Содержание
Содержание
Введение2
I. Понятие словаря3
II. Лингвистические словари..6
2.1. Толковые словари7
2.2. Фразеологические словари9
2.3. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов11
2.4. Грамматические словари15
2.5. Орфографические и орфоэпические словари16
2.6. Этимологические словари18
2.7. Словари иностранных слов19
2.8. Словообразовательные словари…..21
III. Энциклопедические словари22
IV. Справочники24
Заключение25
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Общий объем курса составляет 80 часов, из них аудиторных – 17 часов, в том числе лекционных – 10 часов, практических и семинарских занятий – 7 часов и 63 часа – самостоятельная работа. Возможно написание реферата.
Самостоятельная работа по каждой теме включает проработку учебной и дополнительной литературы, повторение пройденного на занятиях, написание рефератов, отработку практических навыков, решение задач, подготовку примеров и т.п.
Преподаватель самостоятельно устанавливает форму проведения практического/семинарского занятия, исходя из тем и конкретных возможностей студенческой группы в соответствии с необходимостью отработки менее освоенных студентами тем или навыков.
Учебно-тематический план изучения дисциплины
Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | Сам/работа час | Общее кол-во часов | |||
Всего час. | Лекции Час. | Практич. Зан. Час. | Лаб/работы час. | |||
1. Язык и речь. Предмет и задачи курса. | ||||||
2. Основное понятие правильной речи – литературная норма. | ||||||
3. Точность словоупотребления. | ||||||
4. Правильность употребления существительных. | ||||||
5. Правильное употребление числительных. | ||||||
6. Правильное употребление местоимений | ||||||
7. Трудные случаи глагольного управления. | ||||||
8. Логическое ударение и порядок слов | ||||||
9. Синонимика типов простых предложений. | ||||||
10. Синонимика предложений сложных. | ||||||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины
ГОСТ: Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Язык и речь. Предмет и задачи курса.
Место культуры речи в ряду других лингвистических дисциплин: принципиальное отличие культуры речи от дисциплин, изучающих строй языка (фонетики, лексикологии, словообразования, грамматики), ее близость со стилистикой, рассматривающей, как и культура речи, закономерности употребления языковых средств в речи.
Типы речи: разговорный и книжный. Стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный. Литературный язык. Две ступени овладения литературным языком: 1) речь правильная и 2) речь хорошая (богатая, точная, ясная, выразительная).
Основное понятие правильной речи – литературная норма. Норма орфоэпическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, стилистическая.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность употребления языковых средств. Понятие оптимального отбора языковых средств в условиях конкретной речевой ситуации.
Произношение гласных и согласных в словах в соответствии с орфоэпическими нормами и их допустимыми вариантами. Правильное выделение ударного слога (шофер, документ и т.д.)
Точность словоупотребления. Выбор нужного слова из ряда символов. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте, как экспрессивное средство. Лексический повтор — недочет.
Выразительность словоупотребления. Умелое использование в речи: а) экспрессивных синонимов и антонимов; б) переносных значений слов в тропах; в) различных лексических пластов и стилистически окрашенных средств.
Правильное употребление однокоренных слов с разными приставками или суффиксами (одеть – надеть, костлявый – костный и т.п.).
Учет при выборе слова стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем (работник — работяга).
1. Правильность употребления форм рода, числа и падежа существительных. Трудные случаи в установлении рода существительных у несклоняемых существительных, у существительных с суффиксами – ищ – (домище), — ишк – (домишко, воробьишко), у сложносокращенных слов.
Колебания в роде у отдельных существительных (жираф — жирафа).
Правильное употребление падежных форм у разносклоняемых существительных. Употребление в речи несклоняемых собственных имен.
2. Употребление полных и кратких прилагательных. Ударение в кратких прилагательных. Ударение в формах сравнительной степени.
1.Правильное употребление в количественных числительных. Соблюдение норм при склонении сложных и составных количественных числительных. Особенности в употреблении собирательных числительных.
Преимущественное употребление числительных в деловой и научной речи.
2. Правильное употребление местоимения третьего лица с учетом того существительного, вместо которого употребляется это местоимение. В местоимениях третьего лица (после предлога). Употребление синонимических местоимений (всякий – каждый – любой, что-то – что –либо – что-нибудь — нечто).
1.Трудные случаи глагольного управления. Замена действительного оборота страдательным и наоборот.
Точность в выборе глагольных форм одного вида, имеющих различные оттенки значения (двигает – движет и др.), в выборе форм глагола разных видов (не обидь – не обижай; угости – угощай и т.д.). употребление возвратных глаголов.
2. Точность в употреблении действительных и страдательных причастий, а также некоторых форм причастий в сопоставлении с однокоренными прилагательными (бродящий – бродячий; сидящий – сидячий; неповторяемый — неповторимый). Замена действительного оборота страдательным.
1. Логическое ударение и порядок слов как средства, помогающие точно передать мысль. Выразительные возможности логического ударения и порядка слов. Инверсия.
2. интонационное многообразие побудительных и восклицательных предложений. Риторический вопрос и его функции. Наблюдения над употреблением неполных предложений в разговорной речи.
1.Синонимика типов простых предложений. (мороз; морозко; морозит; я хочу работать; мне хочется работать; хочу работать и др.) .
2. Выразительные возможности и стилистические особенности простых односоставных предложений, употребляемых в разных стилях.
1. Синонимика предложений с сочинительными союзами. Синонимика предложений с подчинительными союзами и относительными словами.
Употребление форм времени, вида и наклонения в сложном предложении. Порядок частей в нем. Употребление союзов и других средств связи в сложных синтаксических конструкциях.
2. Смысловые и выразительные особенности бессоюзных сложных предложений. Выразительные возможности и стилистические особенности различных параллельных конструкций (пришел за советом; пришел затем, с тем, чтобы получить совет; пришел получить совет и др.).
Темы и задания контрольных работ (зачет)
Контрольная работа по культуре речи № 1
1. Произнесите приведенные в упражнении слова и запишите свое произношение в транскрипции:
· дебют, депо, либретто, лотерея, майонез, музей, оазис, отель,
· патент, поэт, рейд, сессия, тембр, тенденция, фанера, шинель,
· шоссе, эстет.
2. Произнесите приведенные в упражнении слова, укажите какие из них имеют произносительные варианты. Чем регулируется, на ваш взгляд, произношение сочетаний [чн] и [шн] в русском литературном языке?
· конечно, нечто, что, алчный, скучно, яичница, сердечный,
· игрушечный, справочник, скворечник, прачечная, дачник,
· булочная.
3. Произнесите данные слова. Сравните свое произношение согласных звуков [к,г,х] в этих словах с рекомендациями "Орфоэпического словаря".
Маяковский, человеческий, выталкивать, московский, детский.
4. Расставьте ударение в данных словах:
· мышление, хаос, началась, позвонит, начатый, избалованный,
· на доску, директоров, деньгам, ведомостей, валовой, афера,
· договор, брала, блеклый.
5. Сформулируйте правила постановки ударения в следующих группах существительных, поставив их в форму Род. падежа множественного числа (отвечает на вопрос кого? чего?):
а) орден, бал, борт, вензель, директор, круг, лагерь, доктор, парус, соболь, тополь, штаб, хор;
б) ведомость, волк, голубь, должность, зверь, камень, лебедь, мелочь, новость, скорость, тень;
в) коза, гроза, змея, изба, луна, овца, окно, оса, семья, сирота, скала, скула, сосна, соха;
г) волна, блоха, борозда, железа, серьга, сковорода, строка, тропа;
д) щека, борода, доска, душа, земля, спина, Среда, стена, сторона, цена.
6. Поставьте ударения в следующих глагольных формах:
а) взяла, отдали, переняла, отплыла, роздал, понял, начала, пролили, задали;
б) брала — брало, гнала — гнали, вила — вили, плыла — плыли, лила — лило;
в) творить — творишь, растить — растишь, звонить — звонишь.
Контрольная работа по культуре речи № 2
1. Определите, какие речевые ошибки допущены в примерах из работ школьников. Исправьте найденные вами ошибки.
1) Он еще находился в глубоком детстве, чтобы принимать самостоятельные решения. 2) Ребята выбегают из классов радостные, с веселыми криками и с шутками на устах. 3) Он победил над самим собой. 4) На правом фланге картины была изображена женщина. 5) Но есть человек, которому воздвигли не мраморный памятник, не гипсовый бюст, а пароход. 6) По нашей стране бегут полноводные реки. 7) Искусство рассчитано на субъективные восприятия и понимания. 8) Это звание накладывает на меня высокую ответственность.
2. Употребите данные ниже омонимы в самостоятельно придуманных предложениях. Используйте при выполнении задания рекомендованный словарь.
Дробь, банка, худой, язык, жать, липовый.
3. Выявите ошибки в употреблении слов-паронимов в следующих примерах (при выполнении задания используйте словарь паронимов, рекомендованный вам).
1) И в то же время этот горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 2) Это помогает новичкам быстро найти свое место в коллективе, полюбить его, стать достойным приёмником его хороших традиций. 3) Доказанная опытом, данными практики, гипотетичность становится научной теорией. 4) На песке под солнцем сверкала рыбная чешуя. 5) Страх тяготит над ним.
4. Составьте максимально полные синонимические ряды к приведенным ниже словам (используя соответствующие словари). Укажите стилистическую окраску членов этих рядов.
Хороший, напрасно, злость, гулять, умный.
5. Найдите в следующих фрагментах из произведений А.С.Пушкина устаревшие слова, формы слов или обороты. Укажите, какие из них относятся к архаизмам, а какие к историзмам.
1) Воротился старик ко старухе./ Что ж он видит? Высокий терем./ На крыльце стоит его старуха/ В дорогой собольей душегрейке,/ Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуга огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах золотые сапожки. 2) У крыльца толпились кучера в ливрее и в усах, скороходы, блистающие мишурой, в перьях и с булавами, гусары, пажи, неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами своих господ. 3) От хладного разврата света/ Еще увянуть не успев,/ Его душа была согрета/ Приветом друга, лаской дев;/ Он сердцем милый был невежда,/ Его лелеяла надежда,/ И мира новый блеск и шум/ Еще пленяли юный ум. 4) Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/ Исполнись волею моей,/ И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей.
6. Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые.
Гадать на кофейной гуще, привести к одному знаменателю, зайти в тупик, зеленая улица, смотреть сквозь пальцы.
7. Определите, в каких случаях допущены ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Грустя напрасно и бесплодно,/ Не пригревай змеи в груди/ И в дом мой смело и свободно/ Хозяйкой полною войди! (Н.) 2) Сводом каменным кажется небо,/ Уязвленное желтым огнем,/ И нужнее насущного хлеба/ Мне единое слово о нем. (Ахм.) 3) Голова до прелести пуста,/ Оттого что сердце – слишком полно!/ Дни мои, как маленькие волны,/ На которые гляжу с моста. (Цв.) 4) Все товарищи уснули,/ А меня не гнет ко сну./ Дай-ка лучше в карауле/ На крылечке прикорну. (Твард.) 5) Он держал всю семью в руке. 6) От смеха живот надорвал.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
- Боженкова Р. К. Боженкова Н. А. Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. Учебник. — М.: Флинта, 2011. — 608 с. http://www.knigafund.ru/books/114172
- Риторика и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Введенская , Л. Г. Павлова. — 18е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 538 с. — (Высшее образование). Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для бакалавров / под общ. ред. В.Д. Черняк. — 2-е изд. — М : Издательство Юрайт, 2012. — 495 с. — (Бакалавр. Углубленный курс.).
- Воителева, Т. М. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.С. Антонова. — М. : Издательский центр "Академия", 2012. — 400 с.
Дополнительная литература:
1. Аннушкин В.И. Акишина А. А., Жаркова Т. Л. Знакомиться легко, расставаться трудно. Интенсивный курс русского речевого общения.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2005
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003
4. Жуковская Е.В. Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи. М., 2004
5. Щербинина Ю. В. Русский язык: речевая агрессия и пути ее преодоления. М., 2004
6. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2-е изд.,испр. и доп., М. 2006
7. Введенская Л.А. Культура речи: учебник. — 5-е изд., М. 2004
8. Гойхман О.Я.,Гончарова Л.М.,Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи Учебник. 2-е изд.,перераб. и доп., М., 2007
9. Голубева А.В., Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М. 2006
10. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М., 2005
11. Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
12. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М., 2003.
13. Львов, М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов вузов / М.Р.Львов. – М., 2003.
14. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура речи: практикум. М., 2004.
15. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика. М., 2004.
16. Орфоэпический словарь / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М., 2003.
17. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э.Розенталь. – М., 2003.
18. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2003.
19. Русский язык и культура речи:Учебник/Под ред.В.И.Максимова. М. , 2005
Литература для самостоятельной научной работы:
1. Браим И.Н. Этика делового общения. Мн., 1999.
2. Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб., 1996.
3. Вансовская Л.И. Практикум по технике речи. СПб., 1997
4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
6. Гохман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
7. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1995.
8. Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г.Костомаров. – М., 2000.
9. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – 4-е изд. – М., 2002.
10. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф.Иванова. – М., 2004.
11. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
12. Касаткин С.Ф. Обратная связь в устном выступлении.М.,1994.
13. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Речевое мастерство лектора. М., 1999.
14. Кузнецов И.Н. Риторика. Минск. 2000.
15. Львов М. Р. Риторика. М., 1995.
16. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.
17. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.
18. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. М., 1993.
20. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1996.
21. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.
22. Фишер Р., Юри Г. Путь к согласию. Переговоры без поражения. М., 1990.
23. Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительности речи. М.,1995.
24. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992
25. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. М,. 1998
Справочная литература:
1. Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русскою языка. — М,. 1994.
2. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998.
3. Волгина II.С., Светлышева В.П. Орфография и пунктуация: Справочник.- М.,1993.
4. Гобачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения. — СПб., 2000.
5. Львов М. П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. – М.: 1997
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999.
7. Орфографический словарь русского языка. — М., 1991.
8. Орфографический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы. — под ред. Р.И. Аванесова. — М.. 1989.
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. -М, 1987.
10. Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995) / Под ред. Земской Е.А. – М.: 1996
11. Словарь синонимов русского языка /Под ред. Евгеньевой А.П. М., 2001
12. Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой. – С-Пб, 1995
13. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII — XX вв. — под ред. А И, Федорова. — М.. 1995.