Выдержка из текста работы
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Прежде всего, дети усваивают
— бытовой словарь: название частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
— природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
— обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;
— эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный) , качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный) ; слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок) , образования синонимов (пришли — приплелись, засмеялись — захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении, которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый) ;
— лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Цель работы: охарактеризовать обществоведческий словарь детей на основе анализа образовательной программы.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие словаря в онтогенезе;
2.Определить задачи и содержание словарной работы;
3. Дать характеристику обществоведческого словаря на основе программы «От рождения до школы».
1. Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми [4, c.25].
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком
Первоначальное общение взрослых с ребенком носит односторонний, эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности, сознательно приобщается к общению с помощью языка.
Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития слова не ограничиваются друг от друга, реакция происходит на весь комплексов слов со всей предметной ситуацией.
На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слов……..
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: АСТ, 2010. — 198 с.
2. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. — 2014. — №9. — С. 26-30.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст./ А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 2010. — 358 с.
4. Гербова В.В. Ознакомление с окружающим и развитие речи / В.В. Гербова.- М.: Мозика-синтез, 2014. — 264 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвздев.- М.: Академия, 2012. — 213 с.
6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. — Спб.:Питер, 2013. — 290 с.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименко. — М.: Просвещение, 2012. — 210 с.
8. Жукова Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. — М.: АСТ пресс, 2010. — 346 с.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. — М.: Академия, 2012. — 216 с.
10. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. — М: Просвещение, 2006. — 187 с.
11. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста -/ Ф.А. Сохина. — М.: АСТ, 2010. — 167 с.
13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Академия, 2011. — 159 с.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 2010. — 110 с.