Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример контрольной работы по криминологии: Состояние преступности — обобщенная характеристика ее объема, структуры, уровня, динамики, латентности

Раздел: Контрольная работа

Содержание

План

Введение

1. Насильственная преступность в России: состояние и проблемы предупреждения

2. Групповая преступность несовершеннолетних: основные

тенденции и проблемы предупреждения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Выдержка из текста работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пре­ступ­ность, как из­вест­но, со­ци­аль­ное яв­ле­ние, со­про­во­ж­даю­щее че­ло­ве­че­ст­во столь­ко вре­ме­ни, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет са­мо об­ще­ст­во…

Что касается современное состояния преступности в РФ, то по данным МВД РФ в январе-июле 2003 г. рост регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъектах Российской Федерации, снижение – в 44 субъектах. Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 29,8% и составило 641,9 тыс., удельный вес в числе зарегистрированных преступлений — 39,4%. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (48,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 646,3 тыс. (+9,5%), грабежа – 106,8 тыс. (+14,5%), разбоя – 27,3 тыс. (+3,1%). Каждая вторая кража (48,7%), каждый девятый грабеж (11,1%) и каждое четвертое разбойное нападение (23,7%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Лю­ди все­гда жи­ли и жи­вут в стра­хе пе­ред пре­ступ­но­стью. Они все­гда за­да­ва­лись во­про­сом — от­ку­да она и как с ней бо­роть­ся. Об­ще­ст­вен­ная и го­су­дар­ст­вен­ная прак­ти­ка вы­ра­ба­ты­ва­ла и вы­ра­ба­ты­ва­ет фор­мы, ме­то­ды и сред­ст­ва борь­бы с ней. Ино­гда эта прак­ти­ка при­ме­ня­лась ус­пеш­но и дос­ти­га­лись по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты, ча­ще — нет. В борь­бе с пре­ступ­но­стью ста­ви­лись ли­бо об­щие, ли­бо ча­ст­ные за­да­чи. Они в свою оче­редь ли­бо реа­ли­зо­вы­ва­лись, ли­бо нет. И то­гда по­ра­же­ния бы­ли весь­ма чув­ст­ви­тель­ны­ми.

Цель данной работы всестороннее изучение закономерностей и тенденций преступности в современных условиях.

1. Состояние преступности в России, её закономерности и тенденции

Преступность, существуя в обществе, пронизывает различ­ные его сферы, разные общественные отношения. С этой точки зрения она —социальное явление в широ­ком значении слова «социальный» (общество — социум). Преступность — социальное явление не только онтоло­гически, но и гносеологически. Она порождается условиями общественной жизни. Этот тезис на первый взгляд не ка­жется бесспорным. Особенно в свете теорий о прирожденном преступнике и ряда постулатов клинической криминологии. Его оспаривание было весьма энергичным в 70-е годы. Часть генетиков и криминологов поставила вопрос о необходимо­сти учета новых достижений науки генетики, в частности ряда прирожденных характеристик людей, которые практи­чески однозначно определяют их поведение. В том числе и общественно опасное.

Рассмотрим состояние преступности в России за 2003 год.

В январе-июле 2003 г. зарегистрировано 1627,8 тыс. преступлений, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъектах Российской Федерации, снижение – в 44 субъектах.

Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 29,8% и составило 641,9 тыс., удельный вес в числе зарегистрированных преступлений — 39,4%. Наиболее высокие темпы снижения преступлений этих категорий отмечаются в Кабардино-Балкарской Республике (-44,9,%), Орловской (-44,6%), Белгородской  (-44,2%),  Новгородской  (-43,6%),  Курской  (-43,6%), Тамбовской (-43,5%), Магаданской (-42,9%) областях.

Почти половину всех зарегистрированных преступлений (48,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 646,3 тыс. (+9,5%), грабежа – 106,8 тыс. (+14,5%), разбоя – 27,3 тыс. (+3,1%). Каждая вторая кража (48,7%), каждый девятый грабеж (11,1%) и каждое четвертое разбойное нападение (23,7%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое одиннадцатое (9,2%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе-июле 2003 г. их число снизилось на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем-июлем прошлого года несколько снизилось (-8,7%) и составило 35,4 тыс. Снизилось на 7,9% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В январе-июле 2003 г. с использованием оружия совершено 15957 преступления (+4,0%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Свердловской (1615), Иркутской (647), Московской (622) областях, г. Санкт-Петербурге (587), Приморском крае (509), г. Москве (496).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3% снизилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 258,0 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 15,9%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 43,6 млрд. руб., что на 14,6% больше аналогичного показателя прошлого года (38,1 млрд. руб.).

Более трети (38,0%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

В январе-июле 2003 г. выявлено 109,9 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 4,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечается снижение на 5,7% фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ: с 45,1 тыс. в январе-июле 2002 г. до 42,5 тыс. в январе-июле 2003 г.

В общественных местах зарегистрировано 185,5 тыс. преступлений или на 13,2% больше, чем в январе-июле 2002 г.

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 121288 преступлений, в том числе: 37158 грабежей (+20,3%), 28924 кражи (+14,3%), 6152 разбойных нападения (+12,7%).

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 324 разбойных нападения (-0,9%), 355 грабежей (+21,2%), выявлено 195 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (-10,1%).

В январе-июле 2003 г. раскрыто 915,3 тыс. преступлений (-13,0%), в том числе 440,2 тыс. — следствие по которым обязательно (-33,2%), 475,1 тыс. – следствие по которым не обязательно (+20,9%).

Не раскрыто 626,0 тыс. преступлений, что на 16,1% превышает аналогичный показатель в январе-июле 2002 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 42,6% (в январе-июле 2002 г. – 83,1%).   Остались  нераскрытыми  3,6 тыс.  убийств и покушений на убийство

(-5,2%), 8,0 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-7,1%), 382,3 тыс. краж (+11,2%), 66,8 тыс. грабежей (+16,2%), 13,2 тыс. разбойных нападений (+14,4%).

Преступлений прошлых лет в январе-июле 2003 г. раскрыто 47247, что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (30262) и грабежи (2666).

Выявлено 735,8 тыс. лиц, совершивших преступления (-13,0%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода увеличился с 52,9% в январе-июле 2002 г. до 53,4% в январе-июле 2003 г., удельный вес ранее судимых лиц увеличился с 21,4% до 21,5%.

Каждое третье (27,9%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое пятое (20,4%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (9,2%) – несовершеннолетними или при их соучастии.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 24230 преступлений, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них гражданами государств-участников СНГ – 22235 преступлений (+2,2%), их удельный вес составил 91,8%.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 5907 преступлений (+2,8%).

Рис. 1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-июль 2003г.

Рис. 2. Динамика уровня преступности за январь-июль 2003г.

Анализируя динамику преступности в целом можно сказать, что идет снижение преступности с 2051 до 1755 в 2002 году и 1627 в 2003 год (за 7 месяцев). Около половины всех преступления составляют преступления против собственности, особенно кражи – 40%. Также много грабежей и разбоев – 8,2%.

Что касается личностных характеристик преступников отметим,

* каждое третье преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления,

* каждое пятое – в состоянии алкогольного опьянения,

* каждое одиннадцатое – несовершеннолетними или при их соучастии.

Что касается раскрываемости, то здесь отметим, что она в целом снизилась, и в 2003 годы было нераскрыто 626,0 тыс. преступлений, что на 16% превышает аналогичный показатель в январе-июле 2002 г. особенно это характерно для тяжких и особо тяжких преступлений на который приходится 42,6% например, остались  нераскрытыми  3,6 тыс.  убийств и покушений на убийство.

2. При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в России в настоящее время

Структура причинного комплекса преступности в современной России выглядит следующим образом: на передний план следует выставить проблемы государства и политики, ведь все начинается с верхушки пирамиды (криминализации общества). На второй план, хотя даже можно их объединить, но по своей природе происхождения они все же разные – экономико-социальные вопросы. На третье место мы поставим проблемы нравственных ценностей и духовной жизни общества.

1. Деформация государственной власти.

Государственная преступность — это совокупность преступлений, посягающих на государственный и общественный строй, совершенных за определенный промежуток времени на территории страны в целом или отдельных ее регионах.

Многолетний анализ государственной преступности показывает, что причины, порождающие ее, носят характер: информационно-идеологического воздействия на личность извне; неудовлетворенности личности сложившимися обстоятельствами жизни; несогласия с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам; обид на органы власти; гипертрофированного понимания и неправильного толкования недостатков.

Борьба с государственной преступностью на общегосударственном уровне означает проведение комплекса мер, направленных на выход из тяжелого экономического, политического, социального и духовно — нравственного кризиса.

Деформации в политической сфере не исчерпывают весь причинный комплекс преступности. Чрезмерная централизация государст­венного и политического управления обществом, бюрократизация, произвол, злоупотребления и перерождение кадров в условиях не­развитой демократии, культа личности и должности. Механизм тор­можения, возникший в нашем обществе, неизбежно глушил духов­ную и социальную сферы общества, вызвал сужение гласности, разрыв между словом и делом, повлек рост социальной пассивно­сти, иждивенчества, пьянства, наркомании и преступности.

Оценивая криминогенное значение деформаций, возникающих в сфере политической жизни общества, нужно со всей определенностью подчеркнуть, что до недавнего времени этот вопрос относил­ся к зонам, закрытым для критического обсуждения и глубоких исследований. В то же время состояние и уровень развитости и демократичности политической системы общества самым тесным об­разом связаны и с состоянием законности, правопорядка и уровнем преступности. “В современных условиях все большее значение об­ретает именно то, как политическая ор­ганизация общества и его политическая система учитывают инте­ресы и возможности отдельного человека, каждого труженика, в какой мере он воспринимает их в качестве “своих”, а не внешних, “отчужденных” сил. Коли в условиях социализма не возрастает, а, напротив, ослабляется связь отдельных групп трудящихся с по­литической организацией общества, то это может привести, а в от­дельных странах (Польша) привело, к росту отчуждения трудя­щихся, падению трудовой дисциплины и росту бесхозяйственности, снижению темпов роста экономического развития, возрастанию социальной напряженности”.

А) Отсутствие единой политики взаимодействия всей ветви власти в борьбе с преступностью.

Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности — это, прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.

Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.

Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.

Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.

Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть, и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.

Планирование предупреждения преступности — это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относиться к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Б) Коррумпированность.

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; 2) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

Для определения причин коррупционной преступности существенны три вопроса: характеристики служебной среды (невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям; тип управления; социально-психологическая обстановка); характеристики служащих (здесь существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе); условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы (отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений).

При специальном предупреждении коррупции важны: установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению); кадровой политикой, использование в т. ч. ротации кадров; режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также членов их семей; введение режима исключительного служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях.

В) Подконтрольность теневым структурам.

Власти олигархов

Губернаторы, особенно те, которые победили в результате жестокой конкуренции на выборах, сейчас поощряют инвестиции в свои регионы, вместо того чтобы заниматься развитием собственных ресурсов. Их места рассматривают как лицензию на зарабатывание денег своим собственным бизнесом, или через потенциальных иностранных инвесторов, попутно “отмывая” их в иностранных банках.

В 2001 – 2003гг. властная элита (олигархи) продемонстрировали наглядно, что они все еще контролируют политическую власть и назначают лакеев, готовых служить их интересам, а не интересам правового государства. Последствия этих действий ощутимы по всей России. За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в их руках. Разоблачения чиновников зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей цели. В условиях, когда деньги и власть распределены столь несправедливо, у большинства граждан нет возможности для эффективной борьбы. В отсутствие развитого гражданского общества нет ни одной значительной социальной группы, которая требовала бы проведения реформ, и это положение сохранится до тех пор, пока финансовая элита олигархов заявит, что она заинтересована в реформах.

2. Деформация экономики государства

Экономическая преступность — это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.

Современная экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам

Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:

а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;

б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;

в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.

Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.

Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.

А) Увеличение теневой экономики.

Выявить причины существования теневого оборота; проанализировать структуру криминального рынка; оценить последствия установить взаимосвязи легального, теневого и криминального оборотов.

Качественные отличия легального, теневого я криминального оборотов. При­знаками для разграничения типов обо­рота; объекты (виды товаров и услуг); нор­мы; регулирующие отношения участников обо­рота; характер последствий существования дан­ного типа оборота для общества и государства, иные существенные признаки, характеризующие данный тип оборота.

Легальный оборот. Субъекты — юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государст­венные органы.

Объекты — товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полез­ные для общества.

Нормы, регулирующие отношения участни­ков оборота — правовые нормы (нормы россий­ского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).

Характер последствий для, общества и государства — общественно полезный и необходи­мый.

Теневой оборот. Субъекты — юридические лица, созданные в соответствии или с нарушени­ем действующего законодательства; физические

Рассмот­рим следующие вопросы, характеризующие, легальный теневой оборот.

Лица: должностные лица государственных орга­нов, нарушающие правовые нормы.

Объекты — товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полез­ные для общества.

Нормы, регулирующие отношения участни­ков оборота — не правовые нормы («понятия»), признаваемые участниками оборота для регули­рования возникающих между ними отношений.

Иные существенные признаки — выход оборо­та из-под контроля государства, использование коррупции.

Характер последствий для общества и госу­дарства — негативный.

Криминальный оборот. Основные субъекты — организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.

Вспомогательные субъекты — юридические лица, созданные основными субъектами в соот­ветствии или с нарушением действующего зако­нодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основны­ми субъектами на средства, полученные преступ­ным путем; коррумпированные должностные ли­ца государственных органов.

Потребители товаров и услуг — юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.

Объекты — товары и услуги, запрещенные за­конодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития об­щества. Не запрещенные товары и услуги, предо­ставляемые субъектами криминального оборота.

Нормы, регулирующие отношения участни­ков оборота — нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.

Иные существенные признаки — широкое ис­пользование насилия и коррупции. Криминаль­ные методы и средства конкуренции и разреше­ния споров.

Характер последствий для общества и госу­дарства — общественно опасный.

Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании от­ношений субъектов не правовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к крими­нальному.

Иные существенные признаки

Характер последст­вий для общества и государства.

Легальный

Юридические лица, создан­ные в соответствии с дейст­вующим законодательством; физические лица; государст­венные органы

Товары и услуги, не запре­щенные законом, по своей природе необходимые и по­лезные для общества

Правовые нормы (нормы российского законодатель­ства, международно-право­вые нормы, нормы иност­ранного законодательства)

Общественно полезный и необходимый

Теневой

Юридические лица, со­зданные в соответствии или с нарушением дей­ствующего законода­тельства; физические лица; должностные ли­ца государственных ор­ганов, нарушающие правовые нормы.

Товары и услуги, не за­прещенные законом, по своей природе необхо­димые и полезные для общества.

Не правовые нормы («понятия»), признавае­мые участниками обо­рота для регулирования возникающих между ними отношений

Выход оборота из-под контроля государства, использование корруп­ции

Негативный

Криминальный

Основные субъекты: организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.

Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные ос­новными субъектами в соответст­вии или с нарушением действую­щего законодательства для обес­печения криминального оборота; юридические лица, созданные ос­новными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.

Потребители товаров и услуг: юридические и физические лица, осознанно или неосознанно по­требляющие товары и услуги кри­минального оборота.

Товары и услуги, запрещенные законодательством, представляю­щие опасность для нормального существования и развития обще­ства. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъек­тами криминального оборота.

Нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно пол­ное неприятие каких-либо норм.

Широкое использование насилия и коррупции. Криминальные ме­тоды и средства конкуренции и разрешения споров.

Общественно опасный

3. Деформация духовной жизни.

Противоречия духовной сферы, отражая те или иные противоречия, которые возникают в других сферах общест­венной жизни, в свою очередь, порождают антиобщественные взгля­ды, навыки и традиции, непосредственно питающие негативно от­клоняющееся поведение и преступность.

Как свидетельст­вуют результаты всесоюзного исследования состояния и образа жиз­ни советского народа, среди ответов на вопрос: “Что для вас, озна­чает “хорошо жить”. На первое место вышли ответы типа “мате­риальное благополучие”, “материальный достаток”, “материальная обеспеченность”.

Думается, определенный идеологический вред наносят “коммер­ческие” деформации, бытующие в практике кино и видеопро­ката, когда в интересах кассового успеха на экраны выходит чрезмерное количество безыдейных и примитивных западных филь­мов, пропагандирующих образцы буржуазного образа жизни, осо­бенно если учесть, что основная масса кинозрителей — это под­ростки и молодежь. Влияние массовых коммуникаций, кинемато­графа, художественной литературы на рост потребностей может оказаться негативным еще и постольку, поскольку они склонны вольно или невольно ориентировать широкие слои населения на самые высокие жизненные стандарты, порой недоступные большинству.

Непосредственными субъективными причинами преступности вы­ступают такие дефекты общественного сознания (антиобществен­ная психология), как антисоциальная экономическая психология или психология паразитизма (частное проявление—корысть), ин­дивидуализма, недисциплинированность, бытовой аморализм, аполи­тичность и т. п.

Деформация общественных отношений приводит к возникнове­нию индивидуального отчуждения, формированию антиобществен­ной установки именно через соответствующую деформацию образа жизни конкретного лица. Это создаст, в свою очередь, высокую вероятность совершения таким лицом преступления.

3. Изучение криминологических особенностей преступности органами внутренних дел

Информационно-аналитическое обеспечение деятельно­сти по борьбе с преступностью в органах внутренних дел — исходный, необходимый ее элемент.

Общими задачами анализа преступности органами внутренних дел является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерми­нации, причинности, определить закономерности ее подвер­женности различным воздействиям и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных услови­ях места и времени.

При изучении преступности органами внутренних дел выяв­ляются:

* степень ее общей распространенности и общественной опасности в конкретных условиях места и времени в целях оценки ее состояния и тенденций, определения направлений борьбы с преступностью;

* социальные характеристики преступности, указывающие на особенности ее порождения и функционирования (моти­вация, социальная направленность, социально-групповая, социально-отраслевая, социально-территориальная распро­страненность), в целях разработки конкретных предупреди­тельных мер,

* собственные, внутренние характеристики преступности (устойчивость, активность, организованность) в целях совер­шенствования правоохранительной деятельности и мер пре­дупреждения рецидива преступлений, усиления организо­ванных начал в преступности.

В процессе изучения преступности важен правильный отбор источников информации и показателей преступности. Источниками информации о преступности являются:

а) статистические отчеты:

отчеты МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе: о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ), отчет о лицах, совершивших пре­ступления (форма № 2 МВД РФ), а также форма № 1-г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных пре­ступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех ста­тей УК); формы № 1-а, № 3, № 5 МВД РФ, а также ряд иных форм;

судов и органов юстиции, в том числе: отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ), отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ); отчет о составе осужденных, месте со­вершения преступления (форма № 11 МЮ); отчет об осуж­денных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ), при необходимости — другие формы судебной статистики;

б) статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти от­четы составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических формах содержится примерно 30% информации карточек.

Все данные карточек первичного учета вводятся в па­мять данных информационных центров министерств и управ­лений внутренних дел субъектов Федерации. Соответствен­но при изучении преступности можно по специальным про­граммам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели од­ной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты под охраной, какой именно;

в) показатели социально-экономической, социально-де­мографической и другой статистики. Например, для исчис­ления коэффициентов преступности требуются сведения о численности населения, в том числе разного возраста;

г) данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкого­лизме, наркомании и т.п. Они содержатся в материалах как государственной, так и ведомственной статистики (МВД РФ, МЮ РФ и т. п.);

д) материалы обобщения уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях. Такие обобщения регулярно де­лают в правоохранительных органах, а также в органах ис­полнительной власти, в некоторых средствах массовой ин­формации. Кроме того, криминологи сами обязательно изу­чают и обобщают эти материалы.

Уголовные дела, материалы, заявления изучаются в сплошном либо выборочном порядке. Сплошное исследова­ние проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел определяется сначала количество всех дел, а затем решается вопрос об объеме выборки. Во всех случаях, изученное число дел должно обеспечивать представитель­ность (репрезентативность) исследования. Это требует пре­жде всего квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности с учетом доли каждого вида преступлений в общем числе зарегистрированных Для точного расчета вы­борки полезно привлекать специалистов по использованию выборочных методов исследования.

е) результаты изучения общественной психологии, пра­вового сознания, общественного мнения о преступности и борьбе с ней;

ж) данные опросов осужденных, лиц из контрольной груп­пы, представителей разных социальных групп населения,

з) результаты наблюдений криминологов,

и) результаты экспериментов, если они проводились.

Учет преступности основывается на регистрации кон­кретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления, жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями, организованных преступных формирований.

Анализы информационно-статистического характера оказываются недостаточными для выявления причин пре­ступности, выработки обоснованных рекомендаций по борь­бе с ней. Это происходит потому, что в статистике правоохранительных органов подчас отражает­ся далеко не вся преступность, далее просто не все множест­во преступлений.

Для правоохранительных органов и в частности для ОВД одной из важных задач изучения должно быть выявление не статистической преступности (статистической ее картины), а фактической.

Анализ преступности в ОВД должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи.

Содержание качества включает, во-первых, определен­ность явления, выражающуюся в его границах, пространст­венно-временных свойствах. С этой точки зрения необходи­мо изучение распространенности преступности, ее измене­ний во времени. Во-вторых, содержание качества включает и определенную системность преступности, характеризую­щуюся разными ее элементами, структурой, их устойчиво­стью и изменчивостью и т. п. Поэтому важно исследование структуры преступности, взаимосвязи различных преступлений и их субъектов, о чем говорилось в гл. 4. Все это тре­бует применения комплекса методов, в том числе изучения уголовных дел и иных материалов, проведения опросов и т. д., использования математических методов, а также моделиро­вания.

Уголовная статистика правоохранительных органов остается важным источником информации, и при ее содержательном анализе можно получить даже определенные данные о латентности преступности

В процессе анализа учитываются те закономерности преступности и ее изменений, которые уже выявлены кри­минологами и описаны в литературе. Это позволяет точнее оценивать особенности преступности в конкретных услови­ях, своевременно выявлять новые тенденции и специфиче­ские соотношения разных ее структурных элементов.

Изучение, анализ преступности представляет собой един­ство познания и оценки.

В процессе изучения органы внутренних дел получают фактиче­ские данные о преступности, как бы ее фотографию. Правда, речь идет о специфической фотографии, отраженной в сис­теме показателей (общее количество преступлений, число выявленных преступников и т.п).

Оценка означает соотнесение новых сведений с преж­ними знаниями, представлениями, гипотезами. Здесь суще­ственны цели анализа преступности и, соответственно, цели оценки. Так, при решении вопроса — возросла или увеличи­лась преступность в течение определенного периода, данные за изучаемый период сравниваются с данными за предыду­щий и в этом случае возникает ряд задач. Например, с каким периодом можно и необходимо производить сравнение, сопос­тавимы ли данные о преступности за два периода и другие.

Или может быть поставлена иная задача: установить различия преступности в разных государствах или субъек­тах Федерации. Тогда сравнивается преступность разных государств или субъектов Федерации. Если необходимо оце­нить эффективность принимавшихся мер по борьбе с пре­ступностью, то вычленяется группа преступлений, по преду­преждению, пресечению которых принимались меры, и со­ответственно исследуются изменения их количественных и качественных характеристик с учетом осуществлявшегося воздействия.

На основании оценки, таким образом, делаются выводы о правильности прежних представлений, вносятся коррективы в планы мероприятий по предупреждению преступности.

Данные о преступности всегда сопоставляются с потреб­ностями того, кто делает анализ, с тем, какие цели он при этом преследует и какую информацию желает получить. Если речь идет о повышении эффективности предупреждения пре­ступности, то в первую очередь анализируются те ее харак­теристики, которые отражают особенности порождения пре­ступности социальной средой. В то же время данные о наи­более распространенных способах преступной деятельности приобретают особое значение в процессе совершенствования деятельности по раскрытию преступлений.

Содержание оценки преступности (криминологическая, криминалистическая, публицистическая и т. п.) задает цель познания, его направленность, определяет границы изучения. В то же время сама оценка зависит от результатов познания на предшествующих этапах, его полноты и всесторонности.

Основанием оценки положения дел с преступностью при сравнении разных регионов или преступности разных пе­риодов служит комплекс указанных выше внешних и внут­ренних характеристик преступности, а не только данные о ее распространенности.

Преступность анализируется одновременно с ее послед­ствиями. При этом принимаются во внимание следующие наиболее явные из них:

* число жертв преступления;

* размер материального ущерба, включая и упущенную выгоду;

* криминальная пораженность различных социальных групп (удельный вес среди них лиц, совершающих и совер­шавших преступления);

* социальная запущенность определенной части населе­ния (распространение наркотизма в разных его проявлени­ях; проституции; безнадзорности и беспризорности, в том числе детей из семей преступников, а также иных негатив­ных социальных отклонений, с которыми взаимосвязана пре­ступность);

* криминальная пораженность разных сфер жизнедеятель­ности (например, отмечается, что в период реформ в России 55% капитала в экономике и 80% голосующих акций пере­шли в руки преступных кланов. По сведениям самих бизнес­менов, от 30% до 50% предпринимателей непосредственно работают на преступные формирования),

* степень криминального влияния на государственные структуры и институты гражданского общества, на право, использование последних в интересах преступной деятель­ности (например, многие преступные группировки в Ростов­ской области действовали под прикрытием работников пра­воохранительных органов различного ранга; лидеры преступ­ной среды проникают в высшие эшелоны власти);

* расшатывание цивилизованной, защищаемой правом ценностно-нормативной системы общества, распространение преступной идеологии и психологии;

* снижение активности населения в противостоянии пре­ступности и приспосабливание к ней определенного числа физических, юридических лиц.

В литературе делались неоднократные попытки ввести какой-то один общий количественный показатель как уни­версальный критерий оценки положения дел. Авторы пола­гали, что это имело бы значение при сравнительной оценке преступности в разных регионах и в разные периоды.

Однако если исходить из того, что и в регионах с наибо­лее благоприятной криминальной ситуацией необходимо даль­нейшее совершенствование борьбы с преступностью, что пре­ступность — сложное, многообразное явление, целесообраз­но не усреднять данные о ней, а иметь в виду особенности комплекса качественных и количественных характеристик преступности. При исследованиях, например, оказывалось, что за сравнительно благополучными общими показателями числа зарегистрированных преступлений в некоторых ре­гионах скрывалась очень высокая экономическая преступ­ность. Но ниже, чем в других регионах, была преступность, связанная с пьянством. За счет этого общая картина выг­лядела предпочтительнее в сравнении данного региона с другими.

Конечной целью анализа преступности является со­вершенствование борьбы с ней на основе выделения ос­новных ее направлений, четкого формулирования целей тех или иных акций, составления программ их обеспече­ния, совершенствования предупредительной и правоохра­нительной деятельности. Соответственно и изучение пре­ступности в этом случае носит многоаспектный характер.

Нельзя отождествлять оценку преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью. Состояние и изменение преступности определя­ются в значительной мере общими социальными условиями, не зависящими от правоохранительных органов. Поэтому увеличение преступности нельзя автоматически оценивать как ослабление деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней. Соответственно и снижение преступности — это далеко не всегда успех только правоохранительных ор­ганов. Всегда требуется углубленный анализ причин измене­ний криминальной ситуации. В то же время характеристики преступности, разумеется, подлежат учету при анализе ра­боты органов прокуратуры, суда, внутренних дел и других правоохранительных органов. На преступность деятельность этих органов несомненно оказывает влияние. Что такое, на­пример, нераскрытое преступление? Это нахождение пре­ступника на свободе и нередко совершение им серии новых преступлений.

При изучении преступности важно находить не только наиболее распространенные характеристики, не только сход­ное в преступности разных регионов, представителей раз­ных социальных групп, разных видов преступности, но учитывать и различия, особенности, для того чтобы дифферен­цированно, с учетом этих особенностей обеспечивать прак­тическую деятельность.

Следует также обращать внимание на единичное, непо­вторимое и затем выяснять его природу. Неповторимое мо­жет быть случайным результатом случайного стечения об­стоятельств, и тогда при анализе преступности как массово­го явления им можно пренебречь. Но не исключено другое: это неповторимое и неожиданное служит проявлением ка­кой-то новой, нарождающейся тенденции. Если даже в ис­следуемый период в регионе было совершено какое-то одно преступление, не совсем обычное по мотивации, объекту по­сягательства, способу преступной деятельности, все равно его надо тщательно проанализировать. Это позволит вовре­мя заметить новые явления в преступности и принять меры к пресечению нежелательных изменений.

В ином случае эти изменения будут проявляться все отчетливее и к противостоянию с ними не удастся вовремя подготовиться. Криминологи на рубеже 70—80-х годов в ре­зультате конкретных исследований сделали вывод о нарас­тании организованной преступности в стране. Они обнару­жили высокоорганизованные преступные формирования и новую криминальную специальность — организацию преступ­ной деятельности в широких масштабах с использованием государственных структур. Однако этой оценке одни госу­дарственные деятели вообще не придали должного значе­ния, другие посчитали ее преувеличением. Никаких адек­ватных мер соответственно принято не было. Затем последо­вало бурное развитие организованной преступности в стра­не, сопровождаемое доказыванием частью криминологов фак­та ее существования.

Анализ преступности должен носить перспективный ха­рактер, другими словами, не сводиться к фиксации ее про­шлых состояний, но давать основания для прогноза. Прогно­зирование необходимо для программирования борьбы с пре­ступностью.

Итак, важно обеспечивать целенаправленность анали­тической деятельности, правильно определять ее задачи, формулировать исходные гипотезы, желательно не одну, задавать этому анализу определенный программный ха­рактер и сохранять готовность к получению новых, порой неожиданных, непрограммируемых данных.

Заключение

По итогам проведенного исследования, сделаем ряд выводов:

Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то грани общества. Меняется общество — меняется преступность. Наше общество очень сильно изменилось за последние пять — семь лет. Так же сильно изменилась преступность. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступные проявления, остались прежними. Это привело к тому, что мы не только не можем эффективно противодействовать преступной активности наших граждан, но и не знаем даже в должной мере самою преступность.

Статистика показывает устойчивое, хотя и небольшое, снижение преступности за последние год-полтора. Одновременно статистика так же показывает устойчивый рост тяжких и особо тяжких преступлений, хотя испокон веку тяжкие преступления росли более медленными темпами, нежели общеуголовные преступления.

Статистика утверждает, что растет раскрываемость преступлений. Социологические опросы показывают, что растет недовольство граждан работой милиции, всех правоохранительных органов и особенно быстрыми темпами растет психологическая тревожность граждан, боящихся откровенного разгула преступности.

Такие взаимоисключающие посылки позволяют сделать однозначный и достоверный вывод о недоброкачественности нашей уголовной статистики.

Не зная в должной мере такого сложного социального явления, каковым является современная преступность, просто глупо рассчитывать на высокую эффективность мер противодействия.

Пусть это не покажется странным, но начинать надо с изучения преступности. Дело в том, что не зная объективной картины, просто невозможно выработать адекватных мер реагирования. Открытость, доступность или гласность в сфере криминальной статистики не соседствуют с объективностью. Сегодня уже практически никто не подвергает сомнению тезис, что официальная статистика отражает лишь самую верхушку айсберга, а именно то, что никак не поддается сокрытию или то, что никак невозможно не учесть.

Кроме объективной картины преступности необходимо тщательно изучать тенденции преступности. Мы должны знать, куда мы идем и что нас ожидает в «прекрасном завтра», в каком состоянии будет жить «нынешнее поколение российских людей». Сегодня исследователи насчитывают до двух десятков тенденций преступности. Наиболее часто указывается на рост организованности, вооруженности, насильственности преступных проявлений при очень высокой степени их латентизации.

Литература

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.

2. Криминология: Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И.Долговой.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 784с.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 1999. – 678с.

4. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. Пытиной А.А., СПБ, 1999г.

Похожие работы

  • дипломная  Структура и динамика развития конкуренции в мировой и российской автомобильной индустрии
  • реферат  Мировая торговля товарами: ее структура и динамика в XXI веке.
  • курсовая  Финансовый механизм социальной защиты населения России, его структура и динамика
  • Характеристика организационно управленческой структуры организации, ее правовой статус, подчиненность и место нахождения
  • реферат  Современное состояние промышленности строительных материалов и перспективы стабилизации отрасли, ее отраслевая структура и особенности
  • курсовая  Финансовый механизм социальной защиты населения России, его структура и динамика

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка