Выдержка из текста работы
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями, как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой области теоретические построения должны, прежде всего, основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок.
Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов.
Прокурорский надзор – основная функция органов прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства.
Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей.
Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем прокуратура своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.
Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику.
1) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства . Это законодательное установление подчеркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанной с исполнением требований законов иными государственными органами (налоговых инспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.). В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.
2) Ограниченность, «усеченностъ» полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Так, прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов. Отдельные процессуальные решения прокурора, включая выдачу санкций на заключение лица под стражу, на продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, подконтрольны суду и могут быть отменены или изменены судом. Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются не прокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протесты прокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают по ним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.
Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Это выражено в законодательном закреплении направлений деятельности органов прокуратуры (ст. 4 Закона о прокуратуре).
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением нормативных правовых актов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.
Реализуя возложенные на нее законом задачи, прокуратура осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1) надзор за:
· точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства);
· исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
· исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
· соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
· соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
2) координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;
3) предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом;
4) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы по трем видам. Первый вид образуют первое направление – надзор за точным иединообразным исполнением нормативных правовых актов, который в свою очередь включает пять видов деятельности, именуемых отраслями прокурорского надзора.
Второй вид включает второе и третье направления, характерные для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью.
Третий вид составляют два важнейших участка работы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.
правовой прокуратура государство законность
2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
· проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
· давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;
· продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;
· давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;
· требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
· знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;
· принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;
· требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:
1) опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;
2) в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;
3) составляют протоколы об административных правонарушениях;
4) выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
5) выносят постановления о возбуждении уголовного дела.
Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции.
В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:
1) о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;
2) о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;
3) о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;
4) о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.
В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора.
Особенного внимания заслуживают решения органов дознания и следствия, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования, относящимся к предмету надзора, и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел.
Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.
К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОВД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:
· письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
· письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности;
· представление об устранении выявленных нарушений закона;
· протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД;
· возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании негласных оперативно-розыскных материалов, является актом надзора как за законностью ОРД, так и за исполнением процессуальных законов органами дознания или следователем, принявшим необоснованное решение. Если они не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст. 34,174 УПК.
3. ЗАДАЧА
Согласно части 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Таким образом, прокурор должен составить предписание об устранении нарушений законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
Прокурор _____________________ района г.___________ советник юстиции ____________________(Ф.И.О.) в результате проверки в уголовно-исполнительной инспекции, проходившей «____»_____________20___г. (акт проверки №___ от «____»_____________20___г.)
УСТАНОВИЛ следующее:
осужденные к исправительным работам Иванов и Сидоров, работавшие на мотороремонтном заводе, уволены по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции, что является нарушением законодательства Республики Беларусь, а именно части 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Руководствуясь часть 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»,
ПРЕДПИСЫВАЮ:
1. Немедленно устранить выявленное нарушение законодательства, а именно:
– администрации мотороремонтного завода в установленном законодательством Республики Беларусь пересмотреть решение об увольнении по собственному желанию Иванова и Сидорова, т.е. либо отменить незаконное увольнение, либо получить разрешение уголовно-исполнительной инспекции на увольнение Иванова и Сидорова;
– руководству уголовно-исполнительной инспекции принять меры к недопущению подобных ситуаций, для чего провести мероприятия по информированию руководства предприятий и организаций, на которых работают осужденные к исправительным работам, о правилах их приема-увольнения.
2. Сообщить о проведенных мероприятиях мне лично в письменном виде.
Прошу учесть, что предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю (согласно части 4 статьи 41 закона республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.
2. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1666.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 226-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 4. – 2/1778.
4. Кеник, А.А. Прокурорский надзор / А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.
5. Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; Под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.