Содержание
Соотношения понятий государственного контроля и надзора в административном праве.
Государственный контроль — форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.
Для понимания сущности государственного контроля необходимо уяснить цели его осуществления. В широком смысле целями государственного контроля, по нашему пониманию, являются охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ 1993 г., введение в режим законности действий должностных лиц, а также обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом. Проводимая в стране административная реформа направлена на упорядочение системы контрольно-надзорных органов, их функций и полномочий. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. министерства должны заниматься исключительно подготовкой нормативных актов, а федеральные службы — контролировать их исполнение.
В современном обществе государственный контроль выражается в деятельности соответствующих государственных органов, должностных лиц; он неразрывно связан с другими функциями государства; контроль пронизывает все сферы жизнедеятельности государства, направляя их в русло законности и правопорядка. Контроль, с одной стороны, — это неотъемлемый элемент функции государственного управления, составная часть всякого рода работ, а с другой стороны — самостоятельная функционально обособленная деятельность получающая, в свою очередь, выражение в сознательной, целенаправленной, положительно организующей деятельности творческого характера. По отношению к основным функциям государства контроль является функцией вспомогательной, вторичной и объективно необходимой.
Выдержка из текста работы
Строительство является одной из ведущих отраслей современной российской экономики и основой для эффективного развития других отраслей производства. В настоящее время перед государством стоит нелегкая задача по развитию градостроительства усиленными темпами. В первую очередь это связано с необходимостью строительства жилья.
С 8 февраля 2011 года вступила в силу Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы» . В качестве одной из ее основных целей провозглашено создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году.
К сожалению, современные строительные технологии и их применение на практике далеки от совершенства. Поэтому и проектировщики, и подрядчики, и застройщики допускают ошибки, нарушают, иногда неосознанно, требования СНиПов и ГОСТов. Многие объекты недвижимости, вводимые в эксплуатацию в России, отличаются низким качеством. Периодически в средствах массовой информации сообщается об обрушении тех или иных строений, ответственны за которые как архитекторы, так и строительные компании.
В связи с этим во все времена были актуальными проверки хода строительства и реконструкции специализированными органами надзора. Надлежащее осуществление государственного строительного контроля и надзора способствует возведению объектов недвижимости не только с характеристиками высокого качества, но и в первую очередь безопасности.
Таким образом, несмотря на современную тенденцию по уменьшению публичного воздействия на сферу строительства, в настоящее время контроль и надзор в этой области не потерял своей актуальности и представляет интерес для исследования.
На современном этапе раз¬вития науки административного права можно говорить о том, что ком¬плексные научные исследования административно-правового регулирования архитектурно-строительного надзора и контроля, как впрочем, и градостроительной деятельности крайне немногочисленны.
В то же время, среди ученых, которые внести вклад в разработку вопросов административно-правового регулирования контроля и надзора в области строительства можно назвать труды А. М. Абрамович , Г. Д. Денисовой , А. В. Ерхова , С. А. Кузнецовой , Б. В. Муромцева , Е. В. Захарова и др. В тоже время, многие вопросы, освещенные в указанных работах в настоящее время потеряли свою актуальность в связи с проводимой административной реформой и обновлением градостроительного законодательства.
Целью работы являются выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию государственного контроля и надзора в области архитектурной и градостроительной деятельности на основании систематизации научных и практических знаний о них.
Для достижения намеченных целей поставлены следующие задачи:
1) Выделить этапы становления государственного контроля и надзора в области градостроительства;
2) Раскрыть понятие и сущность государственного контроля и надзора в области градостроительства;
3) Определить круг нормативных актов, регламентирующих государственного контроля и надзора в области архитектуры и градостроительства;
4) Рассмотреть систему органов уполномоченных осуществлять контроль и надзор за архитектурной и градостроительной деятельностью;
5) Раскрыть порядок осуществления надзора в области архитектуры и градостроительства;
6) Исследовать административную ответственность за нарушения в области архитектуры и градостроительства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения законности и правопорядка в области архитектуры и градостроительства.
Предметом исследования является юридическое содержа¬ние архитектурно-строительного надзора и контроля, административно-юрисдикционные полномочия органов государственной власти в области архитектуры и градостроительства.
Теоретическую базу настоящей работы составили труды отечественных специалистов в области административного права, посвященные вопросам управления градостроительством, в частности Е. М. Бутаевой, С. Н. Братановского, А. В. Ерхова, С. А. Кузнецовой, И. В. Сальникова, Л. Н. Волковской и др.
В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы основные принципы и категории диалектики; методы анализа и синтеза; системно-структурного анализа; формально-юридического и грамматического толкования; метод сравнительного правоведения.
Изучение рассматриваемой проблемы осуществлялось на основе анализа обширной нормативной базы. При написании диссертации автор опирался на Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законы и иные нормативные акты Магаданской области.
Эмпирическую основу исследования составили дела, рассмотренные арбитражным судом Магаданской области.
Научная новизна исследования определяется тем обстоятельством, что настоящая работа по существу является одним из немногих исследований в котором дан современный комплексный анализ проблем государственного контроля и надзора в области градостроительства и предложены пути их решения.
Теоретическое и практическое значение проведенного исследования определяется его актуальностью, новизной и выводами как общетеоретиче¬ского, так и практического характера. Материалы исследования подчеркивают значимость эффективной организации государственного контроля и надзора в области градостроительства в России. Они могут представлять интерес для практикующих юристов работающих в сфере строительства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяю¬щих пять параграфов, заключения, библиографии и приложения.
………….
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г. : одобр. Советом Федерации 24 декабря 2004 г. : по сост. на 04 марта 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – ст. 16.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. : по сост. на 23 февраля 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1.
3. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 18 октября 1995 г. : по сост. на 19 июля 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – ст. 4473.
4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Текст] : [Закон от 20 июня 1997 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – ст. 3588.
5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Текст] : [закон от 30 марта 1999 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – ст. 1650.
6. Об охране окружающей среды [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – ст. 133.
7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г. : одобр. Советом Федерации 22 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – ст. 6249.
8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : [указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11– ст. 945.
9. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации [Текст] : [постановление Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 : по сост. на 03 марта 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 7. – ст. 774.
10. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]: [постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
11. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [Текст] : [постановление Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 401 : по сост. на 20 марта 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – ст. 3348.
12. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации [Текст] : [постановление Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54. : по сост. на 03 февраля 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 7. – ст. 774.
13. Об утверждении Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства [Текст] : [постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468] // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 26. – ст. 3365.
14. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах [Текст] : [распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р] // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 46. – ст. 4720.
15. Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации [Текст] : [приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.– 2007. – № 15.
16. Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции при проведении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии [Текст] : [приказ Ростехнадзора от 16 июня 2008 г. № 414] // Нормирование, стандартизация