Содержание
Введение………………………………………………………………………..
1. Социально-философские предпосылки социологии как науки………….
1.1 Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
1.2 Западноевропейская социология………………………………………
1.3 Классическая зарубежная социология ……………….………………
2. Общественное мнение как институт гражданского общества ………….
2.1 Социологическое понятие общества …………………………………
2.2 Гражданское общество и государство ………………………………
2.3 Общественное мнение …….…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Выдержка из текста работы
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. — Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли — Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении — каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.
В ХIХ-ХХ вв. в западно-европейской социологии начался пересмотр теорий культурно-историческою процесса. Эта философско-социологическая ревизия получила общее название: "постмодернизм". При всем содержательном различии постмодернистские концепции характеризует отход от понимания человеческой истории как единого однолинейно направленного процесса: от простого — к сложному, от мифа — к логосу, от локального — к общечеловеческому. Будущее человечества связывается уже не с техникой и наукой, дальнейшей рационализацией и сциентизацией культуры, а с взаимодополнительностью (по принципу комплементарности) всех ее составляющих. Грядущее общество отражается образом сближения (а не как ранее: противопоставления) Востока и Запада, равноправного и равнозначного взаимодействия наглядно-образного, интуитивного, иррационального "восточного" и логико-вербального, рационального "западного" мировосприятия.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Естественные науки. Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир.
В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социология — научное исследование общества и человеческого поведения — является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.