о комфортабельности будет сильно отличаться. Характеристики или свойства качества, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные. Количественным измерением свойств занимается квалиметрия, качественные же характеристики — это продукт взаимного сотрудничества производителя товаров или услуг и потребителя.
Под объектами в теории управления качеством понимаются различные составляющие Вашего бизнеса. Объектами качества могут быть, например:
·деятельность или процесс
·продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (как, например, приобретенная Вами вещь в виде материального продукта, который мы в дальнейшем иногда будем называть изделием), или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них
·организация, система или отдельное лицо
·любая комбинация из них
номенклатура качество контрольный исикава
2. Номенклатура показателей качества продукции
Номенклатура показателей качества продукции — это совокупность (перечень) характеристик свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности. Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика <#»justify»>·коэффициент применяемости;
·коэффициент повторяемости;
·коэффициент взаимной унификации для группы изделий.
Патентно-правовые показатели
Данные показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. К ним относятся показатели патентной защиты и патентной чистоты.
Показатель патентной защиты характеризует число и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, в том числе и созданных при его разработке.
Определяется отношением взвешенного количества составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами и патентами за рубежом, к общему количеству составных частей в изделии.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним относятся, например, показатели: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений и т.п.
Номенклатура экологических показателей устанавливается с учетом международных стандартов, регламентов и требований ГОСТов в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Продукция, производство и применение которой вызывает нарушение норм вредных воздействий на окружающую среду, подлежит модернизации или замене.
Показатели безопасности характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов на всех режимах его эксплуатации, при обслуживании, транспортировании и хранении. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в соответствии с требованиями стандартов ССБТ (Система государственных стандартов по безопасности труда).
Основными показателями безопасной работы человека, безопасности эксплуатации технических средств служат:
вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени;
быстродействие при срабатывании защитных устройств;
сопротивление изоляции токоведущих частей, с которыми возможно соприкосновение человека;
электрическая прочность высоковольтных цепей;
эффективность блокировки и аварийной сигнализации и др.
Показатели стойкости к внешним воздействиям
Эти показатели характеризуют стойкость изделия к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую следующими свойствами: пылезащищенность; влагозащищенность; водонепроницаемость; ударопрочность; вибропрочность; устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность ее производства и применения.
За последние годы в связи с развитием науки и техники и расширением общественных потребностей область применения понятия "качество продукции" расширяется, вводятся показатели и разрабатываются методики оценки качества не только материальной продукции, но и различных интеллектуальных разработок, проектов и т.д. Например, качество программного обеспечения ЭВМ с точки зрения возможности его модернизации может оцениваться следующими показателями:
объемом работ, требуемым для модернизации программы (гибкость);
объемом работ по проверке выполнения заданных функций (возможность проверки);
объемом работ по обнаружению ошибок в работающих программах (возможность восстановления).
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом: назначения и условий использования продукции; анализа требований потребителей; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества. Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.
По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными). По способу выражения они ‘могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах. По оценке уровня качества базовые, относительные показатели. По стадии определения прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели. По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, сохраняемое, ремонтопригодности); эргономические, эстетические; технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.
Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям: способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения; быть стабильными; способствовать планомерному повышению эффективности производства; учитывать современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства; характеризовать все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Порядок выбора номенклатуры показателей качества продукции предусматривает определение: вида группы продукции; цели применения номенклатуры показателей качества продукции, исходной номенклатуры групп показателей качества; исходной номенклатуры показателей качества по каждой группе; метода выбора номенклатуры показателей качества. Вид (группа) продукции устанавливается на основании межотраслевых и отраслевых документов, классифицирующих продукцию по назначению, условиям применения.
Цели применения номенклатуры показателей качества продукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции.
В зависимости от специфических особенностей продукции и условий ее изготовления и использования некоторые, указанные группы показателей качества продукции могут отсутствовать.
При необходимости вводятся дополнительные группы показателей, характерные для рассматриваемой продукции
3. Статистические методы контроля качества
Семь инструментов качества
Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)
Одним из эффективных приёмов визуализации мышления является причинно-следственная диаграмма Исикавы Каори — известного японского ученого в области управления качеством, с именем которого связывают возрождение и развитие японской экономики.