Содержание
1. Дайте определение экологии как науки, определите содержание и задачи экологии в современном мире3
2. Раскройте понятие «биологические природные ресурсы».6
Библиографический список9
Выдержка из текста работы
Глава 3. Задачи, принципы отбора материала и содержание курса «окружающий мир»
- Задачи преподавания окружающего мира в начальной школе
«Окружающий мир» как учебный предмет имеет большие возможности для обучения, развития и воспитания школьников. Этот предмет занимает одно из ведущих мест среди учебных дисциплин в начальной школе по объёму содержания курса: здесь объединены знания естественных и социальных наук.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, вступившему в силу с 2010 г., задачами преподавания курса «Окружающий мир» являются:
а) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
б) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
в) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
г) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В результате изучения курса «Окружающий мир» у детей должны сформироваться определённые знания, умения и навыки. Знания ребёнок получает в результате постижения окружающей действительности. Знания во многом определяют отношение человека к происходящему, его моральные взгляды, убеждения, воспитанность.
Таким образом, в процессе изучения курса «Окружающий мир» решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Рассмотрим их подробнее.
Обучающие задачи. В результате решения этих задач у младших школьников должен сформироваться определённый уровень знаний, умений и навыков.
Уровень знанийдолжен быть следующим:
- должны быть сформированы начальные знания о природе и социуме;
- должно быть раскрыто значение природы в трудовой деятельности людей, основы охраны природы и рационального природопользования;
- дети должны знать доступные методы изучения природных объектов и явлений;
- дети должны быть подготовлены к самообразованию при изучении систематических дисциплин в средних классах.
Умения и навыки,которые вырабатываются в процессе изучения окружающего мира, можно условно разделить на предметно-практические, общеучебные, и интеллектуальные.
К предметно-практическимумениям и навыкам относят следующие:
а) умение пользоваться приборами (термометром, лупой и др.) и моделями;
3
б) топографические умения (ориентирование по компасу, определение направления по карте, использование масштаба карты, шкалы высот и глубин, измерение расстояния по карге, нанесение объектов на’контурную карту);
в) проведение самостоятельных наблюдений в природе, выполнение простых опытов;
г) выполнение деятельностно-пропагандистской работы: изготовление кормушек для птиц и их развешивание, подкормка животных, выполнение другой посильной работы по охране природы, пропагандирование в простой форме природоохранных идей;
д) умение соблюдать правила гигиены и правила поведения в природе.
К общеучебнымумениям и навыкам относятся, в частности, умение самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации. При этом дети должны уметь выделять главное в тексте, на рисунке и в таблице, делать обобщения по тексту, готовить краткие сообщения, составлять схемы и таблицы.
К интеллектуальнымумениям относят: умение различать представителей растений и животных, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, объяснять происходящие в природе явления, делать выводы и обобщения. В учебных и реальных ситуациях учащиеся должны уметь дать оценку деятельности человека в природе, давать прогноз последствий такой деятельности человека, предлагать меры охраны природы.
Развивающие задачи. Они нацелены прежде всего на развитие психических характеристик учащихся.
Психическоеразвитие детей характеризуется развитием восприятия, внимания, образно-логической памяти, мышления, речевых и коммуникативных умений, воображения, наблюдательности, любознательности.
Воспитательные задачи. Они включают в себя умственное, экологическое, нравственное, эстетическое, трудовое и санитарно- гигиеническое воспитание.
- Умственное воспитаниепредполагает формирование у детей системы знаний по окружающему миру. При этом,во-первых,формируется научное материалистическое мировоззрение. Основные мировоззренческие идеи курса следующие:
- единство и многообразие природы;
- взаимосвязь и взаимозависимость составляющих природы (например, зависимость характера осадков, состояния почвы и водоёмов от температуры);
- постоянное развитие природы и её изменение (суточные и сезонные ритмы, эволюция природы);
- универсальность и познаваемость природы;
- деятельность человека в природе должна быть основана на понимании природных закономерностей;
прогнозирующая роль естественных наук. Прогноз позволяет рационально использовать природные богатства во благо людей.
4
Таким образом, при изучении курса у ребёнка формируется убеждение в том, что в мире нет ничего сверхъестественного и в природе все процессы и явления вполне объяснимы.
Во-вторых,развиваются умственные способности, появляется потребность постоянно пополнять свои знания, в том числе самостоятельно.
В-третьих,формируется познавательная активность.
- Экологическое воспитание включает:
а) формирование экологического сознания. Экологическое сознание — отношение к природе со знанием последствий для среды и для себя собственных поступков и образа жизни. Выделяют два основных типа экологического сознания: антропоцентрический и экоцентрический.
Для антропоцентрическогоэкологического сознания характерны следующие взгляды на взаимоотношения человека с природой:
- высшую ценность в системе «человек-природа» представляет человек. Всё остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку;
- иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, чуть ниже — вещи, созданные человеком и для человека, ещё ниже расположены природные объекты, место которых в иерархии определяется полезностью для человека;
- взаимоотношения с природой определяются прагматизмом: правильно то, что полезно для человека;
- деятельность по охране природы также продиктована прагматизмом: необходимо сохранить природную среду для того, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
По сути, вся история природоведческого образования была историей формирования именно антропоцентрического экологического сознания. Однако понимание того, что такое экологическое сознание завело человечество в тупик, привело к возникновению нового, экоцентрическогоэкологического сознания. При этом типе экологического сознания нет противопоставления человека природе, природные объекты воспринимаются как полноправные субъекты, партнёры по взаимодействию.
Для экоцентрического экологического сознания характерно следующее:
- высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природа признаётся изначально самоценной, её объекты имеют право на существование вне зависимости от полезности или бесполезности или даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества;
- отказ от иерархической картины мира. Человек не обладает никакими привилегиями лишь на том основании, что имеет разум. Наоборот, разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к природе;
- правильно только то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия;
- охранять природу нужно не ради человека, а ради самой природы.
Таким образом, если антропоцентрический тип экологического сознания
способствовал «преобразованию», «укрощению» сил природы, то
5
экоцентрическое сознание способствует сохранению природного равновесия, предполагает учёт «интересов» природы при реализации тех или иных проектов природопользования.
У большинства живущих ныне людей экологическое сознание является антропоцентрическим;
б) развитие экологического мышления;
в) формирование экологического отношения к природе;
г) выработка правил и норм поведения в природе.
- Нравственное воспитание подразумевает формирование нравственных убеждений, чувств, привычек поведения, соответствующих нормам общества и правилам жизни в обществе.
- Эстетическое воспитание
способствует развитию эстетических чувств, эстетического отношения к окружающему, развивает потребность жить по законам красоты.