Содержание
Введение3
1 Роль фьючерсных контрактов в управлении рисками4
2 Практическое применение фьючерсных контрактов9
Заключение13
Список использованных источников15
Выдержка из текста работы
Под таможенным контролем, в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы См. : Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17: в ред. от 16.04.2010. — Режим доступа : СПС «Консультант Плюс». — П. 31 ч. 1 ст. 4.. Как видно из предложенного определения, важность системы управления рисками, прежде всего, как важнейшего правового института, подчеркивается в том числе и на межнациональном уровне.
Действительно, сегодня невозможно представить себе хотя бы одно структурное подразделение таможенной службы, которое бы не пользовалось в своей повседневной деятельности данной системой. Упоминания указанного института в таможенном законодательстве достаточно часты.
Так, согласно части 2 статьи 94 ТК ТС, таможенные органы при выборе объектов и форм таможенного контроля должны использовать систему управления рисками См. : Там же. — Ч. 2 ст. 94.. Кроме того, в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также содержится схожая норма См. : О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ: в ред. от 12.03.2014. — Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс». — Ч. 3 ст. 161.. Стоит сказать, что и в более раннем национальном нормативно-правовом акте — Таможенном кодексе Российской Федерации — можно было встретить упоминание о важности исследуемого нами института См. : Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ : ред. от 27.11.2010. — Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс». — Ч. 2 ст. 358.. Однако в современном своем состоянии система управления рисками регулируется значительно более широко.
В частности, в уже упомянутом нами Таможенном кодексе Таможенного союза содержится целая глава, посвященная регулированию данного института См. : Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — Гл. 18.. Нормы этой главы определяют связанные с ним термины, цели применения, объекты анализа риска. Но самым главным является разграничение полномочий межнациональных и национальных таможенных органов в определении порядка сбора и обработки информации, непосредственном осуществлении этих операций, в определении порядка пользования конфиденциальной информацией, содержащейся в профилях и индикаторах риска. Таким образом, ТК ТС устанавливает основы регулирования исследуемого нами правового института.
Что касается национального законодательства, то здесь можно выделить статью 162 уже упоминавшегося нами ранее Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В ней продублированы признаки нарушений таможенного законодательства, на обнаружение которых в конечном итоге и направлена система управления рисками, а также указаны действия в данной области, входящие в компетенцию Федеральной таможенной службы.
Работая над данной контрольной, нами, помимо уже не раз упомянутых нормативных источников, были использованы и аналитические статьи, и учебная литература. Наиболее интересными в контексте понимания проблем, связанных с практическим внедрением системы управления рисками, явились материалы статьи «Возврат таможенных платежей и таможенная стоимость: судебная практика».
В заключения данной части настоящей научной работы, хотелось бы отметить, что настоящая контрольная состоит из введения, основной части, разделенной на две основные главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
1.1 Правовые основы системы управления рисками
Проанализировав блок нормативных источников, непосредственно связанных с исследуемым нами институтом, мы пришли к выводу, что легального определения понятия «система управления рисками» на данный момент не существует. Поэтому при дальнейшем анализе мы решили отталкиваться от близкого по значению понятия риска, который имеет нормативное закрепление.
Риском в сфере таможенного права принято считать потенциальное несоблюдение таможенного законодательства См. : Таможенный кодекс Российской Федерации. — Указ. изд. — Ч. 2 ст. 358.. В Таможенном кодексе Таможенного союза содержится более расширенное его определение, что объясняется, в том числе, расширением регулирующей риск нормативной базы: «риск — степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — П. 8 ст. 127..
Стоит также сказать, что в соответствии с современным таможенным законодательством риски бывают двух видов: выявленный и потенциальный. Целесообразно ввести их определения.
Выявленным риском, в соответствии с п. 2 ст. 127 ТК ТС, является факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств-членов Таможенного союза уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте См. : Там же. — П. 2 ст. 127.. Потенциальный же риск — это риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют См. : Там же. — П. 4 ст. 127..
Еще более близким понятием к «системе управления рисками» является понятие «управления риском». Его нормативное закрепление находим в пункте 11 статьи 127 ТК ТС: «управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающих непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — П. 11 ст. 127.. В соответствии с частью 1 статьи 162 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года нарушения таможенного законодательства, имеющие непосредственное значение и учитывающиеся при реализации системы управления рисками, обладают следующими признаками См. : О таможенном регулировании в Российской Федерации. — Указ. изд. — Ч. 1 ст. 162.:
1) имеют устойчивый характер;
2) связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
3) подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
4) затрагивают другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Для уяснения смысла исследуемого нами понятия также стоит выделить цели системы управления рисками. Они зафиксированы в статье 128 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с частью 1 указанной статьи «Таможенные органы применяют систему управлению рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — Ч. 1 ст. 128..
Согласно части 2 статьи 128 ТК ТС, целями применения системы управления рисками являются См. : Там же. — Ч. 2 ст. 128.:
1. Обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды.
2. Сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.
3. Выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств-членов Таможенного союза, обладающих уже указанными нами выше признаками.
4. Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
В Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации также выделена еще одна дополнительная цель применения исследуемой нами системы — создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности См. : Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерции : приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. — Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». — П. 1 Концепции..
Помимо принципа выборочности, уже раскрытого нами выше, важнейшими принципами изучаемой нами системы также являются:
1. Принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
2. Принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании таможенными органами функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации.
3. Принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования.
4. Принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству.
5. Принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Важность системы управления рисками подтверждается долгими годами ее непосредственного использования. Сейчас, наверное, уже невозможно себе представить таможенную службу, которая бы обходилась без этого важнейшего инструмента предотвращения нарушений таможенного законодательства. Указанная задача может быть решена, только если сотрудники таможенных органов будут располагать реальной ценовой информацией, поддерживаемой на ассортиментном уровне исходя из развития рынка, а также производства тех или иных товаров См. : Таможенное право Российской Федерации : учебник / С.И. Истомин, Ю.А. Кожанков, В.А. Максимцев; под общ. ред. В.А. Шамахова. — М.: СофтИздат, 2011. — С. 265.. В этом отношении одной из самых важных задач, стоящих перед таможенными органами является создание единой базы ценовой информации, которая будет формироваться поэтапно, по мере охвата определенной номенклатуры, чувствительной для нашего рынка. Частично эта задача уже реализована. Но, исходя из анализа судебной практики и, в частности, процента судебных дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, которые проигрываются таможенными органами по причинам несоответствия информации, содержащейся в соответствующих информационных базах, можно сделать вывод, что формирование этих баз — процесс далеко еще незавершенный См. : Возврат таможенных платежей и таможенная стоимость: судебная практика. — Режим доступа : www.ucoz.ru.. На данном этапе объективно требуется введение эффективных аналитических функций системы управления рисками для того, чтобы в дальнейшем она как можно более точно соответствовала существующей на рынке ситуации.
Итак, на основании всего вышеизложенного, можно попытаться вывести единое определение исследуемого нами понятия. На наш взгляд, система управления рисками представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, основанную на эффективном использовании ресурсов таможенных органов путем применения мер оценки степени возможного нарушения норм таможенного законодательства и направленную на предотвращение таких нарушений.
1.2 Объекты анализа риска. Профили риска
Анализируя систему управления рисками, нельзя не затронуть объекты анализа риска.
Вначале рассмотрим понятие анализа риска. Легальное определение данного понятия можно встретить в пункте 1 статьи 127 Таможенного кодекса Таможенного союза: «анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Режим доступа : СПС «Консультант Плюс». — П. 1 ст. 127..
К объектам анализа риска, в соответствии со статьей 129 ТК ТС относятся:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
Также важным понятием в рамках системы управления рисками является профиль риска. Профилем риска, в соответствии с пунктом 5 уже не раз упоминаемой нами ранее статьи 127 Таможенного кодекса Таможенного союза является совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков См. : Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — П. 5 ст. 127..
Здесь является целесообразным выделение ряда связанных с профилем риска понятий:
1) индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля См. : Там же. — П. 3 ст. 127.;
2) область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупность, а также повышение эффективности таможенного администрирования См. : Там же. — П. 6 ст. 127..
На основании практики применения системы управления рисками можно сделать вывод о том, что примерная структура профилей риска включает в себя следующие элементы:
1. Общие сведения, которые включают в себя его номер, сроки действия и так далее.
2. Сведения об области риска: индикаторы риска; таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами; внешнеторговый контракт; таможенный режим; вид транспорта и так далее.
3. Меры по минимизации риска (указание о применении мер, тип таможенного досмотра и так далее).
4. Контактная информация, в том числе и информация о лице, подписавшем проект профиля.
В заключение данной части настоящей научной работы можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что система управления рисками на межнациональном и федеральном уровне регулируется несколько рамочно, можно говорить о ее некоторой систематичности и устойчивости. При анализе данного института таможенного права также чрезвычайно важно учитывать взаимосвязанные с ним понятия.
2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
риск таможенный союз контроль
Практическая составляющая внедрения системы управления рисками в процесс осуществления таможенного контроля также отражена в различного рода нормативных документах.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Таможенного кодекса Таможенного союза, «деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:
1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:
— объектов анализа рисков;
— индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;
— оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;
3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом:
— вероятности возникновения рисков и возможных последствий;
— анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — Ч. 1 ст. 130..
Основными элементами системы управления рисками, в том числе зафиксированными в Концепции системы управления рисками в таможенной службе, до сих пор являются См. : Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерции. — Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». — П. 6 Концепции.:
1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
2. Выявление и анализ рисков.
3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.
4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 130 ТК ТС, сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе См. : Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — Ч. 2 ст. 130.. Обычно эти действия совершаются национальными таможенными органами, однако из этого правила бывают исключения. Возможность взаимообмена информацией в области обнаружения и управления рисками зафиксирована на межнациональном уровне.
Соглашением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 года была закреплена возможность направления информации о рисках нарушения таможенного законодательства центральными таможенными органами государств-членов Таможенного союза друг другу. В статье 15 указанного нормативного правового акта в случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа См. : О взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза : соглашение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21.05.2010. — Режим доступа : www.tsouz.ru. — Ч. 1 ст. 15.:
— анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства — члена Таможенного союза;
— определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;
— определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;
— определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза;
— учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.
По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения. В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза См. : О взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза. — Режим доступа : www.tsouz.ru. — Ч.ч. 2 — 4 ст. 15. .
В отношении информации, составляющей содержание профилей и индикаторов риска, действует еще одно очень важное правило — принцип конфиденциальности. На основании части 4 статьи 130 ТК ТС, «содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначенного для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов таможенного союза» Таможенный кодекс Таможенного союза. — Указ. изд. — Ч. 4 ст. 130..
В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержится уточняющая норма. Согласно положениям части 4 статьи 162 указанного нормативного правового акта, данная информация не подлежит разглашению либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. В этом случае порядок передачи такой информации будет определяться Федеральной таможенной службой Российской Федерации См. : О таможенном регулировании в Российской Федерации. — Указ. изд. — Ч. 4 ст. 162..
В целом можно сделать вывод о том, что практическое введение системы управления рисками на данном этапе осуществляется весьма успешно. Однако данный процесс ни в коем случае нельзя считать завершенным. Перед таможенными органами стоят новые задачи. Одна из них — урегулирование вопросов, связанных с применением системы управления рисками, с учетом принципиальных различий в нормативно-правовом, организационном, методическом и информационно-техническом обеспечении в государствах-членах Таможенного союза См. : Таможенный союз — проблемы и решения. — Режим доступа : www.customsonline.ru..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система управления рисками, как уже не раз отмечалось нами ранее, представляет собой важнейший институт современного таможенного права. Без него фактически было бы невозможным осуществление эффективного таможенного контроля и своевременное обнаружение существенных нарушений таможенного законодательства. Поэтому данный институт должен быть не только хорошо разработан с точки зрения технической составляющей, но и с точки зрения правового регулирования. На данный момент исследуемая нами система регулируется достаточно широко.
Подводя общие итоги произведенной нами работы в связи с выполнением настоящей контрольной работой, можно сделать ряд общих выводов:
1. В современном таможенном законодательстве нет общего определения системы управления рисками. Вывести его можно только проанализировав связанные с исследуемым понятия риска, управления риском и так далее.
2. Основной направленностью указанной системы является обнаружение и своевременное предотвращение нарушений таможенного законодательства, обладающих признаками, указанными в пункте 3 части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза и продублированными в части 1 статьи 162 Федерального закона «О таможенном регулировании Российской Федерации».
3. Система управления рисками имеет цели своего применения. В процессе ее практического внедрения невозможно не учитывать данные цели. Кроме того, они имеют принципиальное значение для последующего выведения общего определения понятия системы управления рисками.
4. Система управления рисками основывается на ряде принципов, важнейшим из которых является принцип выборочности. Также можно выделить принцип законности, целевой направленности, информационного единства и другие принципы.
5. На данном этапе практическое внедрение системы управления рисками уже обнаружило ряд существенных проблем. В частности, одной из самых важных из них является несоответствие информации, содержащейся в информационных базах таможенной службы реальной действительности и уровню рыночных цен на конкретные товары и транспортные средства. Нередки ситуации, когда обновление указанных нами выше информационных баз просто не успевает за динамикой рынка, что естественно вызывает проблемы и влечет к возникновению новых судебных споров.
6. Не менее важным в рамках исследуемой нами темы являются объекты анализа риска. Они перечислены в статье 129 ТК ТС.
7. Профили риска также определены в Таможенном кодексе Таможенном союза. Основными элементами профиля риска можно назвать общие сведения, сведения об области риска, меры по минимизации риска и контактную информацию.
8. В рамках практического внедрения системы управления рисками важным также является определение ее задач, которые прямо указаны в части 1 статьи 130 ТК ТС.
9. В этой же статье производится разграничение между предметами ведения национального законодательства и законодательства Таможенного союза, указываются конкретные действия, которые могут разрабатываться на двух этих уровнях.
10. Специальным Соглашением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств установлены основы межнационального сотрудничества таможенных органов по вопросам определения информации, составляющей профили и индикаторы риска.
11. Важным свойством указанной информации является, прежде всего, конфиденциальность. Порядок разглашения и использования такой информации регулируется соответствующим законодательством государств-членов Таможенного союза.
Таким образом, в заключение можно сказать, что на данный момент уровень разработанности и эффективности системы управления рисками уже достаточно высок. Однако все еще существуют реальные проблемы, решение которых — задача современной таможенной службы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. О взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза : соглашение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21.05.2010. — Режим доступа : www.tsouz.ru.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17: в ред. от 16.04.2010. — Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ: в ред. от 12.03.2014. — Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс».
4. Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ : ред. от 27.11.2010. — Режим доступа : СПС «Консультант-Плюс».
5. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерции : приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. — Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».
Специальная литература
6. Возврат таможенных платежей и таможенная стоимость: судебная практика. — Режим доступа : www.ucoz.ru.
7. Таможенное право Российской Федерации : учебник / С.И. Истомин, Ю.А. Кожанков, В.А. Максимцев; под общ. ред. В.А. Шамахова. — М.: СофтИздат, 2011. — 744 с.
8. Таможенный союз — проблемы и решения. — Режим доступа : www.customsonline.ru.
Размещено на