Содержание
План:
Введение……………………………………………………………3
1.Росссия и ВТО: «за» и «против»………………………….…4
2.Росссия и ВТО: вопросы и ответы…………………………19
Заключение………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………24
Выдержка из текста работы
Финансовой разведки в России не существовало до ноября 2001 года Но «после событий 11 сентября 2001 года медлить с созданием такого органа было уже просто опасно для национальной безопасности России».
Финансовая разведка — совокупность методов сбора, обработки, хранения и анализа финансовой информации о компаниях, с которыми предприятие осуществляет прямое или косвенное взаимодействие (конкуренты, поставщики, покупатели). По мнению Алексея Горделяна, исполнительного директора Российского общества профессионалов разведки, финансовая разведка является частью нового для российского бизнеса стратегического инструмента — конкурентной разведки.
Она ведется на постоянной и непрерывной основе. При этом провести разграничение финансовой и конкурентной разведок достаточно сложно, поскольку даже данные нефинансового характера оказывают существенное влияние на управление финансами предприятия.
В прошедшем году Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) передала в правоохранительные органы 4277 материалов, содержащих сведения о более чем 120 тысячах сомнительных операций на сумму 770 миллиардов рублей. В этом году по статьям, связанным с отмыванием доходов, было осуждено 502 финансиста.
До конца сентября в Россию приедет более десятка экспертов ФАТФ для проверки свыше ста государственных и коммерческих организаций, от которых зависит финансовая дисциплина в стране. В эту всемирную антиотмывочную организацию входят 32 страны, которые обязаны проводить взаимные проверки. Россия как член ФАТФ должна следовать и выполнять все рекомендации.
Финансовая разведка в современной России: за и против
Мировая финансовая система переживает начальную фазу борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма, начатую немногим более 10 лет назад наиболее экономически развитыми странами во главе с США. Деньги в настоящее время это не только мера стоимости и всеобщий эквивалент, но также предмет для расследования и возможной конфискации. У нас в России эта важная правовая функция денег закреплена в Законе РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а реализация государственной политики на этом направлении возложена на новый в истории страны орган — финансовую разведку, официально именуемую теперь Федеральная служба по финансовому мониторингу (ранее известная как КФМ, ФСФМ, а ныне — Росфинмониторинг).
Финансовая разведка России сегодня — это мощная информационная и административная суперсистема в стадии своего становления. С началом ее работы такое фундаментальное и весьма ценностное для бизнеса понятие как банковская тайна отошло в область теории. Компьютерное оборудование ФСФМ (ныне Росфинмониторинга) ценой в миллионы долларов отнюдь не простаивает, и можно не сомневаться, что в базы данных финансовой разведки рано или поздно попадут все более или менее состоятельные граждане России, все предприятия, и практически все крупные или подозрительные сделки (точного определения последнего термина в законе не дано, приведен лишь примерный перечень подозрительных сделок, а следовательно, толкование и применение закона в этой части отдано на усмотрение самой финансовой разведке). Сегодня только банки передают в ФСФМ (Росфинмониторинг) ежедневно до 8 тыс. сообщений о подозрительных сделках своих клиентов! За два года работы в базах данных накоплено около 1,5 миллиона спецсообщений. И кто знает, когда «выстрелит» та или иная информация?
Но только ли борьбой с отмыванием грязных денег ограничится финансовая разведка? Вопрос риторический. ФСФМ (ныне Росфинмониторинг)– это совершенный и единственный в своем роде механизм для отслеживания и анализа финансовых потоков, причем потоков предельно адресных, и уже только поэтому эта структура является важнейшим источником информации для принятия экономических и политических решений на высшем государственном уровне.
И все таки основная задача ФСФМ (Росфинмониторинга) имеет сугубо прикладной характер. Служба наделена полномочиями головной и координирующей структуры в деле борьбы государства с отмыванием грязных денег, и основная ее функция формально находится именно в этой плоскости. Заметим, между прочим, что денежный след — это тоже след. Он может привести к выявлению и раскрытию основного, или первичного, по отношению к отмыванию преступления (что и ставится в качестве цели), а может и не привести. В последнем случае деньги и «грязными-то» назвать вряд ли будет можно. Но следить за огромными денежными потоками и распутывать петли финансистов финансовая разведка все равно будет в любом случае. Сделать российский бизнес прозрачным, вывести его значительнейшую часть из тени – вот сверхзадача финансовой разведки. Справедливости ради можно заметить, что в некоторых европейских странах финансовый контроль еще жестче. Так, в банках Германии действует система, позволяющая контролерам Федерального ведомства по надзору за финансовой деятельностью без ведома самих банков иметь доступ к информации о счетах клиентов……………..
Заключение
Не успели еще подсохнуть чернила на проекте нормативного акта об органе финансового мониторинга, как этот документ стал объектом всевозможных слухов и интерпретаций.
В принципе, опыт показывает, что различные вымыслы неизбежно сопровождают процесс формирования новых государственных структур. С этой точки зрения, необходимость в комментировании досужих разговоров на уровне «а мне сосед сказал» как бы отпадает сама собой. Но в случае с органом финансового мониторинга появились и публичные оценки. На страницах общенациональных газет и в эфире телеканалов. Некоторые из этих выступлений, на мой взгляд, основаны на неаргументированных доводах и по этой причине способны вызвать в общественном мнении неверное представление о целях и задачах «финансовой разведки».
Довод первый. В нашей стране уже имеются силовые структуры, занимающиеся выявлением и раскрытием финансовых преступлений. Поэтому создание аналогичного органа нецелесообразно и приведет лишь к наделению Генеральной прокуратуры контрольными полномочиями. Подобная точка зрения зиждется на изначально ошибочном понимании компетенции органов финансового мониторинга, которые, кстати, работают более чем в ста странах мира.
Во-первых, это не силовая структура. Основным предназначением данного органа является сбор и анализ информации о тех операциях с деньгами либо имуществом, которые, возможно, направлены на отмывание незаконных доходов либо на финансирование терроризма. Такого рода информация, как предполагается, будет переадресовываться спецслужбам, то есть уже упомянутым силовым структурам, для проведения проверочных действий.
Это означает, что ключевая функция «финансовой разведки» — аналитическая, а не контрольная, как это ошибочно преподносится через СМИ.
Во-вторых, решение о создании органа финансового мониторинга при Генеральной прокуратуре не принималось келейно. Это совместное решение, выработанное в ходе обсуждений и консультаций относительно казахстанской модели «финансовой разведки» представителями администрации президента, министерств финансово-экономического блока, юстиции, Национального банка, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также правоохранительных органов.
Довод второй. Ни в одной стране мира «финансовая разведка» не является придатком прокуратуры.
Если обратиться к международной практике, то можно выделить три основных типа подразделений финансового мониторинга: административный, правоохранительный и судебно-прокурорский. Замечу при этом, что ни один из них не подпадает под категорию «идеальный». У каждого имеются свои недостатки и преимущества. Иными словами, на данный момент не существует модели уполномоченного органа, пользующейся мировым признанием. Это прежде всего обусловлено различиями, и порой существенными, в устройстве системы государственной власти в разных странах.
Вопрос о государственной структуре, при которой следует создать подразделение финансового мониторинга, рассматривался коллегиально. Такой структурой выбрана Генеральная прокуратура, что обусловлено следующими факторами:
во-первых, именно прокурор в силу своих полномочий вправе получить необходимые сведения из банков и других финансовых учреждений без возбуждения уголовного дела;
во-вторых, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и международными договорами в области правового сотрудничества, прокуратура выступает органом правового сношения с другими государствами;
в-третьих, именно прокуратура наделена компетенцией по координации деятельности других правоохранительных органов: то есть прокурор определяет подследственность уголовных дел, дает обязательные для исполнения указания следственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, санкционирует их розыскные действия.
Надо также заметить, что идея создания финансового мониторинга при прокуратуре не является сугубо казахстанским изобретением. Данный тип «финансовой разведки» достаточно успешно действует в таких, например, странах, как Дания, Латвия, Кипр, Люксембург.
Довод третий. Законопроект о противодействии легализации незаконных доходов, разработанный Генеральной прокуратурой и предусматривающий создание органа финансового мониторинга, не прошел криминологическую экспертизу. Это обстоятельство создает условия для коррупции.
Автор данного заявления, по всей видимости, получил информацию от некомпетентных людей, но не затруднил себя перепроверкой слуха.
Согласованные со всеми заинтересованными органами законопроекты, которыми предполагается закрепить правовые основы механизма борьбы с отмыванием «грязных денег», прошли две экспертизы: научную правовую и криминологическую. После этого они были внесены на рассмотрение депутатов мажилиса парламента РК, где в данный момент и находятся.
Довод четвертый. В поле зрения государства попадет буквально каждая сделка.
Это ошибочное мнение. Законопроектом предусматриваются достаточно высокие пороговые значения, которые к тому же зависят от вида совершаемой операции.
В частности, по проекту закона изучению должна подвергаться информация об операциях, предмет сделки которых превышает сумму, равную либо превышающую эквивалент 30 тысяч долларов США.
Согласитесь, далеко не каждый гражданин Казахстана ежедневно совершает сделки с таким объемом финансовых средств.
Данная сумма не взята с потолка. Она определена с учетом требований действующего законодательства. Статья 21 Закона «О платежах и переводах денег» устанавливает, что платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном расчете.
Что касается операций с недвижимостью, а также ценными бумагами, то, учитывая их рыночную стоимость, предложено более высокое пороговое значение, которое составляет сумму, эквивалентную 100 000 долларов США. Повышение порогового значения для данной категории операций необходимо также для того, чтобы разгрузить орган финансового мониторинга от потока излишней информации.
Необходимо подчеркнуть, что практика других государств по определению порогового значения не является единой, но, как правило, это значение составляет сумму в пределах 10-15 тысяч долларов США.
Например, в Америке пороговое значение определено в размере 10 тысяч долларов, в Италии – 13 тысяч 500 евро, а в Канаде – 10 тысяч канадских долларов.
Довод пятый. «Финансовая разведка» поможет решить проблему отмывания «грязных денег», ее деятельность будет содействовать обеспечению безопасности нашей финансовой системы и пресечению каналов финансирования преступной деятельности.
А вот по данному доводу, тоже встречающемуся в прессе, никаких возражений не имеется.
Список литературы
1. Финансовое право: Учебное пособие/ А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2003 г.
2. www.advoc.biz
3. «Российская газета» — Центральный выпуск №4465 от 13 сентября 2007 г.
4. Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». — Примеч. редакции.
5. «Финансовая разведка»: доводы «за» и «против» 28.11.2005 / политика