Выдержка из текста работы
14. Когда увеличивается величина спроса на лес, то растёт и спрос на гвозди. Когда уменьшается величина спроса на лес, то сокращается спрос на гвозди. В таком случае лес и гвозди:
а) несопряжённые товары;
б) взаимозаменяемые товары;
в) взаимодополняемые товары;
г) эластичные товары.
15. При прочих равных условиях сдвиг кривой спроса вправо для товаров низшей категории может быть связан:
а) с увеличением цен на дополняемые товары;
б) с уменьшением цен на заменяемые товары;
в) с ростом цен на данный товар;
г) с уменьшением доходов населения.
16. Движение вдоль кривой предложения означает:
а) изменение предложения товара;
б) изменение величины предложения;
в) изменение цены на ресурсы;
г) нет верного ответа.
17. Излишки потребителя – сумма денег:
а) которая не нужна потребителю;
б) которую государство забирает у потребители при помощи налогов;
в) которую потребитель желает отдать тем производителям, у которых наиболее качественный товар;
г) которую выигрывает потребитель из-за разницы между ценой, которую он готов уплатить, и рыночной ценой.
18. Чай заменяет кофе в потреблении, а сливки – дополняют. Что произойдет на соответствующих рынках (чая и сливок), если цена кофе повысилась?
а) цена чая и сливок повысится;
б) цена чая и сливок понизится.
в) цена чая повысится, цена сливок понизится;
г) цена чая понизится, цена сливок повысится.
19. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызывает:
а) падение спроса на второй товар;
б) рост спроса на второй товар;
в) увеличение объёма спроса на второй товар;
г) падение величины спроса на второй товар.
20. Излишек производителя:
а) делится поровну между всеми производителями;
б) получают производители с самыми низкими издержками;
в) разница между ценой, по которой производитель готов продать свой товар, и той ценой, по которой он его продает;
г) нет правильного ответа.
21. Товар Гиффена – это благо, на которое:
а) спрос растёт при росте денежного дохода потребителя;
б) объём спроса растёт при росте его цены;
в) спрос растёт при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
г) спрос не изменяется, если цена на него несколько возрастет.
22. В результате определённых событий некая отрасль стала низкодоходной. Вероятно, поэтому некоторые фирмы будут вынуждены покинуть рынок. Следствием этого будет сдвиг:
а) кривой спроса вправо;
б) кривой предложения вправо;
в) кривой спроса вправо;
г) кривой предложения влево.
23. Очереди являются результатом:
а) установления административного уровня цен выше равновесного;
б) установления административного уровня цен ниже равновесного;
в) сговора продавцов;
г) существования чёрного рынка.
Задачи и упражнения
1. Кривая спроса на товар описывается уравнением QD = 800 – 2Р, а кривая предложения – QS = 200 + 4Р. Найдите равновесный объем продукции QE.
2. Кривая спроса на товар описывается уравнением QD = 600 – 2Р, а кривая предложения – QS = 200 + 3Р. Найдите равновесную цену PE.
3. Функция спроса на товар: QD = 10 – Р, функция предложения данного товара: QS = 5 + 2Р.
а) определите равновесную цену товара – PE;
б) определите равновесный объем продаж – QE.
4. Функция спроса на данный товар: QD=20–3Р; функция предложения: QS=5+2Р.
а) определите равновесную цену (PE) и равновесный объем продаж (QE);
б) что случиться, если цена будет установлена правительством на уровне 5 000 руб.?
5. Дефицитным или избыточным будет рынок, если рыночная цена единицы товара равна 20 000 руб.; QD =50; QS =10.
6. Спрос и предложение на обеды в школьной столовой описываются уравнением: QD = 2000– 300Р; QS = 500 + 200Р, где Q – количество обедов в день; P – цена одного обеда (в долларах).
а) вычислите равновесную цену (PE) и количество проданных обедов по такой цене(QS);
б) заботясь о школьниках, администрация школы установила цену на уровне 2 долл. за обед. Каковы будут последствия такого решения?
7. Спрос и предложение на лопаты в магазине «Дачник» описываются уравнениями: QD = 2400 – 100Р; QS = 1000 + 250Р; где Q – количество проданных лопат в день; P – цена лопаты (в долларах).
а) вычислите равновесную цену и количество проданных лопат по такой цене;
б) рост производительности труда по производству лопат позволил снизить цену одной лопаты до 3 долларов. Как это повлияет на ежедневный объем продаж лопат? Дефицит (или избыток) вызовет снижение цены?
8. Если цена предполагаемого товара выше 10 ден.ед., покупатель не будет приобретать этот товар. За 10 ден. ед. он согласен купить одну единицу данного товара. По цене 8 ден. ед. потребитель купит 2 единицы товара, по цене 6 ден. ед. – 3 единицы, по цене 4 ден. ед. он готов приобрести 4 единицы товара. Определите выигрыш потребителя при условии, что рыночная цена составляет 2 ден. единицы.
Объем, тыс.шт. | Цена, тыс. шт. | ||||||
Спрос на электрозажигалки | |||||||
Предложение электрозажигалок |
Используя информацию в таблице, ответьте на следующие вопросы:
а) чему равна равновесная цена?
б) каков равновесный объем продаж?
в) если электрозажигалки будут продавать по цене 13 тыс. руб., какой дефицит их на рынке?
г) если цена электрозажигалок повысится до 16 тыс. руб., какой избыток их на рынке?
10. Рыночная цена одной бензокосилки 1 000 000 руб. Производитель согласен продать ее за 850 000 руб. Чему равен выигрыш производителя?
11. Покупатель А согласен заплатить за компьютер 1500 долл., а покупатель В – 1300 долл. В магазине компьютер продают по цене РЕ, равной 1000 долл. Определите выигрыш (излишек) каждого из указанных покупателей.
12. Продавец Сидоров готов продать компьютер по цене 600 долл., а Петров – по цене 800 долл. В магазине компьютер продается по цене 1000 долл.
Определите выигрыш (выгоду) каждого из продавцов.
13. Функция спроса: QD = 100 – 2Р. Функция предложения: QS = –2 + Р.
Спрос на товар сократился на 15 %.
Определите, как изменилась равновесная цена и объем продаж.
14. Функция рыночного спроса QD = 10 – 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20 % при каждой цене.
Определите новую функцию спроса.
15. Функция спроса: QD= 150 – 3Р, функция предложения: QS= –10 + 2Р.
Правительство ввело фиксированную цену на товар на уровне 30 тыс. руб.
Определите объем дефицита на рынке.
16. Даны функция спроса и функция предложения на товар соответственно: QD=12–Р, QS= –3+Р. Правительство ввело дотацию в размере 3 долларов за единицу, получаемую продавцом.
Найти равновесные цены покупателя и продавца с учетом дотации.
17. Функция спроса имеет вид QD = 3000 – 1,5P, функция предложения –
QS = 3,5P – 600. Налог на единицу продукции равен 200 ден. ед. Налог платят продавцы. Каков равновесный объём производства после введения налога?
18. Функции спроса и предложения имеют вид: QD = 2220 – 3P; Qs = 3P – 300.
Государственные дотации производителя на единицу продукции составляют 100 ден. ед.
Сколько продукции будет продано на рынке после введения дотаций?
19. Функция спроса на товар QD= 9–Р, функция предложения: QS= –2+2Р.
Государство ввело налог, уплачиваемый продавцом в размере 2 долл. за единицу.
Определить равновесные цены покупателя и продавца с учетом налога.
20. В таблице приведена информация об объемах индивидуального спроса потребителей А, В, С. Определите рыночный спрос.
Цена за 1 кг., ден.ед. | Объемы спроса, кг в месяц | Рыночный спрос | ||
А | В | С | ||
? | ||||
? | ||||
? | ||||
? | ||||
? |
Верны ли следующие утверждения?
1. Если рыночная цена выше равновесной, то появится товарный излишек.
2. Падение цены на товар приведет к росту спроса на его товар-субститут.
3. Любое изменение цены на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и предложения вверх или вниз по кривой спроса.
4. При прочих равных условиях плохой урожай пшеницы приведет к росту цен на хлеб.
5. Объем товара, находящийся на рынке, – это предложение.
6. Равновесная цена на шоколадные конфеты может повыситься в результате роста спроса на шоколадные конфеты.
7. Если два товара взаимодополняемые, рост цены на первый из них вызовет увеличение спроса на второй.
8. Рост цены на кофе вызовет рост спроса на чай.
9. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей при любой цене.
10. Рост потребительских доходов вызовет увеличение спроса на все товары.
11. Увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса.
12. Изменение потребительских предпочтений приводит к сдвигу кривой спроса.
13. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.
14. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что спрос равен предложению.
15. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что объем спроса равен объему предложения.
16. Изменение объема предложения произойдет, если повысятся налоги на товар.
17. Спрос на товар – это желание и возможность потребителя приобрести данный товар.
18. Спрос на товар – это желание человека приобрести товар.
19. Спрос на товар – это потребность покупателя в этом товаре.
20. Ожидание роста цен на конкретный товар вызовет рост спроса на него в данный момент.
21. Конкуренция автоматически восстанавливает рыночное равновесие.
Вопросы для самоконтроля
1. Как цена товара или услуги влияет на величину спроса, предъявляемого покупателями?
2. Как графически определяется изменение величины предложения?
3. Под влиянием каких переменных факторов происходит изменение спроса?
4. Как цена товара влияет на количество товара, предлагаемого производителями?
5. Какая цена называется равновесной?
6. Как сдвигается кривая предложения в результате роста цены на ресурсы?
7. Почему кривая спроса имеет нисходящий вид?
8. В чем различие понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса»?
9. Почему кривая предложения оказывается восходящей?
10. Как изменится спрос на кофеварки при повышении цены на кофе?
11. Изменение вкусов потребителей приводит к понижению вдоль кривой спроса или к сдвигу кривой спроса?
12. Изменение в технологии производства приводит к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения?
13. Что показывает излишек производителя? Как определяется его величина?
14. В чем сущность выигрыша потребителя?
15. Что произойдет с кривой спроса на говядину при повышении цены на свинину?
16. Изменение цены товара приводит к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения?
17. Как соотносятся кривые рыночного и индивидуального спроса?
18. Какие последствия вызывает отклонение цены от равновесного уровня?
19. Каким образом восстанавливается рыночное равновесие? Какова в этом роль конкуренции?
20. Что происходит с рыночным равновесием, если государство выделяет дотации производителям?
21. Как изменится равновесный объем после введения налога на потребителя?