Содержание
Введение……
I. Современная семья.
1.1. Характеристика современной семьи.
1.2. Функции и задачи семьи в обществе
II. Отношения супругов.
2.1. Психологическая совместимость супругов..
2.2. Межличностные отношения в семье.
III. Дети в семье..
3.1. Конфликт поколений в семье.
3.2. Приемы и методы семейного воспитания в зависимости от пола и возраста детей.
Заключение..
Практикум
Список используемой литературы….
Приложение №1
Приложение №2
Выдержка из текста работы
Семья — есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:
1) создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности; 2)социальное контролирование поведения (в том числе и сексуального), которое способствует введению новых членов семьи в механизмы конформизма; 3)назначение воспитательной функции аналогично культурной функции и функции социального контроля, рассматриваемых в их единстве.
В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска. [ 9, с.98]
Ряд педагогов к семьям социального риска относят семьи: малообеспеченные, беженцев, многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, асоциальные. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны: экономические; асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.); психологические (жестокость, грубость и т.д.); медицинские (хронические инфекционные, венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения). [19, с.105]
Итак, многодетные семьи являются семьями, относимыми к группе социального риска, поскольку широкий спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально уязвимой категорией населения.
Одним из государственных учреждений, где ребёнку из многодетной семьи могут оказать квалифицированную помощь, является социально-реабилитационный центр. В качестве примера социально-реабилитационного центра в данном исследовании выступает Центр социальной помощи семье и детям им. Беланова г.Мценска.
Актуальность данной проблематики в условиях современного общества определяет тему данного курсового исследования: «Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «.
Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей.
Предмет исследования: технология социально педагогической работы с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова.
Цель исследования: проанализировать социально — педагогическую работу с детьми из многодетных семей на базе Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова.
Задачи:
— проанализировать понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях;
-проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования;
— изучить технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи;
— изучить опыт социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в Орловской области на примере Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова.
1. Основы социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей
1.1 Понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях
Многодетной семьёй принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. [2, с.5]
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.
3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [2, с.10]
Многодетные семьи относятся к категории семей, актуально нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию. Этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:
1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
2) Проблема трудоустройства родителей. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.
4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности, ощущают чувство неуверенности в школе, для них характерны слабое здоровье, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка — личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.
5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. [23, с.157]
Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье — хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни. [24, с.208]
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми. [28, с. 184]
Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой. [21, с. 169]
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.
Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что в ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации. [21, с.198]
К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей — основное внимание уделяется материальному положению семей. Поэтому для оказания разносторонней помощи многодетным семьям успешно применяется деятельность социальных педагогов.
1.2 Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.
Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.
С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, — базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более — многодетной. [20, с.178]
Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр. [15, с. 98]
Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
В данной ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявляются следующие проблемы многодетных семей: низкая материальная обеспеченность, отсутствие доверительных отношений между членами семьи, проблемы с выплатами детских пособий, хронические заболевания членов семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье, неуспеваемость школьников в учебе, плохая адаптация к среде сверстников (дети с 7 до 19 лет), неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще, незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей, полное отсутствие полового воспитания детей-подростков, неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями. [17, с.149]
Реальная помощь социального педагога этим многодетным семьям может быть следующей:
· Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
· Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).
· Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
· Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.
· Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
· Правовое просвещение в многодетных семьях.
· Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.
· Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.
· Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.
· Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.
· Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».
· Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.
· Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей.
· Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).
· Помощь детям в преодолении затруднений в учебе.
· Помощь в решении проблем личного роста.
· Адаптация в кризисные периоды.
· Помощь школьникам в выборе верного направления в общении со сверстниками или коммуникативной переориентации.
· Помощь в выборе образовательного пути.
· Организация досуга детей и их родителей.
· Сбор денежных средств и вещей для многодетных семей.
· Обучение способам повышения самооценки.
· Духовное просвещение детей и родителей.
· Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.
· Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.
· Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.
· Информирование о работе различных служб. [13, с.232]
Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.
Для решения этих задач социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления. [22, с.256]
Поддержать ребенка в трудную минуту — дело нелегкое. Как ему помочь в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?
Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. [3, с.73]
Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями. [25, с.89]
Посредническая деятельность социального педагога в работе с ребенком из многодетной семьи должна быть направлена на включение матери и ребенка в совместную творческую деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимание ребенком и родителями друг друга, способствующую успешному осуществлению процесса сопровождения ребенка.
В наиболее полном объёме социально-педагогическая помощь детям из многодетных семей реализуется в Центрах социальной помощи семье и детям, так как дает возможность установить более тесный контакт с семьей ребенка и глубже изучить её проблемы.
2. Опыт социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в Центре социальной помощи семье и детям им.Беланова
2.1 Социально-педагогическая работа с многодетной семьей на примере Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова
Проблемы семьи, семейной политики — это комплексные проблемы, которые призваны решать все законодательные и исполнительные органы государственной власти. [20, с.23] В Орловской области приняты и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на материальную поддержку детства, развивается семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действует сеть учреждений, которые оказывают экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Создана система межведомственного взаимодействия по выявлению безнадзорных и беспризорных детей, организован их круглосуточный прием, содержание и социальная реабилитация.
В городе Мценске данная проблема решена созданием Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова, деятельность которого направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на оказание социально-экономических услуг жителям города, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на профилактику безнадзорности и беспризорности.
Центр в соответствии с поставленными задачами участвует в реализации Федеральной целевой программы «Дети России», программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей».
На базе Центра разработаны и внедрены в практическую деятельность реабилитационные и профилактические программы по структурным подразделениям:
Стационарное отделение
Дополнительная образовательная деятельность в отделении осуществляется согласно утвержденному ежегодному учебному плану , в который входят следующие программы: «Содержание, воспитание и социализация», коррекционно-обучающие программы, программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Я в мире… Мир во мне…», «Создание профессионально-управленческого сообщества технологического типа», индивидуальные социально-психологические программы.
Организационно-методическое отделение
На базе отделения разработаны и внедрены в практическую деятельность следующие программы «Путь к семейному причалу», «Программа постинтернатной адаптации воспитанников Центра», а также памятки, анкеты, опросники для работы с городским населением, создан и успешно функционирует клуб «Моя семья». Проводятся консультации социальными педагогами граждан, обратившимся за помощью в Центр. Организация участия детей из многодетных и неполных семей в Новогодних и Рождественских мероприятиях. Оказывается адресная помощь малообеспеченным, многодетным семьям (Работа банка вещей «Вторые руки», акция «Соберем ребенка в школу»).
Медико-профилактическое отделение
На базе этого отделения разработаны и внедрены в практическую деятельность инновационные формы социальных услуг Центра, охватывающих различные возрастные категории: создан и успешно функционирует клуб «ТриО» (отдых, общение, оздоровление), открыта группа круглосуточного пребывания, оздоровительно-развивающей направленности для детей дошкольного возраста из социально-незащищенных семей города.
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Разработана и внедрена в практическую деятельность «Программа реабилитации детей, поступающих в отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова.
Отделение социально-психологического развития семьи и детства
На базе отделения разработаны и внедрены в практическую деятельность программы для городского населения. Проводится сетевая терапия с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В социально-педагогической работе с многодетной семьей специалист опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.
Для оптимизации жизнедеятельности многодетной семьи социальным работником выполняются следующие функции:
— методическая — обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника);
— организационная — позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений;
— административная — анализ деятельности социальных педагогов, социальных работников; повышение их квалификации;
— информационная — информация для отдельной семьи или определенной категории семьи по разным вопросам. [27, с.231]
Исходя из вышеизложенного, специалист, работающий с семьей, является координатором всей совокупности социально-педагогической деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами. В Центре используется система социально-педагогической поддержки многодетных семей, которая строится на актуализации потребности в принятии этой поддержки через формы, осуществляемые поэтапно: материальная поддержка, консультативная помощь, оперативно-педагогическая помощь, патронаж, оказывается адресная социальная помощь.
Оказывается психолого-педагогическая помощь детям, подросткам, родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. За помощью в Центр обращаются семьи многодетные, неполные, социально неблагополучные, опекаемые, с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, семьи «группы риска». Ведется индивидуальное консультирование родителей, диагностическая работа, индивидуально-коррекционная и групповая работа с детьми. Специалистами Центра были определены приоритетные направления, по которым идет поиск новых и совершенствование уже апробированных форм работы с различными категориями населения. Новые программы, новые формы работы направлены на формирование нового сознания по отношению к своему здоровью, к себе, к окружающим и дают знания по поддержанию здоровых отношений в семье и социуме.
Проблема химической зависимости в настоящее время актуализуется. Многие семьи в г.Мценске страдают от алкоголизма. Среди них есть и многодетные. В связи с этим проблема социальной адаптации лиц с химической зависимостью выдвигается на первый план работы Центра, оказывается психологическая поддержка граждан. Целью является мотивация, формирование и закрепление установки трезвого образа жизни, разрушение старых стереотипов семейных отношений и формирование позитивных; повышение уровня психологического здоровья.
В Центре успешно реализуются различные технологии социально-педагогической помощи многодетным семьям, направленные на комплексный подход к решению проблем таких семей. Одной из основных технологий социально-педагогической деятельности с многодетными семьями является социально-педагогическое сопровождение ребенка.
2.2 Технология социально-педагогического сопровождения ребенка из многодетной семьи на основе опыта Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова
В процессе изучения психолого-педагогической литературы нами было определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков на базе Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова:
· решения проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
· решение социально-эмоциональных проблем;
· преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;
· помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;
· помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации .
Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. [29, с. 367]
Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогического сопровождения будут:
создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора клиента;
посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения ребенка (учащихся, родителей, педагогов);
улучшение социального статуса развивающейся личности.
— профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
— сохранение естественных механизмов развития личности. [6, с.161]
В Центре социальной помощи семье и детям им.Беланова осуществляются основные функции социально-педагогического сопровождения ребенка, в том числе и из многодетных семей. Они таковы:
· Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей до появления у них акцентуаций характера.
· Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у детей стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
· Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей.
· Корректирующая функция Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у ребенка с возникновением акцентуаций характера.
· Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей ребенку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности.
· Ребенок группы риска нуждается в особой форме сопровождения. [15, с.203]
Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска, на основе которых осуществляется социально-педагогическая деятельность с детьми из многодетных семей в Центре социальной помощи семье и детям им.Беланова:
1. Диагностика личностного развития ребенка (клиента).
Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап — диагностический, выявление особенностей межличностного общения ребенка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап — апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап — основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
между матерью и старшим ребенком,
между матерью и средним ребенком,
между матерью и младшим ребенком,
между детьми (возможны три и более варианта связей: старший — младший, старший — средний, средний — младший).
Четвертый этап — прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап — контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения.
Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь клиенту.
Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности клиента (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).
Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
Завершение реализации программы. Приобретение клиентом чувства защищенности и позитивного социального статуса.
Анализ социально-педагогической деятельности. [6, с.199]
Диагностика в технологии социально — педагогического сопровождения ребенка имеет ключевое значение. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
— создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — ребенок», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, изменяются отношения самого ребенка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации. В результате посредничества социального педагога ребенок понимает, что сложившиеся травмирующие его отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с его личными характеристиками;
организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, раскрытию лучших качеств ее членов, и в целом улучшению психологического климата семьи;
информирование родителей о специфическом протекании детства в условиях многодетной семьи.
Специфическая особенность сопровождения ребенка из многодетной семьи заключается:
в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители — ребенок, ребенок — сиблинги);
многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
— в необходимости учета проблем детей, обусловленных очередностью их рождения.
Технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи можно представить как последовательность специально планируемых ситуаций:
— индивидуального взаимодействия «социальный педагог — ребенок»;
— «социальный педагог — члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
— посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей ребенка и воспитательного потенциала его семьи;
— прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения. [15, с.146]
Заключение
На основе проведенного нами исследования было выявлено, что осуществление социально — педагогической деятельности с ребенком из многодетной семьи способствует оптимизации установки на воспитание и образование детей, улучшает психологический климат в семьях и повышает характеристики воспитательного потенциала их семей.
Одной из эффективных форм работы социального педагога с ребенком из многодетной семьи является социально-педагогическое сопровождение, которое осуществляет совершенствование и формирование коммуникативных способностей детей, а также позитивные изменения в личностной и социальной сферах.
Учреждением, на примере которого в данном исследовании была рассмотрена социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей, является Центр социальной помощи семье и детям им. Беланова г.Мценска.
В Центре ребенку оказывается необходимая поддержка, давая тем самым надежду на успешную социализацию и жизнедеятельность.
В данном исследовании нами была проанализирована социально — педагогическая работа с детьми из многодетных семей на базе Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова;
— проанализированы понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях;
-проанализирована социально-педагогическая литература по проблеме исследования;
— изучен опыт социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в Орловской области на примере Центра социальной помощи семье и детям им. Беланова;
— изучена технология социально-педагогического сопровождения ребенка из многодетной семьи на основе опыта Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.
2. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. — М., 1994.
3. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. — М.: «Академия», 2006.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: «Академия», 2000.
5. Бордовская П. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Издательство Питер, 2000.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001.
7. Васильева Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., «Академия», 2000.
8. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. — М., 2004.
9. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России. — М., 2005.
10. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогич. общ-во России, 2005.
11. Куприна, В. Общественные организации и проблемы адресной помощи / В. Куприна // Социальное обеспечение. — М., 2004.
12. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна Лодкина. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.
13. Методика и опыт работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2005.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2002.
15. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
17. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: «Академия», 2002.
18. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. — М., 1993.
19. Разумихина Г.П. Мир семьи. — М., 1986.
20. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. — М., 2006.
21. Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. — М., 1992.
22. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
23. Социально-экономический портрет многодетных семей РФ (по результатам социологического исследования, проведенного в декабре 1992 года)/Осадчая Г.И., Симаков А.Г., Шеляг Т.В. М. — М., 1993.
24. Социология семьи: Учебник/ Под ред. Проф. А.И. Антонова. — 2-е изд. — М., 2005.
25. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. — М., 2007.
26. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. — Ростов-на-Дону, 2004
27. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. — М., 2002.
28. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика. — М., 2005.
29. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — «ВАКО», М., 2005.
Размещено на