Содержание
План
Введение
1. Насильственная преступность в России: состояние и проблемы предупреждения
2. Групповая преступность несовершеннолетних: основные
тенденции и проблемы предупреждения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что преступность, как известно, социальное явление, сопровождающее человечество столько времени, сколько существует само общество…
Что касается современное состояния преступности в РФ, то по данным МВД РФ в январе-июле 2003 г. рост регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъектах Российской Федерации, снижение – в 44 субъектах. Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 29,8% и составило 641,9 тыс., удельный вес в числе зарегистрированных преступлений — 39,4%. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (48,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 646,3 тыс. (+9,5%), грабежа – 106,8 тыс. (+14,5%), разбоя – 27,3 тыс. (+3,1%). Каждая вторая кража (48,7%), каждый девятый грабеж (11,1%) и каждое четвертое разбойное нападение (23,7%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Люди всегда жили и живут в страхе перед преступностью. Они всегда задавались вопросом — откуда она и как с ней бороться. Общественная и государственная практика вырабатывала и вырабатывает формы, методы и средства борьбы с ней. Иногда эта практика применялась успешно и достигались положительные результаты, чаще — нет. В борьбе с преступностью ставились либо общие, либо частные задачи. Они в свою очередь либо реализовывались, либо нет. И тогда поражения были весьма чувствительными.
Цель данной работы всестороннее изучение закономерностей и тенденций преступности в современных условиях.
1. Состояние преступности в России, её закономерности и тенденции
Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, разные общественные отношения. С этой точки зрения она —социальное явление в широком значении слова «социальный» (общество — социум). Преступность — социальное явление не только онтологически, но и гносеологически. Она порождается условиями общественной жизни. Этот тезис на первый взгляд не кажется бесспорным. Особенно в свете теорий о прирожденном преступнике и ряда постулатов клинической криминологии. Его оспаривание было весьма энергичным в 70-е годы. Часть генетиков и криминологов поставила вопрос о необходимости учета новых достижений науки генетики, в частности ряда прирожденных характеристик людей, которые практически однозначно определяют их поведение. В том числе и общественно опасное.
Рассмотрим состояние преступности в России за 2003 год.
В январе-июле 2003 г. зарегистрировано 1627,8 тыс. преступлений, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъектах Российской Федерации, снижение – в 44 субъектах.
Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 29,8% и составило 641,9 тыс., удельный вес в числе зарегистрированных преступлений — 39,4%. Наиболее высокие темпы снижения преступлений этих категорий отмечаются в Кабардино-Балкарской Республике (-44,9,%), Орловской (-44,6%), Белгородской (-44,2%), Новгородской (-43,6%), Курской (-43,6%), Тамбовской (-43,5%), Магаданской (-42,9%) областях.
Почти половину всех зарегистрированных преступлений (48,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 646,3 тыс. (+9,5%), грабежа – 106,8 тыс. (+14,5%), разбоя – 27,3 тыс. (+3,1%). Каждая вторая кража (48,7%), каждый девятый грабеж (11,1%) и каждое четвертое разбойное нападение (23,7%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое одиннадцатое (9,2%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе-июле 2003 г. их число снизилось на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем-июлем прошлого года несколько снизилось (-8,7%) и составило 35,4 тыс. Снизилось на 7,9% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В январе-июле 2003 г. с использованием оружия совершено 15957 преступления (+4,0%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Свердловской (1615), Иркутской (647), Московской (622) областях, г. Санкт-Петербурге (587), Приморском крае (509), г. Москве (496).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3% снизилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 258,0 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 15,9%.
Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 43,6 млрд. руб., что на 14,6% больше аналогичного показателя прошлого года (38,1 млрд. руб.).
Более трети (38,0%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.
В январе-июле 2003 г. выявлено 109,9 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 4,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечается снижение на 5,7% фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ: с 45,1 тыс. в январе-июле 2002 г. до 42,5 тыс. в январе-июле 2003 г.
В общественных местах зарегистрировано 185,5 тыс. преступлений или на 13,2% больше, чем в январе-июле 2002 г.
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 121288 преступлений, в том числе: 37158 грабежей (+20,3%), 28924 кражи (+14,3%), 6152 разбойных нападения (+12,7%).
На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 324 разбойных нападения (-0,9%), 355 грабежей (+21,2%), выявлено 195 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (-10,1%).
В январе-июле 2003 г. раскрыто 915,3 тыс. преступлений (-13,0%), в том числе 440,2 тыс. — следствие по которым обязательно (-33,2%), 475,1 тыс. – следствие по которым не обязательно (+20,9%).
Не раскрыто 626,0 тыс. преступлений, что на 16,1% превышает аналогичный показатель в январе-июле 2002 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 42,6% (в январе-июле 2002 г. – 83,1%). Остались нераскрытыми 3,6 тыс. убийств и покушений на убийство
(-5,2%), 8,0 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-7,1%), 382,3 тыс. краж (+11,2%), 66,8 тыс. грабежей (+16,2%), 13,2 тыс. разбойных нападений (+14,4%).
Преступлений прошлых лет в январе-июле 2003 г. раскрыто 47247, что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (30262) и грабежи (2666).
Выявлено 735,8 тыс. лиц, совершивших преступления (-13,0%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода увеличился с 52,9% в январе-июле 2002 г. до 53,4% в январе-июле 2003 г., удельный вес ранее судимых лиц увеличился с 21,4% до 21,5%.
Каждое третье (27,9%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое пятое (20,4%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (9,2%) – несовершеннолетними или при их соучастии.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 24230 преступлений, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них гражданами государств-участников СНГ – 22235 преступлений (+2,2%), их удельный вес составил 91,8%.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 5907 преступлений (+2,8%).
Рис. 1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-июль 2003г.
Рис. 2. Динамика уровня преступности за январь-июль 2003г.
Анализируя динамику преступности в целом можно сказать, что идет снижение преступности с 2051 до 1755 в 2002 году и 1627 в 2003 год (за 7 месяцев). Около половины всех преступления составляют преступления против собственности, особенно кражи – 40%. Также много грабежей и разбоев – 8,2%.
Что касается личностных характеристик преступников отметим,
* каждое третье преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления,
* каждое пятое – в состоянии алкогольного опьянения,
* каждое одиннадцатое – несовершеннолетними или при их соучастии.
Что касается раскрываемости, то здесь отметим, что она в целом снизилась, и в 2003 годы было нераскрыто 626,0 тыс. преступлений, что на 16% превышает аналогичный показатель в январе-июле 2002 г. особенно это характерно для тяжких и особо тяжких преступлений на который приходится 42,6% например, остались нераскрытыми 3,6 тыс. убийств и покушений на убийство.
2. Причины и условия преступности в России в настоящее время
Структура причинного комплекса преступности в современной России выглядит следующим образом: на передний план следует выставить проблемы государства и политики, ведь все начинается с верхушки пирамиды (криминализации общества). На второй план, хотя даже можно их объединить, но по своей природе происхождения они все же разные – экономико-социальные вопросы. На третье место мы поставим проблемы нравственных ценностей и духовной жизни общества.
1. Деформация государственной власти.
Государственная преступность — это совокупность преступлений, посягающих на государственный и общественный строй, совершенных за определенный промежуток времени на территории страны в целом или отдельных ее регионах.
Многолетний анализ государственной преступности показывает, что причины, порождающие ее, носят характер: информационно-идеологического воздействия на личность извне; неудовлетворенности личности сложившимися обстоятельствами жизни; несогласия с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам; обид на органы власти; гипертрофированного понимания и неправильного толкования недостатков.
Борьба с государственной преступностью на общегосударственном уровне означает проведение комплекса мер, направленных на выход из тяжелого экономического, политического, социального и духовно — нравственного кризиса.
Деформации в политической сфере не исчерпывают весь причинный комплекс преступности. Чрезмерная централизация государственного и политического управления обществом, бюрократизация, произвол, злоупотребления и перерождение кадров в условиях неразвитой демократии, культа личности и должности. Механизм торможения, возникший в нашем обществе, неизбежно глушил духовную и социальную сферы общества, вызвал сужение гласности, разрыв между словом и делом, повлек рост социальной пассивности, иждивенчества, пьянства, наркомании и преступности.
Оценивая криминогенное значение деформаций, возникающих в сфере политической жизни общества, нужно со всей определенностью подчеркнуть, что до недавнего времени этот вопрос относился к зонам, закрытым для критического обсуждения и глубоких исследований. В то же время состояние и уровень развитости и демократичности политической системы общества самым тесным образом связаны и с состоянием законности, правопорядка и уровнем преступности. “В современных условиях все большее значение обретает именно то, как политическая организация общества и его политическая система учитывают интересы и возможности отдельного человека, каждого труженика, в какой мере он воспринимает их в качестве “своих”, а не внешних, “отчужденных” сил. Коли в условиях социализма не возрастает, а, напротив, ослабляется связь отдельных групп трудящихся с политической организацией общества, то это может привести, а в отдельных странах (Польша) привело, к росту отчуждения трудящихся, падению трудовой дисциплины и росту бесхозяйственности, снижению темпов роста экономического развития, возрастанию социальной напряженности”.
А) Отсутствие единой политики взаимодействия всей ветви власти в борьбе с преступностью.
Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности — это, прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.
Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.
Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.
Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть, и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Планирование предупреждения преступности — это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относиться к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.
Б) Коррумпированность.
Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; 2) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.
Для определения причин коррупционной преступности существенны три вопроса: характеристики служебной среды (невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям; тип управления; социально-психологическая обстановка); характеристики служащих (здесь существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе); условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы (отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений).
При специальном предупреждении коррупции важны: установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению); кадровой политикой, использование в т. ч. ротации кадров; режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также членов их семей; введение режима исключительного служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях.
В) Подконтрольность теневым структурам.
Власти олигархов
Губернаторы, особенно те, которые победили в результате жестокой конкуренции на выборах, сейчас поощряют инвестиции в свои регионы, вместо того чтобы заниматься развитием собственных ресурсов. Их места рассматривают как лицензию на зарабатывание денег своим собственным бизнесом, или через потенциальных иностранных инвесторов, попутно “отмывая” их в иностранных банках.
В 2001 – 2003гг. властная элита (олигархи) продемонстрировали наглядно, что они все еще контролируют политическую власть и назначают лакеев, готовых служить их интересам, а не интересам правового государства. Последствия этих действий ощутимы по всей России. За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в их руках. Разоблачения чиновников зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей цели. В условиях, когда деньги и власть распределены столь несправедливо, у большинства граждан нет возможности для эффективной борьбы. В отсутствие развитого гражданского общества нет ни одной значительной социальной группы, которая требовала бы проведения реформ, и это положение сохранится до тех пор, пока финансовая элита олигархов заявит, что она заинтересована в реформах.
2. Деформация экономики государства
Экономическая преступность — это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом «богатство любым путем». Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.
Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.
Современная экономическая преступность в России является отчасти порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периодам
Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:
а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;
б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;
в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.
Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.
Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.
А) Увеличение теневой экономики.
Выявить причины существования теневого оборота; проанализировать структуру криминального рынка; оценить последствия установить взаимосвязи легального, теневого и криминального оборотов.
Качественные отличия легального, теневого я криминального оборотов. Признаками для разграничения типов оборота; объекты (виды товаров и услуг); нормы; регулирующие отношения участников оборота; характер последствий существования данного типа оборота для общества и государства, иные существенные признаки, характеризующие данный тип оборота.
Легальный оборот. Субъекты — юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы.
Объекты — товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота — правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).
Характер последствий для, общества и государства — общественно полезный и необходимый.
Теневой оборот. Субъекты — юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические
Рассмотрим следующие вопросы, характеризующие, легальный теневой оборот.
Лица: должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.
Объекты — товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота — не правовые нормы («понятия»), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений.
Иные существенные признаки — выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции.
Характер последствий для общества и государства — негативный.
Криминальный оборот. Основные субъекты — организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты — юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг — юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Объекты — товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота — нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.
Иные существенные признаки — широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Характер последствий для общества и государства — общественно опасный.
Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании отношений субъектов не правовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к криминальному.
Иные существенные признаки
Характер последствий для общества и государства.
Легальный
Юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества
Правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства)
Общественно полезный и необходимый
Теневой
Юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.
Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Не правовые нормы («понятия»), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений
Выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции
Негативный
Криминальный
Основные субъекты: организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг: юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.
Широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Общественно опасный
3. Деформация духовной жизни.
Противоречия духовной сферы, отражая те или иные противоречия, которые возникают в других сферах общественной жизни, в свою очередь, порождают антиобщественные взгляды, навыки и традиции, непосредственно питающие негативно отклоняющееся поведение и преступность.
Как свидетельствуют результаты всесоюзного исследования состояния и образа жизни советского народа, среди ответов на вопрос: “Что для вас, означает “хорошо жить”. На первое место вышли ответы типа “материальное благополучие”, “материальный достаток”, “материальная обеспеченность”.
Думается, определенный идеологический вред наносят “коммерческие” деформации, бытующие в практике кино и видеопроката, когда в интересах кассового успеха на экраны выходит чрезмерное количество безыдейных и примитивных западных фильмов, пропагандирующих образцы буржуазного образа жизни, особенно если учесть, что основная масса кинозрителей — это подростки и молодежь. Влияние массовых коммуникаций, кинематографа, художественной литературы на рост потребностей может оказаться негативным еще и постольку, поскольку они склонны вольно или невольно ориентировать широкие слои населения на самые высокие жизненные стандарты, порой недоступные большинству.
Непосредственными субъективными причинами преступности выступают такие дефекты общественного сознания (антиобщественная психология), как антисоциальная экономическая психология или психология паразитизма (частное проявление—корысть), индивидуализма, недисциплинированность, бытовой аморализм, аполитичность и т. п.
Деформация общественных отношений приводит к возникновению индивидуального отчуждения, формированию антиобщественной установки именно через соответствующую деформацию образа жизни конкретного лица. Это создаст, в свою очередь, высокую вероятность совершения таким лицом преступления.
3. Изучение криминологических особенностей преступности органами внутренних дел
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по борьбе с преступностью в органах внутренних дел — исходный, необходимый ее элемент.
Общими задачами анализа преступности органами внутренних дел является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерминации, причинности, определить закономерности ее подверженности различным воздействиям и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных условиях места и времени.
При изучении преступности органами внутренних дел выявляются:
* степень ее общей распространенности и общественной опасности в конкретных условиях места и времени в целях оценки ее состояния и тенденций, определения направлений борьбы с преступностью;
* социальные характеристики преступности, указывающие на особенности ее порождения и функционирования (мотивация, социальная направленность, социально-групповая, социально-отраслевая, социально-территориальная распространенность), в целях разработки конкретных предупредительных мер,
* собственные, внутренние характеристики преступности (устойчивость, активность, организованность) в целях совершенствования правоохранительной деятельности и мер предупреждения рецидива преступлений, усиления организованных начал в преступности.
В процессе изучения преступности важен правильный отбор источников информации и показателей преступности. Источниками информации о преступности являются:
а) статистические отчеты:
отчеты МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе: о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ), отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ), а также форма № 1-г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех статей УК); формы № 1-а, № 3, № 5 МВД РФ, а также ряд иных форм;
судов и органов юстиции, в том числе: отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ), отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ); отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ); отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ), при необходимости — другие формы судебной статистики;
б) статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических формах содержится примерно 30% информации карточек.
Все данные карточек первичного учета вводятся в память данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты под охраной, какой именно;
в) показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики. Например, для исчисления коэффициентов преступности требуются сведения о численности населения, в том числе разного возраста;
г) данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т.п. Они содержатся в материалах как государственной, так и ведомственной статистики (МВД РФ, МЮ РФ и т. п.);
д) материалы обобщения уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях. Такие обобщения регулярно делают в правоохранительных органах, а также в органах исполнительной власти, в некоторых средствах массовой информации. Кроме того, криминологи сами обязательно изучают и обобщают эти материалы.
Уголовные дела, материалы, заявления изучаются в сплошном либо выборочном порядке. Сплошное исследование проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел определяется сначала количество всех дел, а затем решается вопрос об объеме выборки. Во всех случаях, изученное число дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это требует прежде всего квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности с учетом доли каждого вида преступлений в общем числе зарегистрированных Для точного расчета выборки полезно привлекать специалистов по использованию выборочных методов исследования.
е) результаты изучения общественной психологии, правового сознания, общественного мнения о преступности и борьбе с ней;
ж) данные опросов осужденных, лиц из контрольной группы, представителей разных социальных групп населения,
з) результаты наблюдений криминологов,
и) результаты экспериментов, если они проводились.
Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления, жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями, организованных преступных формирований.
Анализы информационно-статистического характера оказываются недостаточными для выявления причин преступности, выработки обоснованных рекомендаций по борьбе с ней. Это происходит потому, что в статистике правоохранительных органов подчас отражается далеко не вся преступность, далее просто не все множество преступлений.
Для правоохранительных органов и в частности для ОВД одной из важных задач изучения должно быть выявление не статистической преступности (статистической ее картины), а фактической.
Анализ преступности в ОВД должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи.
Содержание качества включает, во-первых, определенность явления, выражающуюся в его границах, пространственно-временных свойствах. С этой точки зрения необходимо изучение распространенности преступности, ее изменений во времени. Во-вторых, содержание качества включает и определенную системность преступности, характеризующуюся разными ее элементами, структурой, их устойчивостью и изменчивостью и т. п. Поэтому важно исследование структуры преступности, взаимосвязи различных преступлений и их субъектов, о чем говорилось в гл. 4. Все это требует применения комплекса методов, в том числе изучения уголовных дел и иных материалов, проведения опросов и т. д., использования математических методов, а также моделирования.
Уголовная статистика правоохранительных органов остается важным источником информации, и при ее содержательном анализе можно получить даже определенные данные о латентности преступности
В процессе анализа учитываются те закономерности преступности и ее изменений, которые уже выявлены криминологами и описаны в литературе. Это позволяет точнее оценивать особенности преступности в конкретных условиях, своевременно выявлять новые тенденции и специфические соотношения разных ее структурных элементов.
Изучение, анализ преступности представляет собой единство познания и оценки.
В процессе изучения органы внутренних дел получают фактические данные о преступности, как бы ее фотографию. Правда, речь идет о специфической фотографии, отраженной в системе показателей (общее количество преступлений, число выявленных преступников и т.п).
Оценка означает соотнесение новых сведений с прежними знаниями, представлениями, гипотезами. Здесь существенны цели анализа преступности и, соответственно, цели оценки. Так, при решении вопроса — возросла или увеличилась преступность в течение определенного периода, данные за изучаемый период сравниваются с данными за предыдущий и в этом случае возникает ряд задач. Например, с каким периодом можно и необходимо производить сравнение, сопоставимы ли данные о преступности за два периода и другие.
Или может быть поставлена иная задача: установить различия преступности в разных государствах или субъектах Федерации. Тогда сравнивается преступность разных государств или субъектов Федерации. Если необходимо оценить эффективность принимавшихся мер по борьбе с преступностью, то вычленяется группа преступлений, по предупреждению, пресечению которых принимались меры, и соответственно исследуются изменения их количественных и качественных характеристик с учетом осуществлявшегося воздействия.
На основании оценки, таким образом, делаются выводы о правильности прежних представлений, вносятся коррективы в планы мероприятий по предупреждению преступности.
Данные о преступности всегда сопоставляются с потребностями того, кто делает анализ, с тем, какие цели он при этом преследует и какую информацию желает получить. Если речь идет о повышении эффективности предупреждения преступности, то в первую очередь анализируются те ее характеристики, которые отражают особенности порождения преступности социальной средой. В то же время данные о наиболее распространенных способах преступной деятельности приобретают особое значение в процессе совершенствования деятельности по раскрытию преступлений.
Содержание оценки преступности (криминологическая, криминалистическая, публицистическая и т. п.) задает цель познания, его направленность, определяет границы изучения. В то же время сама оценка зависит от результатов познания на предшествующих этапах, его полноты и всесторонности.
Основанием оценки положения дел с преступностью при сравнении разных регионов или преступности разных периодов служит комплекс указанных выше внешних и внутренних характеристик преступности, а не только данные о ее распространенности.
Преступность анализируется одновременно с ее последствиями. При этом принимаются во внимание следующие наиболее явные из них:
* число жертв преступления;
* размер материального ущерба, включая и упущенную выгоду;
* криминальная пораженность различных социальных групп (удельный вес среди них лиц, совершающих и совершавших преступления);
* социальная запущенность определенной части населения (распространение наркотизма в разных его проявлениях; проституции; безнадзорности и беспризорности, в том числе детей из семей преступников, а также иных негативных социальных отклонений, с которыми взаимосвязана преступность);
* криминальная пораженность разных сфер жизнедеятельности (например, отмечается, что в период реформ в России 55% капитала в экономике и 80% голосующих акций перешли в руки преступных кланов. По сведениям самих бизнесменов, от 30% до 50% предпринимателей непосредственно работают на преступные формирования),
* степень криминального влияния на государственные структуры и институты гражданского общества, на право, использование последних в интересах преступной деятельности (например, многие преступные группировки в Ростовской области действовали под прикрытием работников правоохранительных органов различного ранга; лидеры преступной среды проникают в высшие эшелоны власти);
* расшатывание цивилизованной, защищаемой правом ценностно-нормативной системы общества, распространение преступной идеологии и психологии;
* снижение активности населения в противостоянии преступности и приспосабливание к ней определенного числа физических, юридических лиц.
В литературе делались неоднократные попытки ввести какой-то один общий количественный показатель как универсальный критерий оценки положения дел. Авторы полагали, что это имело бы значение при сравнительной оценке преступности в разных регионах и в разные периоды.
Однако если исходить из того, что и в регионах с наиболее благоприятной криминальной ситуацией необходимо дальнейшее совершенствование борьбы с преступностью, что преступность — сложное, многообразное явление, целесообразно не усреднять данные о ней, а иметь в виду особенности комплекса качественных и количественных характеристик преступности. При исследованиях, например, оказывалось, что за сравнительно благополучными общими показателями числа зарегистрированных преступлений в некоторых регионах скрывалась очень высокая экономическая преступность. Но ниже, чем в других регионах, была преступность, связанная с пьянством. За счет этого общая картина выглядела предпочтительнее в сравнении данного региона с другими.
Конечной целью анализа преступности является совершенствование борьбы с ней на основе выделения основных ее направлений, четкого формулирования целей тех или иных акций, составления программ их обеспечения, совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Соответственно и изучение преступности в этом случае носит многоаспектный характер.
Нельзя отождествлять оценку преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Состояние и изменение преступности определяются в значительной мере общими социальными условиями, не зависящими от правоохранительных органов. Поэтому увеличение преступности нельзя автоматически оценивать как ослабление деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней. Соответственно и снижение преступности — это далеко не всегда успех только правоохранительных органов. Всегда требуется углубленный анализ причин изменений криминальной ситуации. В то же время характеристики преступности, разумеется, подлежат учету при анализе работы органов прокуратуры, суда, внутренних дел и других правоохранительных органов. На преступность деятельность этих органов несомненно оказывает влияние. Что такое, например, нераскрытое преступление? Это нахождение преступника на свободе и нередко совершение им серии новых преступлений.
При изучении преступности важно находить не только наиболее распространенные характеристики, не только сходное в преступности разных регионов, представителей разных социальных групп, разных видов преступности, но учитывать и различия, особенности, для того чтобы дифференцированно, с учетом этих особенностей обеспечивать практическую деятельность.
Следует также обращать внимание на единичное, неповторимое и затем выяснять его природу. Неповторимое может быть случайным результатом случайного стечения обстоятельств, и тогда при анализе преступности как массового явления им можно пренебречь. Но не исключено другое: это неповторимое и неожиданное служит проявлением какой-то новой, нарождающейся тенденции. Если даже в исследуемый период в регионе было совершено какое-то одно преступление, не совсем обычное по мотивации, объекту посягательства, способу преступной деятельности, все равно его надо тщательно проанализировать. Это позволит вовремя заметить новые явления в преступности и принять меры к пресечению нежелательных изменений.
В ином случае эти изменения будут проявляться все отчетливее и к противостоянию с ними не удастся вовремя подготовиться. Криминологи на рубеже 70—80-х годов в результате конкретных исследований сделали вывод о нарастании организованной преступности в стране. Они обнаружили высокоорганизованные преступные формирования и новую криминальную специальность — организацию преступной деятельности в широких масштабах с использованием государственных структур. Однако этой оценке одни государственные деятели вообще не придали должного значения, другие посчитали ее преувеличением. Никаких адекватных мер соответственно принято не было. Затем последовало бурное развитие организованной преступности в стране, сопровождаемое доказыванием частью криминологов факта ее существования.
Анализ преступности должен носить перспективный характер, другими словами, не сводиться к фиксации ее прошлых состояний, но давать основания для прогноза. Прогнозирование необходимо для программирования борьбы с преступностью.
Итак, важно обеспечивать целенаправленность аналитической деятельности, правильно определять ее задачи, формулировать исходные гипотезы, желательно не одну, задавать этому анализу определенный программный характер и сохранять готовность к получению новых, порой неожиданных, непрограммируемых данных.
Заключение
По итогам проведенного исследования, сделаем ряд выводов:
Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то грани общества. Меняется общество — меняется преступность. Наше общество очень сильно изменилось за последние пять — семь лет. Так же сильно изменилась преступность. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступные проявления, остались прежними. Это привело к тому, что мы не только не можем эффективно противодействовать преступной активности наших граждан, но и не знаем даже в должной мере самою преступность.
Статистика показывает устойчивое, хотя и небольшое, снижение преступности за последние год-полтора. Одновременно статистика так же показывает устойчивый рост тяжких и особо тяжких преступлений, хотя испокон веку тяжкие преступления росли более медленными темпами, нежели общеуголовные преступления.
Статистика утверждает, что растет раскрываемость преступлений. Социологические опросы показывают, что растет недовольство граждан работой милиции, всех правоохранительных органов и особенно быстрыми темпами растет психологическая тревожность граждан, боящихся откровенного разгула преступности.
Такие взаимоисключающие посылки позволяют сделать однозначный и достоверный вывод о недоброкачественности нашей уголовной статистики.
Не зная в должной мере такого сложного социального явления, каковым является современная преступность, просто глупо рассчитывать на высокую эффективность мер противодействия.
Пусть это не покажется странным, но начинать надо с изучения преступности. Дело в том, что не зная объективной картины, просто невозможно выработать адекватных мер реагирования. Открытость, доступность или гласность в сфере криминальной статистики не соседствуют с объективностью. Сегодня уже практически никто не подвергает сомнению тезис, что официальная статистика отражает лишь самую верхушку айсберга, а именно то, что никак не поддается сокрытию или то, что никак невозможно не учесть.
Кроме объективной картины преступности необходимо тщательно изучать тенденции преступности. Мы должны знать, куда мы идем и что нас ожидает в «прекрасном завтра», в каком состоянии будет жить «нынешнее поколение российских людей». Сегодня исследователи насчитывают до двух десятков тенденций преступности. Наиболее часто указывается на рост организованности, вооруженности, насильственности преступных проявлений при очень высокой степени их латентизации.
Литература
1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.
2. Криминология: Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И.Долговой.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 784с.
3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 1999. – 678с.
4. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. Пытиной А.А., СПБ, 1999г.