Содержание
Введение………………………………………………………………………
1.Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки ……………………………………………………………………..
2. Предмет социологии ………………………………………………………
3. Функции социологии ……………………………………………………..
4. Место социологии в системе наук об обществе………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.
На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.
Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).
Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.
А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.
В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.
Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».
Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:
1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;
2) создание специализированных периодических изданий;
3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;
4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.
Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.
Социальные идеи Огюста Конта
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), который впервые использовал термин социология, а также определил предмет этой науки и её структуру. Огюст Конт являлся также создателем нового направления в философии — позитивизма. Основной особенностью предложенного им позитивного метода является четкое отделение науки от теологии и метафизики. С точки зрения Контаподлинная наука должна быть эмпирической, должна опираться на факты, полученные опытным путем. По мнениюКонта, наука в принципе не должна была ставить перед собой такие вопросы, ответ на которые не может получить эмпирическое подтверждение, и именно такими были, как считал Конт, многие философские вопросы. В своих работах он предпринял попытку систематизации всего существовавшего в то время научного знания. Он предложил свою классификацию наук. Во-первых, он разделил все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки должны были раскрывать законы определенной сферы явлений, а конкретные должны были находить для этих законов какое-либо практическое применение. Например, Конт рассматривал биологию как абстрактную науку, а медицину как конкретную. Кроме того, он выделил пять абстрактных теоретических дисциплин и расположил их в виде своего рода лестницы, где каждая последующая наука отчасти опиралась на результаты предыдущей. Эта последовательность научных дисциплин приобрела уКонтаследующий вид: 1. Астрология 2. Физика 3. Химия 4. Биология 5. Социология То есть социология должна была завершать всю систему позитивного научного знания. Для обозначения этой новой науки Конт использовал в начале такой термин как социальная физика, а затем ввел для неё название социология, определив корни двух слов из латинского и греческого языков. С точки зренияКонтасоциология— абстрактная теоретическая дисциплина, которая должна была раскрывать законы общественнойжизни. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была рассматриватьобществов относительно устойчивом неизменном состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности происходящих вобществеизменений. В работахКонтаважное место занимает понятие социального прогресса, то естьобществоразвивалось от более простого состояния в более совершенное состояние. При этом в основу социального прогресса, как утверждал Конт, образовывало развитие человеческого разума, и в таком развитии разума он выделял три основных стадии: 1. теологическая 2. метафизическая 3. позитивная Каждой из этих стадий соответствовали определенные формы экономической иполитическойорганизацииобщества. Теологическая стадия связана с господством вобществерелигии. На этой стадии все явления природы и общественнойжизниобъясняются с позиций какого-либорелигиозногоучения. Этой стадии соответствовало средневековое феодальноеобщество. Метафизическая стадия характеризуется преобладанием абстрактных философскихтеорий, не основанных на данных опыта. По мнениюКонта, во Франции этой стадии соответствовала эпоха просвещения (18 век). В этот период подрыв традиционныхрелигиозныхверований приводит к усилению нестабильности в социальной иполитическойжизни, что нашло выражение в революции 1789 года. Наконец, на рубеже 18–19 веков наступает новая позитивная стадия. В этот период возрастает роль научного знания и широкое использование достижений науки способствует формированию индустриальногообщества. Всё же Конт оставался в большей степени философом, чем ученым, опирающимся исключительно на эмпирически проверяемые факты. И хотя Конт постоянно призывал к тому, чтобы подкреплять научныетеорииданными опыта, в его собственных сочинениях большое место занимают абстрактные теоретические схемы, не подтвержденные эмпирическими данными.
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.
Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.
Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.
Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.
Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).
Социологическая концепция Э. Дюркгейма (1858-1917)
Современная социология в значительной степени опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии — открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».
К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.
Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.
Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновал ссылкой на специфику группового сознания и группового поведения: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены» (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1991).
Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.
В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.
Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода — аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.
Он разработал социологию самоубийств. Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм видел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности.
Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество, которое не может существовать без религии или ее современных разновидностей — идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей.
Социологические идеи Карла Маркса
Значительное влияние на развитие социологии оказал Карл Маркс (1818–1883). Он стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теориюобщественного развития. Важной сферой он считал экономику— сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами. Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий вобществегосподствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность. Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развитияна ria вы можете купить автозапчасти фав 1041. Но в современном капиталистическомобществеон также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистическогообществапротиворечия между этими классами должны были всё более усиливаться. Хотя он допускал существование при капитализме и других социальных слоёв, занимавших промежуточное положение между этими классами: крестьяне и ремесленники. Но, как полагал Маркс, развитие капитализма должно было привести к постепенному исчезновению таких промежуточных слоёв. И в результатеобществодолжно было разделиться на два и только два противостоящих друг другу классапечать на футболках.эдта.контроль расхода топлива. В конечном итоге противоречие между этими классами должно было привести к социальной революции, открыв путь к революции, которая приводит к бесклассовому равенству. Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественнойжизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя. Маркс считал своютеориюподлинно-научной и свободной от каких-либо идеологических искажений. Тем не менее, критики Маркса неоднократно указывали, что в еготеориисодержались элементы социальной утопии. Когда Маркс анализировал современное ему капиталистическоеобщество, он в основном оставался на научных позициях. Но его прогнозы относительно будущего бесклассовогообществачасто расценивались как утопические. Уже в конце 19 – начале 20 векатеориюМаркса подвергают критике за чрезмерный акцент на экономической сфере и недостаточное внимание к другим сферам общественнойжизни(политике, культуре). Кроме того, тот факт, что Маркс обращал основное внимание на классовую борьбу, конфликты между классами, не позволял ему в полной мере раскрыть те социальные условия, которые обеспечивали целостность и стабильностьобщества. Но идеи Маркса широко обсуждались в социологии и пользовались определенной популярностью вплоть до 80-х годов 20 века, когда их влияние заметно снизилось. Но в любом случае, Маркс занимает важное место в истории философской социологической мысли