Содержание
Введение…3
1.Становление речевой культуры в профессиональной деятельности..4
2.Культура речи в составлении деловых документов.6
Заключение..12
Список литературы.14
Выдержка из текста работы
В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Виды мышления:
— Логическое мышление
— Панорамное мышление
— Комбинаторное мышление
— Нестандартное мышление
— Латеральное мышление
— Концептуальное мышление
— Дивергентное мышление
— Практическое мышление
— Oбходное мышление
— Саногенное мышление
— Патогенное мышление
— Стратегическое мышление
— Музыкальное мышление
Классификация по результатам мышления
— творческое;
— репродуктивное.
Классификация по уровню психических процессов
— аналитическое;
— интуитивное.
Операции мышления
Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
Классификация — группировка предметов по признакам.
Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
Конкретизация — выделение частного из общего.
Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Особенности мужского и женского мышления. Развитие мозга началось несколько миллионов лет назад, когда предки современного человека начали питаться мясом, белки которого существенно ускорили развитие головного мозга. Добытчиками мяса были мужчины, что требовало больше физических и умственных сил, чем собирательство, которым занимались женщины. Так исторически сложилось, что мозг мужчины и женщины развивался в различных направлениях. Так у женщин более развита правая половина головного мозга отвечающая за чувства и эмоции. У мужчин же более развита левая половина головного мозга, что наделяет мужчин более развитым логическим мышлением и более глубокими умственными способностями. Эти же факты подтверждает и мировая история. Ведь абсолютное большинство учёных с мировым именем были мужчинами. Подводя итоги можно сделать выводы, что мужчины более развиты в умственном отношении, а женщины более эмоциональны и чувствительны.
Роль мышления в профессиональной деятельности
Профессиональное сознание находится в динамическом соотношении с неосознаваемым, что может проявляться, например, в импульсивных действиях профессионала, во внутренних конфликтах между осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.
Профессиональный тип (склад) мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.
Профессиональное мышление включает в себя:
— процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;
— пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;
— приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;
— этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;
— приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.
Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:
— теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;
— практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается «чутьем» ситуации («чувство станка», «чувство самолета» и т.д.);
— репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;
— продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;
— наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в наблюдаемой ситуации;
— наглядно-образное мышление, при котором ситуация и изменения в ней представляются человеку как образ желаемого результата;
— словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;
— интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.
Своеобразное сочетание этих видов в зависимости от предмета, свойств, условий, результата труда может образовывать специфические виды профессионального мышления — оперативное, управленческое, педагогическое, клиническое и т.п.
В специальной литературе описаны психологические характеристики ряда видов профессионального мышления. Так, анализируется предметно-действенное мышление в рамках рабочих профессий, оперативное мышление операторов, управленческое мышление административных работников. При анализе, например, управленческого мышления надо учитывать, что труд жестко не регламентирован, практическое мышление направлено на анализ ситуации, на вовлечение активности групп людей в решение общей задачи, в случае сбоя — на привлечение резервов; возрастает роль прогнозирования, абстрактных компонентов мышления.
Признаком современного профессионального мышления называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних «мыслительных» технологий.
Также важна профессиональная обучаемость — открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта.
Важной характеристикой социальной компетентности человека в труде, показателем способности человека к труду является зрелость межличностного общения, способность человека к совместному труду с другими людьми. Профессиональной общностью называют одну из разновидностей социальных объединений людей, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач. В социальной психологии выделяют разные виды социальных общностей, прежде всего, большие социальные группы и малые социальные группы. С общей характеристикой этих групп можно ознакомиться в специальной литературе. Соответственно этим группам в психологии профессиональной деятельности выделяют большие профессиональные группы, к которым относится профессия (все учителя, все юристы, все экономисты и т.п.) и малые профессиональные группы (бригады, отделы и т.д.). Большая профессиональная группа имеет свои общие задачи профессиональной деятельности, а также нормы и менталитеты труда, учения, поведения. Это объединение людей непосредственно не связанных друг с другом, лично не взаимодействующих. Малые профессиональные группы — это объединения людей, направленные на эффективное решение профессиональных задач, прямо включенных в совместную деятельность, их отношения определяются не только деловыми, но и межличностными эмоциональными отношениями. Малая профессиональная группа может быть формальной (бригада, отдел) и неформальной (профессиональный клуб). Отдельно можно выделить:
— малые профессиональные группы высокого уровня (коллектив, команда, община), где имеет место близость ценностных ориентаций, взаимная поддержка, единомыслие;
— малые профессиональные объединения творческого типа (профессиональное содружество), где совместная деятельность, главным образом, направлена на решение творческих профессиональных задач, поиск нестандартных решений, на поддержку друг друга в творчестве.
На взаимодействие в профессиональной общности влияет профессиональная среда — совокупность предметных и социальных условий труда. Различают профессиональную макросреду (профессия в обществе, требования к ней со стороны общества), профессиональную локальную макросреду (условия и организация работы в учреждениях данной отрасли), профессиональную микросреду — конкретные условия труда на данном предприятии и в данном коллективе. Выделяют также виды среды по характеру воздействия на человека:
— комфортная рабочая среда, которая обеспечивает максимальную работоспособность и сохраняет здоровье;
— относительно комфортная рабочая среда, которая обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения напряженности;
— экстремальная рабочая среда, которая приводит к снижению работоспособности, вызывает негативные функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям (скученность, сенсорная депривация, эмоциональная напряженность);
— сверхэкстремальная рабочая среда, приводящая к возникновению в организме патологических изменений, в большинстве случаев влечет невозможность выполнения работ.
Определяя различные виды профессиональной среды, мы затрагивали такие понятия, как «эффективность» и «работоспособность». Дадим этим понятиям краткую характеристику. Эффективность — соответствие полученного результата поставленным целям и задачам. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах. При оценке эффективности различают:
— объективные, предметно-технологические показатели эффективности (производительность, качество, надежность качественная и количественная);
— субъективные, психологические, личностные показатели эффективности — вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей, операций, действий, мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.
Эффективность труда тесно связана с работоспособностью человека. Работоспособность понимается как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством.
Необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности. Проанализировав профессиональную ситуацию, надо выделить две группы условий — способствующих и препятствующих достижению цели. Из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы. Из условий, препятствующих достижению цели, следует выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя, и подумать, какие из них преобладают. Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать. Условия, которые препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.
Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата.
Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда.
Профессиональные способности — это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Профессиональные знания — это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития.
Профессиональные навыки и умения — это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста.
Профессиональные способности тесно связаны с профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные знания — это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития. Профессиональные навыки и умения — это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста. Если профессиональные способности — это свойства человека, исполняющего деятельность, то профессиональные умения — характеристики выполнения деятельности конкретным человеком; способности более характеризуют личность, а умения — деятельность; способности реализуются в умениях и навыках.
Ряд профессий имеет весьма жесткие требования к профессиональным способностям и психологическим качествам человека.
В связи с этим говорят о профпригодности. В психологическом словаре профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда. Профпригодность бывает абсолютная (при усложненных условиях деятельности) и относительная. Профпригодность — неврожденное качество, она формируется в самой трудовой деятельности. Ее формирование зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности.
Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание — это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:
— осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;
— осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;
— учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
— профессиональную самооценку;
— положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.
Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала. Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение человеком себя к профессиональной общности. Оно становится более зрелым, если человек видит себя в более широком контексте. Например, гражданское патриотическое самосознание как человека своей страны, планетарное самосознание как осознание своей причастности ко всему человеческому сообществу, космическое сознание как осознание своей причастности к универсуму, а себя как его индивидуального проявления.
Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект — объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности. Возникающие при этом диалектические противоречия между результатами труда госслужащих и общественной формой их оценки, заставляют исследователей обращаться к анализу структуры их профессиональной деятельности и компетентности.
Заключение.
В условиях современного научно-технического прогресса требования к специалисту нового типа в любой области профессионального труда возрастают. С одной стороны, он должен обладать широтой знаний не только в своей предметной области, но и в смежных, уметь ориентироваться в «приращениях» научных знаний и своевременно их ассимилировать в своей профессиональной деятельности, без этого он не сможет противостоять быстрому моральному старению приобретенных профессиональных знаний. С другой стороны, он должен хорошо владеть профессиональными знаниями в собственном смысле слова, т. е. необходимыми для решения сравнительно узкого круга профессиональных задач.
Формирование профессионального мышления выступает как составная часть системы профессионального образования. Термин «профессиональное мышление» в практический и научный обиход стал входить сравнительно недавно. Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный аспект. Но чаще всего понятие «профессиональное мышление» употребляется одновременно в обоих этих смыслах. Так, принято говорить о «техническом» мышлении инженера, технического рабочего, о «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «экономическом» мышлении экономиста и менеджеров, «художественном» мышлении работников искусства, «математическом» мышлении, «физическом» мышлении научных работников, работающих в соответствующих областях науки, и т. д. Интуитивно имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области. Таких специалистов обычно характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, по-особому видящих предмет своей деятельности и способных к рационализаторству, новаторству, открытиям нового.
Таким образом, такой подход к профессиональному интеллекту требует от педагогической психологии разработки специальных информационных моделей для организации профессионального обучения, т. е. передачи системы профессионально востребованных знаний и организации их усвоения. Проблема психологии заключается не в отборе содержания профессионального образования, что является преимущественной компетенцией педагогической науки, а в решений психологических проблем формирования и функционирования знаний. В этой связи разрабатываются психологические основы информационной основы обучения, формирования системного мышления как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений.
Информационная основа обучения в системе профессионального образования требует разработки и анализа проблемы психологических механизмов, обеспечивающих субъекту учебного процесса усвоение всего объема материала и успешного его использования в своей будущей деятельности.
В связи с этим, наряду с требованиями профессиональных задач, которые должен решать специалист, к нему предъявляется ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способностям охватить суть проблемы, не обязательно в профессиональной области, способность видеть оптимальные способы ее решения, выхода на практические задачи, прогнозирование.
Библиографический список.
- Баталов А.А. Автореферат Профессиональное мышление. – С., 1986
- Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1994.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М., 1996.
- Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности. – Л., 1987
- Климов А. Е. Психология профессионала. — М., 1996
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М., Логос 1996
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
- «Регион: к новому качеству управления». -М.: Луч, 2000.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление