Выдержка из текста работы
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
Налоговые поступления являются главным источником формирования доходов бюджетной системы любого государства.
Расширение самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путём бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными и местными бюджетами, а в структуре налоговой системе предусмотрены как федеральные, так и региональные и местные налоги.
Одним из региональных налогов в настоящее время является транспортный, поступления от которого должны использоваться на развитие транспортной инфраструктуры страны. Вопрос в данный момент является исключительно важным, поскольку сейчас выполняет только фискальную роль, а развитие дорожной сети оставлено без целевого источника финансирования. К тому же транспортный налог имеет большое социальное значение, так как затрагивает финансовые интересы десятков миллионов граждан, являющихся собственниками автомобилей, доходы которых различаются довольно сильно.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет и они пользуются им по доверенности.
Объектом исследования являются экономические отношения государства и физических и юридических лиц по поводу налогообложения специфического вида имущества — транспортных средств (на примере ИФНС России № 4 по г. Краснодару).
Цель работы: разработать мероприятия по совершенствованию администрирования транспортного налога.
Задачами исследования являются:
1.Изучить теоретические положения регионального налогообложения и налогообложения транспортных средств;
.Изучить основные элементы транспортного налога, особенности его администрирования;
.Дать организационно-экономическую характеристику налоговой инспекции;
.Разработать предложения по совершенствованию администрирования транспортного налога.
Особенности темы и ее проблематика исследования заключается в определении сложностей и ошибок, возникающих при исчисления транспортного налога, его роли в формирования доходной части регионального бюджета.
Для написания работы были использованы следующие источники: Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, формы статистической отчетности по налогам Управления ФНС по Краснодарскому краю, закон Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края», правовая система Консультант — плюс, периодические издания, дополнительная литература.
1. Теоретические основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
.1 Сущность и значение транспортного налога в формировании региональных бюджетов
Федеральные налоги, устанавливаемые НК РФ, обязательны к уплате на всей территории России.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Законодательными органами субъектов Российской Федерации законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий имеют право предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками. На рисунке 1 представлена структура налоговой системы по видам налогов, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Рисунок 1.1 — Структура налоговой системы РФ
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.