Выдержка из текста работы
В настоящее время Болонский процесс, который начался в 1999 году и, завершение которого намечено к 2010 году, уже прошел половину своего пути, Исполнилось 5 лет с момента запуска проекта после подписания европейскими министрами Болонской декларации. Наряду с развитием Болонского процесса, который привлекает к себе все больше и больше стран и сосредотачивается на основных своих целях, проект Тюнинг тоже расширяет свою деятельность, завоевывая все новые географические зоны и разрабатывая стратегии, отвечающие увеличивающейся сложности понимания задач высшего образования.
Проект вовлечен в Болонский процесс и тесно сотрудничает с основными его участниками. Тюнинг должен создать такую образовательную систему, в которой высшие учебные заведения, их профсоюзы, их профессорско-преподавательский состав и студенты на основе своих знаний и опыту должны разработать соответствующие и конкретные стратегии для инноваций. Этот процесс должен служить своего рода направляющим вектором для вузов, которые, в свою очередь, эффективно, систематично и согласованно изыскивают и предлагают новые возможности в ответ на те вызовы, которые порождаются в процессе Европейской интеграции и, следовательно, в сфере высшего образования.
Эта книга раскрывает итоги второй стадии проекта Тюнинг. Также эту информацию можно просмотреть в интернете и заодно найти итоги проекта первой фазы. В данном разделе мы бы хотели Вам раскрыть Тюнинг в общем, аспекте инноваций в поисках путей улучшения качества высшего образования, и, во-вторых, описать содержание книги.
Для проекта была создана экспертная группа, состоящая из высококвалифицированных специалистов из 135 престижных вузов 27 стран. Проект обеспечил четкую программу по вопросам определения и выработки как пилотных предметов, так и по вопросам, касающимся высшего образования в целом. В результате тщательно продуманного и организованного процесса обсуждения в экспертной группе, было достигнуто более глубокое понимание сущности степенных программ на государственном и международном уровнях. Были выявлены общие и различные признаки этих программ. Проект доказал, что является эффективным путем достижения международного консенсуса, при этом уважаются (и используются в позитивных целях) разнородность традиций образовательных систем, специфичность опытов и сущность различных предметов.
Во время своего запуска Тюнинг создал общий язык, а именно – согласованный глоссарий и концепции. Это помогает диалогу между разными образовательными традициями, облегчает взаимное понимание и способствует открытости между университетами и другими участниками процесса, как например, общество. Это стимулирует процесс мышления, развития и инноваций в учебных программах. Это сложный и требующий много внимания процесс, но в конечном счете это окажется очень полезным и заслуженным.
Болонский процесс, также как и Лиссабонский, пытается сделать и укрепить единую, сильную европейскую образовательную систему для дальнейшего укрепления единой европейской экономической зоны. Эти усилия поддерживаются и продвигаются очень сильными университетами. Важность университетов и институтов отметили не только министерства образования, но и другие ключевые участники процесса. Например, в документах Еврокомиссии «О Роли университетов в образованном обществе (2003)», или «О мобилизация интеллектуальной мощи Европы и активизации университетов для их полного участия в Лиссабонском процессе (2005)».
Студенты посредством Европейской организации ESIB и других студенческих ассоциаций признали центральную роль университетов в создании подходящих стратегий для новшеств. Такие участники как профессиональные организации и работодатели стали как никогда больше интересоваться вузами. Задачей таких организаций как ENQA становится стимулировать развитие и сохранение качества университетских программ.
Специфической ролью Тюнинга стала стимуляция и объединение знаний и опытов академиков для построения единой европейской образовательной зоны. Основная работа проекта обращена на конкретные предметы. Разрабатывать учебный план могут только профессоры, которые имеют отличные знания и опыт в обучении и исследовании, а также могут гарантировать качество этого плана на международном уровне.
Первая фаза
В первой фазе (2000-2002) была выработана методология по разработке степенной программы, где результаты обучения выражаются в компетенциях, а нагрузка студентов – в кредитах. Результаты этого процесса можно найти в специальных публикациях и в интернете.
В этом проекте основное внимание было уделено степенной программе. Основу этой программы должны были составить дискуссии наиболее значимых участников, таких как академиков, студентов, выпускников, работодателей и профессиональных организаций. При этом, последние выражают интерес общества. В обязанность профессорско-преподавательского состава входит рассмотрение каждой учебной программы с точки зрения подготовки студентов для их будущей карьеры.
Хотя проект уделяет большое внимание построению и развитию знаний и навыков в области конкретных предметов, он не забывает о важности развития общих компетенций и передаваемых навыках. В настоящее время именно эти компетенции считаются наиболее нужными в трудоустройстве, и их можно перечислить: межличностное общение, способность работать в команде, самостоятельность, способность адаптации к новым ситуациям. В ходе беседы выпускники еще раз отметили важность общеакадемических компетенций. Хотя подходы этих групп были разными, они следовали единой процедуре получения результатов. И в ходе данной работы был найден консенсус, построенный на главных задачах каждой из дисциплин. Стало ясно, что все эти документы жизнеспособны и должны дальше развиваться, так как образование – это динамическая деятельность, которая постоянно развивается и ищет новшества.
В первой фазе огромное влияние было уделено роли кредитов. Проект 1 установил, что ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система перевода кредитов) должна стать единой кредитной системой для Европы и должна быть внедрена в национальные образовательные системы.
Также, в первой фазе особенно внимательно рассматривалась роль каждого из предметов. Проект установил, что ECTS должна стать единой кредитной системой для Европы и должна быть внедрена в национальные образовательные системы. Однако, проект считал, что ECTS должна была быть доработана. В итоге было решено заменить систему перевода кредитов на систему перевода и накопления кредитов , причем обеспечив кредитам статус их абсолютности, а не относительности, как это было на первой стадии проекта, что в итоге позволило бы им спокойно переводиться из одного университета в другой. Также, кредиты должны были показывать результаты обучения студентов. А эти результаты должны были выражаться в компетенциях. Вклад проекта в систему перевода и накопления кредитов детально описан в руководстве ECTS, опубликованном Европейской комиссией летом 2004 года.
В рамках проекта были определены термины результатов обучения и компетенций для простоты и ясности понимания всеми.
Определение: Þ Результаты обучения – формулировки того, что обучающийся должен знать, понимать и демонстрировать после завершения процесса обучения. Они могут относиться как к курсу или модулю, так и к любому периоду обучения. Результаты обучения показывают требования кредитов. Они формируются профессорско-преподавательским составом. Þ Компетенция — динамичная комбинация мировоззрения, знаний, умений и навыков. Развитие такой компетенции – задача образовательных программ. Компетенция формируется по разным дисциплинам и на разных этапах обучения. Компетенции получают студенты. Þ Результаты обучения выражаются в компетенциях. Компетенции могут быть выше уровня желаемых результатов обучения. |
Развитие проекта
После окончания первой фазы, проект продолжал развиваться по многим направлениям, и были достигнуты определенные успехи. Многие утверждают, что цели, и задачи Тюнинга полностью отвечают общеевропейской образовательной системе, и что проект всегда отмечать важную роль институтов и их профессорско-преподавательского состава.
Самым важным событием можно отметить Болонскую конференцию, которая произошла в Берлине в сентябре 2003 года. Приоритеты, которые были озвучены в Берлине, показывают, что степенные программы являются самой важной частью Болонского процесса, и что качество этих степеней должно отвечать всем требованиям. Также отмечалась важность конкурентоспособности и сопоставимости этих степенных программ. Министры, собравшиеся в Берлине, отмечали, что степени должны показывать нагрузку студентов, уровень знаний, результаты обучения и компетенции.
Следствием Берлинской конференции явилось создание EFQ (European Qualifications Framework) — Европейской квалификационной организации, которая поддерживала проект Тюнинг. Эта организация использовала результаты проекта JQI (Joint Quality Initiative). JQI вывела критерии, по которым различали циклы между собой; эти критерии известны как «Дублинские показатели» (Dublin description). Изначально считалось, что JQI обращала внимание на сопоставимость циклов, в то время как проект пытался описать степенные программы с точки зрения конкретных дисциплин. Основной задачей этих трех организаций является сделать Европейскую образовательную систему более открытой. В этом отношении EFQ — большой шаг вперед, потому что она дает путь созданию национальных образовательных программ на базе компетенций и результатов обучения. Мы также можем отметить, что существует параллель между EFQ и Тюнинг, которая отмечает важность диалога вузов и общества, где EFQ обращает внимание на высшее образование в целом, а Тюнинг — на степенные программы.
Доклад EFQ был одобрен на Болонском семинаре Европейской Комиссией в Копенгагене в январе 2005 года и принят на саммите министров, проведенном в Берлине в мае 2005 года. Для проекта Тюнинг наиболее важными оказались работы проведенные на этом саммите Ирландией по взамоотношениям профтехобразования и высшего образования, а также Англией по вопросу определения важности роли результатов обучения, и Латвией и Советом Европы о признании учебы.
Следующим важным шагом в развитии проекта явился доклад Европейской Ассоциации развития качества вузов, который основывался на внешнем и внутреннем признании гарантии качества вузов. Эта Ассоциация отмечает европейскую культуру качества образования, которая так важна для самого проекта. В рамках проекта был создан проект Латинской Америки в процессе тесного сотрудничества Министров образования и Ректоров вузов Латинской Америки и Европы. В настоящее время в проект вовлечены 62 университета из Латинской Америки, в ближайшее время ожидается увеличение до 182 университетов. Успех в этих странах покажет возможность внедрения ECTS на мировом уровне.
Нужно также отметить проект Erasmus-Mundus, который уделяет внимание магистерским программам обучения. Он старается улучшить качество и обеспечить обмен студентами между образовательными учреждениями практически всех стран мира. Для этого требуется развитие учебных программ и соглашение всех партнеров в отношении общих компетенций и результатов обучения. Вся деятельность проекта направлена на переориентацию вузов с исходными подходами, направленными на профессорско-преподавательский состав, на новые подходы, направленные на студентов. Во второй фазе проекта основное внимание уделяется подходам изучения, обучения, оценки и улучшения качества степенных программ.
Этот подход, направленный на студентов, а именно на то, что он должен и будет знать, и что он должен делать после обучения, требует изменения ролей профессорско-преподавательского состава и студентов к традиционным академическим пониманием этих слов. На практике должен быть найден баланс между предметами и академическими компетенциями и должны быть найдены пути их развития. В настоящее время можно увидеть полезность использования обще академических компетенций в рамках построения пилотных степенных программ. Существует ряд институтов, которые рассматривают наиболее лучший способ формирования, развития и измерения общих компетенций. Проект пытался определить, каким образом компетенции должны изучаться, преподаваться и оцениваться.
В будущем
В Бергенском журнале европейские министры образования подтвердили обязанности и особенность роли вузов следующими словами: «Мы отмечаем важную роль вузов, их профессорско-преподавательского состава и студентов как партнеров в Бергенском процессе. В настоящее время их роль усиливается, потому что сейчас законодательные базы реформируются, и мы поощряем их дальнейшее действие в утверждении ЕНЕА. Мы приветствуем участие вузов Европы в этом процессе, и мы принимаем необходимость изменения учебных программ и новых способов обучения и изучения, в чем Европа как никогда нуждается».
Министры также отметили важность сотрудничества вузов, работодателей, социальных партнеров и других участников между собой. Это подчеркивает важность диалога, которая является основным элемента Тюнинга. А это в свою очередь поощряет следующий саммит, намеченный к 2007 году, где будут обсуждаться степенные программы, гарантии качества, признание степеней и периоды обучения.
Следующим важным изданием является доклад “The Тrend IV”, где также отмечают важность роли вузов. Доклад отмечает критический момент для Болонского процесса, который лежит в исполнении реформ учебных программ. Выражено беспокойство о том, что для этого требуется очень много усилий, работы и качественный профессорско-преподавательский состав. Доклад также отмечает важность включения в учебные программы результатов обучения. В нем говорится, что Тюнинг играет важную роль в присвоении кредитов дисциплинам, которые показывали бы степень нагрузки студентов.
Европейская комиссия также придает важность университетам в выполнении Лессобонской стратегии: сделать Европейскую образовательную систему конкурентоспособной и нацеленной на потребности общества. Доклад «Мобилизация интеллектуальной столицы Европы» представляет систему образования в Европе в мировом контексте и выделяет пути ее развития. В нем были отражены основные проблемы европейской системы образования, а именно изоляция и недостаточность общения с социальной и экономической средой.
Тюнинг старается найти общий язык для всех участников, чтобы облегчить международное понимание, и понять уникальность каждой из образовательных культур. В рамках проекта должны производиться разнообразные и автономные учебные программы на основе диалога с участниками.
Все верят в то, что Тюнинг станет полезным инструментом в будущем Болонского процесса. В настоящее время все разработанные планы проекта готовы к исполнению, и наступило время распространения результатов проекта, чтобы могли участвовать все заинтересованные институты.
Третьей фазой проекта является совместная работа Тюнинга, Erasmus-Mundus и профессиональных организаций, результаты которой ожидаются быть продуктивными; в 2005-2006 годах будут обсуждены конкретные результаты. Ожидаются крупномасштабные конференции на темы: «Использование компетенций и результатов обучения в 3-х цикличной системе», «Признание степеней и периодов обучения», «ECTS: кредиты и нагрузка студентов», «Подходы к обучению, изучению, оценке и улучшению качества». Все эти конференции принесут проекту широкую известность, помогут развиваться дальше и подготовить его к исполнению.
О книге
Данная книга разделена на 2 части. Первая обобщает результаты второй фазы Тюнинга, фокусируя внимание на развитии построения учебных программ и на их пилотность (передаваемость).
Первая глава описывает цели и задачи проекта Тюнинг в целом и его второй фазы в частности. Она также содержит объяснение методологии проекта.
Вторая глава описывает шаблоны для каждого предмета и содержит краткое содержание дисциплин. В будущем ожидается применение шаблонов по всем предметам.
Третья глава, под названием «Построение учебной программы и их пилотность» посвящается главным задачам построения и исполнения высококачественных учебных программ. Первая ее часть посвящается взаимоотношению между кредитами, результатами обучения и нагрузкой студента. Проект Тюнинг разработал методику определения нагрузки студента учебными программами. Также перечислены примеры лучшей мировой практики из серии степенных программ. Вторая часть показывает вклад проекта в решении вопросов о взаимосвязи желаемых результатов обучения и эффективных подходов к изучению, преподаванию и оценке.
Четвертая глава посвящается теме улучшения качества степенных программ. Данная глава описывает не только роль проекта в методологии разработки и внедрения пилотных степенных программ, а также предлагает пошаговое, качественное улучшение. Приводятся примеры разработок и внедрения степенных программ, а также примеры их оценки.
Во второй части книги описываются цели и задачи самих дисциплин, приводится перечень полезных интернет сайтов и глоссарии.
В проекте приняли участие академики почти со всех европейских стран, обладающие огромным опытом и талантом. Мы выражаем огромную благодарность всем участникам, которые были прямо или косвенно вовлечены в работу проекта. Мы благодарны за новые идеи, новые вопросы, новые решения и пути к открытому и конструктивному диалогу. Старые и новые участники доказали, что европейские академики еще в силах решать современные проблемы на международном уровне.
Также нужно отметить огромный вклад членов Комитета Управления, которые также участвовали во многих дискуссиях и проявили готовность и способность поиска консенсуса и подходящих результатов, которые были полезны для европейской образовательной системы
В частности мы хотим поблагодарить Анн Катерин Изаакс.
Спасибо всем международным организациям, в частности: ENQA, EURASHE, ENICINARIC, ESIB, EUA.
Выражаем искреннюю благодарность Европейской Комиссии и особенно Управлению Образования и Культуры не только за финансовую помощь, но и за их интерес, советы и участие.
Работа была бы немыслима без помощников Ингрид ван дер Меер, Пабло Бенетоне и Маида Марти Малета.
Спасибо всем!!!
Джулио Гонгалес
Роберт Вагенаар
Координаторы проекта Тюнинг
Ноябрь 2005 года.