Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Специальные звания сотрудников органов внутренних дел…………………4
2. Порядок присвоения специальных званий в органах внутренних дел………6
3. Порядок исчисления сроков выслуги в специальном звании………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………16
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Проводимая в Приднестровской Молдавской Республике административная реформа предполагает в качестве одного из обязательных условий ее успешной реализации наличие нормативно-правового обеспечения не только системного и структурного построения государственных органов исполнительной власти, но и соответствующего правового статуса государственных служащих.
По словам профессора С.Н. Бочаров, — «одним из существенных шагов в решении этой задачи стало деление государственной службы на государственную гражданскую службу, военную службу и службу правоохранительную. Тем самым подведена черта под длящимися несколько лет спорами о том, являются ли сотрудники органов внутренних дел государственными служащими. Вопрос этот, как показывает практика, далеко не праздный. От ответа на него во многом зависит характеристика всех элементов административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе таких, как ответственность, права, обязанности, гарантии, социальное обеспечение и др»
В современном демократическом обществе государству отводится особая роль в консолидации различных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи по выполнению этой роли государство реализует через государственную службу. В настоящий период демократических преобразований и социально-экономических перемен, многократно возросла преступность в ее тяжких и организованных формах, что определилось резким увеличением нагрузки на госслужащих органов внутренних дел.
Государственная служба в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики является разновидностью государственной службы в ПМР. Ей присущи как общие характеристики государственной службы ПМР, так и специфические, исходящие из задач и функций ОВД. Своей наукой и практикой государственная служба ПМР базируется и развивается на основе государственной службы Российской Федерации. Служба как вид общественно- полезной деятельности людей занимает особое место среди других видов деятельности. В теории и практике она имеет несколько значений и употребляется по-разному: как вид деятельности, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность т.д. Как вид деятельности человека, служба по содержанию и по своему назначению обеспечивает социально-культурное обслуживание людей.
Закономерно, что требования в системе МВД возросли практически пропорционально повышению нестабильности в обществе. В этих условиях особую значимость приобретает проблема формирования нового корпуса государственных служащих органов внутренних дел. Это еще раз подчеркивает, что государственная служба в ОВД является одним из многогранных и исключительно ответственных видов профессиональной деятельности что предъявляет к сотруднику ОВД разнообразные требования.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является повышение эффективности и качества государственной службы в органах внутренних дел ПМР путем разработки правовых, тактико-психологических и организационных вопросов и особенностей прохождения государственной службы в ОВД.
В последние годы произошло обновление законодательства по вопросам государственно-служебных отношений.
Так 5 июля 1995 года в Российской Федерации принят Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации", а 27 июня 1997 года Указом Президента ПМР № 351 утверждено Положение "О государственной службе в ПМР и Реестр государственных должностей". Это позволило заполнить новым содержанием основополагающие республиканские и ведомственные документы о государственной службе. Однако преодолеть наметившуюся за последнее десятилетие тенденцию депрофессионализации кадров в ОВД не удалось.
Для выхода из создавшегося положения необходима концепция развития государственной службы в ОВД на ближайшее десятилетие, которая отвечала бы современным требованиям, позволила бы работать на перспективу и последовательно решать конкретные проблемы, связанные с формированием и функционированием этой службы.
Поставленные цели исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
·Разработать понятие и определить сущность государственной службы в ОВД ПМР.
·Определить место государственной службы в ОВД ПМР, как самостоятельного вида профессиональной деятельности с общей системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики
·Провести анализ различных научных взглядов и представлений о предмете темы вывести свои заключения.
·Определить комплекс мер по организации прохождения государственной службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики
·Внести предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования прохождения государственной службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в ходе прохождения государственной службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, а также деятельность кадровых аппаратов по осуществлению решения задач кадровой политики МВД ПМР.
С учетом сказанного предполагается, что содержание данной дипломной работы вызовет определенный интерес у сотрудников органов внутренних дел и позволит им осознать свое место и роль в государственном механизме, поможет сориентироваться в лабиринтах служебных взаимоотношений, аргументировано отстаивать свою гражданскую позицию и защищать как профессиональные, так и личные интересы.
Знакомясь с моей квалификационной работой, следует иметь в виду, что содержащаяся в ней характеристика различных элементов государственной службы не является исчерпывающей, так как более детально некоторые вопросы могут рассматриваются в иных учебных курсах, например, таких как введение в специальность, административное право, административная деятельность органов внутренних дел, основы управления в органах внутренних дел и др.
Но моя выпускная квалификационная работа познакомит с сущностью государственной службы в органах внутренних дел ПМР, ее задачами, функциями и принципами.
Значительное место отводится характеристике статуса сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего. В работе рассматриваются нормативно урегулированные на сегодняшний день порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, проведение аттестации сотрудников.
Большое внимание в данной работе уделено правовому регулированию и практике обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел, государственной охране сотрудников органов внутренних дел, правовым и организационным основам борьбы с коррупцией в органах внутренних дел.
Государственная служба в органах внутренних дел приднестровской молдавской республики, как самостоятельный правовой институт
Понятие государственной службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и ее место в общей системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики.
С развитием гражданского общества, государственности, социально-экономических отношений общественно-полезная деятельность людей имеет тенденцию к развитию, что влечет появление ее новых видов. В литературе последних лет выделяются следующие основные виды общественно-полезной деятельности:
-производство материальных ценностей;
оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;
— духовное производство;
— служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных, международных организациях;
— учеба, то есть усвоение социальной программы знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению негенетическим путем;
— ведение домашнего хозяйства;
— физическое и духовное совершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);
— безвозмездная общественно-полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе Ученого совета и т.д.);
— предпринимательство.
Служба как вид общественно-полезной деятельности людей занимает особое место среди других ее видов. Термин "служба" в литературе и практической деятельности имеет несколько значений и употребляется по разному: как вид деятельности, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Как вид деятельности человека служба по содержанию и по своему назначению выполняет роль управления или социально-культурного обслуживания людей.
В современном демократическом обществе государству отводится особая роль в консолидации различных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи по выполнению этой роли государство реализует через государственную службу, рассматриваемую как социально-правовое явление (социально-правовой институт).
Мировая теория и практика выделяют в основном две концепции государственной службы. Первая концепция заключается в том, что государственная служба сама по себе не является профессией. В этом случае те, кто работает в системе госслужбы, являются специалистами в различных сферах деятельности и нанимаются для того, чтобы работать на государство каждый в своей собственной области. Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определенный социальный статус и привилегии государственных служащих.
Но я также придерживаюсь мнения о государственной службе, как об отдельном виде деятельности (профессии) человека, и в качестве примера приведу таблицу 1.
Таблица
Вид деятельности Критерии Труд вообще Государственная службаИсточник правового регулированияТрудовой кодексУставОснование началаПо договоруОбязанность, повинностьВозмездностьИсключительно за деньгиМожет и бесплатноХарактер возмещенияЗарплатаЖалование, окладПрава субъектаОбщегражданскиеОграниченыОтношенияМатериальные, договорныеВластныеРабочий день8 часовНе нормированПравосубъектностьПрава и обязанностиКомпетенция, полномочияОтветственностьТрудоваяДисциплинарнаяПенсияОрдинарнаяПовышенная
Для правильного понимания предмета изучения моей выпускной квалификационной работы "Организация прохождения государственная службы в органах внутренних дел" необходимо, прежде всего, уяснить, что Положение "О государственной службе в Приднестровской Молдавской Республике" утвержденное Указом Президента ПМР № 351 от 27.06.1997 г. по-новому определило такие основополагающие категории как "государственная служба", "государственный служащий", "государственная должность". Эти категории содержатся в административно-правовых нормах и правовых актах, выражая сущность регулируемых ими государственно-служебных отношений.
До реформы государственной службы начатой в Российской Федерации в 1992 году и в ПМР в 1995 году не было официального, нормативно закрепленного определения понятия "государственная служба". В юридической литературе под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им.
Понятие "государственная служба" связывалось с понятием "государственный служащий", при этом государственными считались все служащие, работающие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.
В настоящее время, согласно Положению " О государственной службе в ПМР" от 27.06.97 г., к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Под государственными органами понимаются государственные структуры образуемые в установленном законом порядке для осуществления задач и функций государственной власти. В организационном отношении они находятся над предприятиями и учреждениями и в своей совокупности составляют понятие государственного аппарата.
Таким образом, под государственной службой в законе надлежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Приднестровской Молдавской Республики по обеспечению исполнения полномочий Приднестровской Молдавской Республики, государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Приднестровской Молдавской Республики.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что, будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности. Новый Указ Президента четко определяет субъектов государственной службы и при этом значительно сужает их круг.
Так, деятельность служащих госпредприятий и учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.) теперь официально не считается государственной службой. По букве закона эту деятельность следует называть службой в государственных организациях, а лиц, осуществляющих подобную деятельность — служащими государственных организаций.
Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связывает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования. Государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда — это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.
В-четвертых, на лиц, замещающих должности государственной службы не распространяется законодательство о труде или частично распростроняется. Трудовые отношения, участниками которых они являются, регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами .
Государственные должности в государственных органах, как Российской Федерации, так и в Приднестровской Молдавской Республике разделены на категории "А", "Б" и "В" в зависимости от своего назначения.
Государственные должности категории "А" — это должности, устанавливаемые Конституцией ПМР, законами Приднестровской Молдавской Республики (в системе республиканской государственной службы), законами ПМР и правовыми актами местных органов государственной власти (государственные должности в системе местной государственной службы.) Это Президент Приднестровской Молдавской Республики, Председатель Верховного Совета, главы государственных администраций городов и районов, депутаты Верховного Совета ПМР, министры, судьи и другие.
Государственные должности категории "Б" — должности утверждаемые в установленном порядке актами законодательства ПМР порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А".
Государственные должности категории "В" — это должности учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.
К государственным должностям в государственных органах относятся следующие группы должностей:
высшие государственные должности;
— главные государственные должности;
ведущие государственные должности;
— старшие государственные должности;
— младшие государственные должности.
Реестр государственных должностей Республики утверждается Президентом ПМР. Реестр государственных должностей в местных исполнительных органах государственной власти утверждается Президентом ПМР по представлению глав администраций городов и районов ПМР.
Общий перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Приднестровской Молдавской Республике. Исходя из такого деления государственных должностей дается определение понятия "государственная служба". Согласно Положения "О государственной службе в органах государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике утвержденному Указом Президента ПМР № 351 от 27.06.1997 г., под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами замещающими государственные должности категорий "Б" и "В".
Государственная служба в ПМР осуществляется в аппаратах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией ПМР. К числу других госорганов относятся: Администрация Президента, Кабинет Министров, аппарат Совета Безопасности, Уполномоченного по правам человека, Прокуратуры ПМР, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии ПМР.
Перечисленные аппараты госорганов призваны обеспечивать исполнение полномочий лиц категории "А". С учетом новшеств, которые внесены в законодательство о государственной службе, следует рассматривать вопрос о предмете изучения данного курса, т.е. о круге общественных отношений, регулируемых соответствующими нормами права. Эти отношения возникают между должностными лицами категории "А" и гражданами ПМР, между самими государственными служащими и другими лицами при решении служебных вопросов. Поэтому они называются государственно-служебными отношениями.
Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества. Основная цель государственной службы в органах внутренних дел: обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД ПМР, обществом и государством.
Государственная служба в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики,- со слов Синьковского М.Д.,- является разновидностью государственной службы ПМР. Эту службу нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельную категорию, оторванную от общего развития государственной службы всей Республики. Ей присущи как общие характеристики государственной службы ПМР, так и специфические характеристики, исходящие из задач и функций ОВД ПМР. Происходящие в Республике и на всем постсоветском пространстве преобразования в экономической, политической и правовой сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически — за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления.
Одним из инструментов и рычагов системы государственного управления или государственной службы являются органы внутренних дел по своей природе законом наделенные правом принуждения и поэтому являющимися частью силовой структуры государства. Закон ПМР "О милиции" на органы внутренних дел возлагает следующие задачи: милиция обеспечивает охрану общественного порядка и общественной безопасности, защищает законные интересы граждан и организаций, принимает меры по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, оказывает помощь в пределах, установленных законом, гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в реализации возложенных на них законом обязанностей, в пределах своей компетенции осуществляет исполнение наказаний.
В своей практической деятельности органы внутренних дел самым тесным образом взаимодействуют с другими государственными службами, предприятиями, организациями и гражданами. Находясь на государственной службе ОВД круглосуточно стоят на страже интересов государства, имущества собственника, прав и свобод граждан.
Институт государственной службы в органах внутренних дел относится к числу комплексных правовых институтов и регулируется различными отраслями права, а поэтому государственная служба в ОВД является одним из многогранных и исключительно ответственных видов профессиональной деятельности.
Это дает право рассматривать государственную службу в органах внутренних дел в качестве важнейшего звена всей системы государственной службы, обеспечивающего и направляющего своей деятельностью решение правоохранительных задач, поставленных перед МВД обществом и государством.
Министерство внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики наделено специальной компетенцией и является центральным органом исполнительной власти. МВД ПМР осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Конституция Приднестровской Молдавской Республики, а также законодательство о государственной службе Приднестровской Молдавской Республики, другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел сделать несколько общих выводов:
а) профессиональные отношения в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики — это государственно-служебные отношения;
б) эти отношения связаны с деятельностью государственного органа, входящего в структуру республиканских органов исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики;
в) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики представляют собой разновидность государственно-служебных отношений Приднестровской Молдавской Республики и занимают свое самостоятельное место;
г) исходя из полномочий МВД ПМР, государственно-служебные отношения в них должны регламентироваться законодательством.
д) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики должны обладать элементами устойчивости, надежности, эффективности, целенаправленности; стабильность кадрового потенциала в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики является предпосылкой для становления режима законности и правового государства.
Однако мне хочется отметить, что в современных условиях демократических и экономических преобразований, гуманизации и демократизации законодательства наблюдается снижение общественной дисциплины населения, рост преступности в тяжких ее формах, проявляется слабость государственного аппарата и правоохранительных органов в обеспечении противодействия этим явлениям.
Для решения этих проблем и в соответствии с правовой концепцией развития государственной службы в органах внутренних дел, я хотел бы предложить активизацию следующих направлений:
— нормативное обеспечение государственной службы;
— кадровое, организационно-информационное обеспечение государственной службы;
-научное, учебно-методическое обеспечение государственной службы;
-социально-медико-психологическое и финансовое обеспечение государственной службы;
— межрегиональное и международное сотрудничество по обеспечению государственной службы.
б) Задачи, принципы и функции государственной службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.
Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его задачи и функции, определенные законодательством к государственной службе. Каждый государственный орган уполномочен законом осуществлять, строго определенные ему, задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения.
Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Таким нормативно-правовым актом для органов внутренних дел является закон "О милиции", для органов прокуратуры "Закон о прокуратуре" и т.д.
Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Приднестровской Молдавской Республики связаны с реализациями задач государственных органов. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижения которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначение только для него специфические задачи и функции. Все органы вместе взятые призваны обеспечить решение задач, стоящих перед государством.
В целом Министерство внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы. К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции. Компетенция различных органов внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики определяется различными правовыми актами. Так, согласно ст. 2 Закона ПМР «О милиции» к задачам, стоящим перед органами и подразделениями системы МВД ПМР, относятся:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных интересов;
- иные задачи, возложенные только настоящим Законом.
Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, не только указанными, но и многими другими законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.
К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД ПМР: