Выдержка из текста работы
Самостоятельная работа студентов является одной из ведущих форм обучения студентов. Она предполагает углубление познания и закрепление учебного материала изучаемой дисциплины.
На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы, расширяющие познания основных плановых лекционных тем курса антикризисного управления. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на семинарских занятиях, в период аттестации и зачетов.
Самостоятельная работа выполняется студентами очного и заочного отделения. Ее выполнение предполагает знание студентами основного лекционного материала учебного курса по дисциплине «Диагностика кризисного состояния».
Поэтому в начале методических указаний изложено плановое содержание дисциплины, предусмотренное рабочей программой, а после приведен список вопросов для самостоятельного изучения.
Одной из целевых задач процесса подготовки экономистов-менеджеров по специальности «Антикризисное управление» является развитие навыков у студента самостоятельной работы с нормативными правовыми актами отчетной, статистической и плановой документации, методическими материалами, учебной и научной литературой. Решение этой задачи требует систематического творческого участия студента в учебном процессе.
Самостоятельная работа по дисциплине «Диагностика кризисного состояния» реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических занятиях, при выполнении контрольных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач, при подготовке к студенческим конференциям, в процессе участия в научно-исследовательских работах.
При изучении дисциплины «Диагностика кризисного состояния» организация СРС предполагает единство трех взаимосвязанных форм:
1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
2. Внеаудиторная самостоятельная работа;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков; выполнение контрольных заданий и других письменных работ на заданные темы. Студент имеет право выбора темы и возможность получать консультации у преподавателей смежных дисциплин. При этом особое внимание должно быть уделено: подбору и изучению литературных источников; разработке и составлению различных схем; проведению аналитических расчетов и решению конкретных задач.
Индивидуальное задание, направленное на развитие у студентов самостоятельности, инициативы и творчества, может быть выдано как отдельному студенту, так и части студентов группы. Формой индивидуального задания могут быть: выполнение курсовых проектов и работ, подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории преподаватель контролирует усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме деловой игры, сценарного решения проблемных вопросов и т.д.
На практических занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
Практические занятия преподаватель строит следующим образом:
1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены);
2. Беглый опрос по основным вопросам тематического занятия;
3. Решение 1-2 типовых задач у доски, либо представление и обсуждение рефератов, докладов по заданным темам;
4. Самостоятельное решение задач;
5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего) либо обсуждение проблем рассмотренной тематики.
Так как учебная дисциплина «Диагностика кризисного состояния» изучается на старших курсах, то из различных форм СРС для практических занятий наилучшим образом подходит решение ситуационных задач, разбор тестовых заданий, связанных с уточнением экономической сущности кризиса и риска, системы показателей и критериев их оценки, выработки стратегических и тактических мероприятий антикризисного управления. Возможно применение деловых игр, тематика которых может быть связана с конкретными направлениями предупреждения кризисов и финансового оздоровления предприятия, включая задачи сценарного анализа актуальных вопросов антикризисного регулирования. Цель деловой игры – дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения в сценарных условиях проработки проблем.
При проведении практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
В ходе самостоятельной работы студент может:
освоить дополнительный теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);
закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки управленческого решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т.д.).
Используемые формы контроля:
Тестирование;
Проверка контрольных работ, задач (с целью экономии времени преподавателя на проверку студенту может быть рекомендовано заполнить матрицу с ответами);
Доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);
Веерный экспресс-опрос;
Отчет по результатам выполненного проекта (индивидуального или группового).
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы :
· аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
· внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине отражен в рабочей программе и составляет:
Виды за-нятий и контроля |
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
Очно-заочная форма обучения |
|||
полная про-грамма |
сокращенная программа |
полная про-грамма |
сокращенная программа |
полная про-грамма |
сокращенная программа |
|
СРС |
66 |
86 |
92 |
С учетом целей и задач учебной дисциплины «Диагностика кризисного состояния», обозначенных в рабочей программе по предмету, можно предусмотреть следующие элементы СРС:
Группа СРС |
Формы СРС |
1.Самостоятельная работа, обеспечи-вающая подготовку к текущим аудиторным занятиям |
1.1.Решение задач и упражнений. 1.2.работа с конспектом лекций. 1.3.Работа над учебным материалом, в том числе учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой, предусмотренной рабочей программой дисциплины и курсом лекций. 1.4.Работа со словарями и справочниками. 1.5.Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, подготовка докладов. 1.6.Составление тематических кроссвордов, составление библиографии по оговоренным темам. 1.7.Ответы на контрольные тестовые вопросы. |
2.Поисково-аналитическая работа |
2.1.Решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм. 2.2.Анализ статистических и фактических материалов по заданной теме. 2.3.Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса. |
3.Научная работа |
3.1.Подготовка сообщений и докладов к научной студенческой конференции. 3.2.Аналитический разбор научной публикации. |
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Диагностика кризисного состояния»
Виды СРС |
Руководство преподавателя |
Для овладения знаниями: |
|
Конспектирование |
Выборочная проверка |
Графическое изображение структуры текста |
Выборочная проверка |
Работа со словарями и справочниками |
Проверка составления глоссария |
Для закрепления и систематизации знаний: |
|
Реферирование литературы |
Разработка тем и проверка |
Аннотирование книг, статей |
Образцы аннотаций и проверка |
Выполнение заданий поискового исследовательского характера |
Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме |
Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента |
Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации |
Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой |
Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции |
Участие в работе семинара: под-готовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, эссе, выполнение заданий |
Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий |
Для формирования знаний: |
|
УИРС и НМРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой работ |
Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими. Разработка контрольных заданий, проверка |
Контрольная работа – письменное выполнение |
Разработка заданий, проверка. |
2. Тематическое содержание дисциплины «Диагностика кризисного состояния».
№ |
Темы |
Содержание темы |
Вид занятия |
1 |
Содержание и основные направления диагностики кризисного состояния предприятия (организации) |
Содержание, предмет, объект и основные направления диагностики. |
лекция |
Основные финансовые коэффициенты оценки неплатежеспособности организации |
практика |
||
2 |
Антикризисная диагностика внешней и внутренней среды предприятия |
Экономическая сущность внешней и внутренней среды предприятия, основные факторы их определяющие. Матрица оценки неопределенности внешней среды. |
Лекция |
Анализ факторов внешней и внутренней среды. |
практика |
||
3 |
Система методов диагностики и выработки защитных мер антикризисного управления |
Методы горизонтального и вертикального анализа баланса предприятия. Методы диагностики ликвидности баланса и финансовой устойчивости, а так же вероятности банкротства (Модель Э. Альтмана и У.Бивера). |
Лекция |
Решение задач. |
практика |
||
4 |
Антикризисная диагностика финансового состояния предприятия |
Система финансовых показателей и критериев оценки платежеспособности предприятия, его финансовой устойчивости и деловой активности. |
Лекция |
Решение задач. |
практика |
||
5 |
Диагностика ухудшения финансового состояния организации по методике ФСФО РФ |
Содержание и экономическая характеристика основных финансовых показателей платежеспособности и алгоритмы их расчета. |
лекция |
Ситуационный анализ неплатежеспособности |
практика |
||
6 |
Многофакторная диагностика вероятности кризисной ситуации |
Многофакторные модели оценки вероятности наступления кризиса |
лекция |
Критиерии оценки вероятности кризиса (банкротсво) по модели Э.Альтмана и У. Бивера |
практика |
||
7 |
Диагностика основного и оборотного капитала (ОК и Об.К) организации |
Анализ общей величины ОК и Об.К, их структуры по основным статьям бух.учета и источникам формирования. Система показателей, характеризующих производственную мощность, величину основных средств организации и эффективность их использования; оборачиваемости Об.К и эффективность его использования. |
лекция |
Расчет основных показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств. Анализ их влияния на кризисное состояние организации. |
практика |
||
8 |
Диагностика инвестиционной привлекательности в антикризисном управлении |
Анализ воспроизводства основного и оборотного капитала. Методы, система показателей и критерии диагностики инвестиционной привлекательности предприятия. |
лекция |
Расчет показателей оценки экономической эффективности инвестиций в основной и оборотный капитал с учетом метода дисконтирования |
практика |
||
9 |
Обобщающая комплексная диагностика эффективности финансовых результатов кризисного предприятия |
Анализ экономического потенциала. Условия ухудшения финансового состояния и финансового оздоровления предприятия. Комплексная диагностика резервов производства и повышения финансового состояния. |
лекция |
Экстенсивные и интенсивные факторы в развитии кризиса |
практика |
4. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу студента по учебной дисциплине.
1. Диагностика кризисного состояния – основа антикризисного управления предприятием.
2. Диагностика внешней и внутренней среды предприятия в антикризисном управлении.
3. Методы диагностики кризисного предприятия.
4. Система финансовых показателей в диагностике кризисного состояния предприятия.
5. Многофакторные модели диагностики вероятности банкротства предприятия.
6. Диагностика производственного и экономического потенциалов кризисного предприятия.
7. Методы, система показателей и критерии диагностики инвестиционной привлекательности предприятия.
8. Комплексная диагностика резервов производства и повышение финансового состояния кризисного предприятия.
4. Задания по вопросам, выносимые на самостоятельную работу студента.
4.1. Диагностика кризисного состояния – основа антикризисного управления предприятием.
Изучить:
· содержание диагностики неплатежеспособности предприятия;
· диагностика фиктивного и преднамеренного банкротства;
· основные направления диагностики кризисного состояния предприятия.
Проанализировать:
· возможности методов горизонтального и вертикального анализа бухгалтерской отчетности предприятия для оценки ухудшения его финансового состояния.
Рекомендуемая литература:
1. Антикризисное управление: Учебник/под ред.проф. Э.М.Короткова. – М: ИНФРА-М, 2007, с.113-129.
2. Антикризисное управление: Учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – М: Омега-Л, 2007, с.96-119.
3. Потемкин А.И., Потемкин П.И., Новикова Н.Г. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием (экономико-правовые основы): Учебник. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004, с.52-53.
4.Дорофеев В.Д., Левин Д.И. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие.-Пенза, изд. Пензенского Института Экономического развития и антикризисного управления, 2006, 207с. (Акт УИОТ от 08.05.2007, №2207, ист.: http://window. Edu. Ru./Window-catalog/files/r 36894/stup 120.pdf.)
4.2. Диагностика внешней и внутренней среды предприятия в антикризисном управлении.
4.3. Методы диагностики кризисного предприятия.
4.4. Система финансовых показателей в диагностике кризисного состояния предприятия.
4.5. Многофакторные модели диагностики вероятности банкротства предприятия.
4.6. Диагностика производственного и экономического потенциалов кризисного предприятия.
4.7. Методы, система показателей и критерии диагностики инвестиционной привлекательности предприятия.
4.8. Комплексная диагностика резервов производства и повышение финансового состояния кризисного предприятия.
5.Перечень контрольных вопросов по дисциплине
1. Основное содержание, предметы и объекты диагностики кризисного состояния организации.
2. Основные направления диагностики кризисного состояния организации.
3. Финансовый анализ — важнейший инструментарий диагностики кризисного состояния.
4. Экспертные и аналитические методы диагностики кризисного состояния.
5. Роль методов горизонтального и вертикального анализа бухгалтерской отчётности для выявления динамики кризисного состояния.
6. Основное содержание, алгоритм расчёта и возможности для диагностики кризисного состояния организации коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.
7. Основное содержание, алгоритм расчёта и возможности для диагностики кризисного состояния организации коэффициентов утраты платежеспособности и восстановления платёжеспособности.
8. Использование многофакторных моделей для диагностики кризисного состояния.
9. Модель Э.Альтмана для диагностики вероятности банкротства организации.
10. Определение вероятности наступление кризисов по пятифакторной модели У.Бивера.
11. Что собой характеризует коэффициент Бивера?
12. Основное содержание финансового леверджа. Что собой характеризует показатель «уровень финансового леверджа? Условия оценки кризисного состояния с его помощью.
13. Основные критерии оценки неплатежеспособности организации и утраты платежеспособности.
14. Основные направления углубленной диагностики неплатежеспособности организации по бухгалтерской отчетности.
15. В чем специфика и важность диагностики оборотного капитала с позиции кризисного состояния организации?
16. Диагностика обеспеченности собственными средствами общей величины оборотных активов.
17. Система показателей оборачиваемости оборотных активов и их использование для диагностики кризисного состояния.
18. Что собой характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств? Его роль в диагностике кризисного состояния организации.
19. Анализ общей величины и структуры основного капитала в диагностике кризисного состояния организации.
20. Система показателей оценки эффективности использования производственной мощности и основных средств организации в диагностике кризисного состояния.
21. Основные направления анализа основного капитала в диагностике кризисного состояния.
22. Сущность и роль воспроизводства основного и оборотного капитала кризисного предприятия.
23. Основной источник воспроизводства основных фондов кризисной организации.
24. Роль инвестиций для воспроизводства основных и оборотных фондов. Оценка средневзвешенной цены финансовых источников инвестиций.
25. Человеческий капитал. Особенности диагностики его воспроизводства.
26. Методы и показатели оценки стоимости человеческого капитала.
27. Расчет динамики показателей эффективности, использования человеческого капитала организации по бухгалтерской отчетности.
28. Экономический потенциал организации, его сущность и условие некризисного развития.
29. Формализованное и графическое представление эффективности использования экономического потенциала организации.
30. Комплексная оценка резервов производства. Основные направления анализа резервов и факторы их определяющие.
31. Важнейшие факторы экстенсивного развития производства, ухудшающие кризисное состояние организации.
32. Важнейшие факторы интенсивного развития производства, способствующие выходу из кризиса организации.
33. Комплексная диагностика резервов выхода организации из кризиса.
34. Графическое представление резервов и дополнительной потребности в ресурсах производства при интенсивном и экстенсивном пути развития.
35. Основные направления анализа финансового состояния организации по методике ФСФО РФ.
36. Характеристики, порядок расчета и анализа показателей: степень платежеспособности общая; коэффициент задолженности по кредитам банков и займам и коэффициент внутреннего долга.
37. Характеристика, порядок расчета и анализа показателей: степень платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами.
38. Собственный капитал в обороте. Расчет и анализ коэффициентов обеспеченности собственными средствами, автономии и обеспеченности оборотными средствами.
39. Характеристика, расчет и анализ показателей, рентабельности оборотного капитала и продаж.
40. Характеристика, расчет и анализ показателя: эффективность внеобортного капитала и коэффициент инвестиционной активности.
41. Значение финансовых коэффициентов для диагностики кризисного состояния.
5. Список литературы
5.1. Основная литература:
1. Антикризисное управление: Учебник/под ред.проф. Э.М.Короткова. – М: ИНФРА-М, 2007-620с.
2. Антикризисное управление: Учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – М: Омега-Л, 2007-356с.
3. Любушкин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : Учебное пособие – М. : ЮИИТИ – ДАНА, 2005
4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. – М.: Т.К. Велби, Издательство Проспект, 2007
5. Потемкин А.И., Потемкин П.И., Новикова Н.Г. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием (экономико-правовые основы): Учебник. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004. – 324 с.
5.2. Дополнительная литература:
6. Бобылева .З. Финансовые управленческие технологии : Учебник – М.: ИНФРА – М, 2004
7. Зуб А.Т. ,Панина Е.М. Антикризисное управление организацией: учеб.пособие. – М.: ИД « ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007
8. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами – М.: Финансы и статистика
9. Черникова Ю.В., и др. Финансовое оздоровление предприятий : Теория и практика : Учеб. – практическое пособие. – М.: Дело,2005
5.3. Электронные ресурсы:
10. Антикризисное управление: Методические указания к семинарским занятиям и варианты контрольных работ/сост.Е.М. Короткова.-Тамбов: изд. Тамбовского Государственного технического университета, 2004г., 36 с.(Акт УИОТ от 13.02.2007, №1714, Источник: http://Window.edu.ru./window -catalog/files/4828/2004/korol.pdf)
11.Дорофеев В.Д., Левин Д.И. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие.-Пенза, изд. Пензенского Института Экономического развития и антикризисного управления, 2006, 207с. (Акт УИОТ от 08.05.2007, №2207, ист.: http://window. Edu. Ru./Window-catalog/files/r 36894/stup 120.pdf.)