Выдержка из текста работы
3. Результаты работы по развитию креативных способностей детей на занятиях объединения «Арт-дизайн»через разнообразие форм деятельности в созидательной творческой атмосфере
III.Раздел (внедренческий)………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список электронных ресурсов……………………………………………..
Условия формирования опыта
На формирование данного опыта работы меня натолкнуло изучение нетрадиционных форм проведения занятий в учреждениях дополнительного образования, так как последнее время я выявляю у детей большие возможности усваивать новое именно в нестандартной ситуации, что более активно стимулирует формирование творческой личности.
II.Раздел (технологический)
Теоретическое обоснование проблемы развития креативных способностей детей через разнообразие форм деятельности.
Разнообразие форм организации занятий в объединении дополнительного образования дает широкую возможность педагогу применять разнообразные технологии воспитания и обучения детей.
Применение нетрадиционных форм занятий — это мощный стимул для развития творческих способностей детей, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что детям по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на подростков, вследствие чего у них раскрывается и развивается творческий потенциал и творческая активность, наблюдается положительная результативность.
Проведение нетрадиционных занятий позволяет перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Нетрадиционные занятия — это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог — обучающийся. Для проведения таких занятий необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства обучения.
Прямая зависимость между формой организации деятельности учащихся в объединении дополнительного образования и развитием, творческих способностей детей, формированием у ребят интереса к творчеству имеет важное значение в воспитании личности ребенка.
Проблема развития творческих способностей учащихся в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Через познание народного искусства дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Занятия в объединении дополнительного образования предполагают замену традиционного урока использованием в разных видах творческой деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Актуальность опыта.
Опыт по развитию креативных способностей детей на занятиях объединения «Арт-дизайн» через разнообразие форм деятельности в созидательной творческой атмосфере имеет свою актуальность и соответствует современным тенденциям дополнительного образования.
В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий в учреждениях дополнительного образования значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активным внедрением в практику различных педагогических инноваций, авторских программ.
Cовременная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных качеств. И такой важный вопрос, как развитие творческих способностей детей, актуален сегодня, так как исследования последнего времени выявили у детей большие возможности усваивать новое именно в нестандартной ситуации, что более активно стимулирует формирование творческой личности, развитие которой необходимо начинать с детского возраста.
Именно декоративно-прикладное искусство, тайны и тонкости которого донесены до личности ребенка в творческой обстановке, атмосфере сказки, непринужденной игры, готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения с применением технологий декоративно-прикладного творчества.
Разнообразие форм организации занятий декоративно-прикладного направления дополнительного образования обогащает креативные стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, художественный вкус, позволяет увидеть элементы сказочности в предметах народного творчества. В процессе создания творческих работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. «Эти знания прочны потому что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Занятия декоративн……..
Литература
1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1990.
2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста// Школьный психолог. 2001. №11, с.7.
3. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову)// Школьный психолог. 2004. №4, с.26.
4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с.28
5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с.20
6. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с.101
7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с.35
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В.Дубровина. — М.: «Академия», 1999.
9. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: «Наука», 1978.
10. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. 1998 №5 с.82
Интернет-источники
1.Запятая, О.В. Как описывать педагогический опыт / О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев // Народное образование. — 2009. — № 6. — С. 113-119. — [Электр.ресурс]. — Режим доступа: www.pedlib.ru/Books/3/0396/3_0396-1.shtml (Дата обращения 25.01.2016)
2. Зебзеева, В.А. Обобщение передового педагогического опыта / В.А.Зебзеева — [Электр.ресурс]. — Режим доступа: www.minobr.orb.ru/dou/2012-zebzeeva.doc (Дата обращения 25.01.2016)
3. Описание опыта собственной педагогической деятельности как конкурсное меро-приятие /авт.-сост. Е.В.Шахрай. — [Электр.ресурс]. — Режим доступа: (Дата обращения 25.01.2016)
4.Запятая, О.В. Технология описания педагогического опыта /О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова, Д.И. Карпович, В.Б. Лебединцев // Методист. — 2007. — №7. — С.2-6. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pedlit-ru/Books/4/0433/4_0433_/.shtml (Дата обращения 25/01/2016)