Содержание
Введение.
1. Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике.
2. Дипломатические переговоры..
3. Роль дипломатических решений и переговоров в военных конфликтах и ситуациях в современных международных отношениях..
Заключение.
Список литературы
Выдержка из текста работы
Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы людей от вечных войн, разрушений, мук и страданий, обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное развитие и процветание. Устав ООН был подписан в 1945 г. В отличие от статута Лиги наций, в котором применение военной силы было легализованным и законным способом решения проблем (в случае если Совет Лиги наций не мог вынести решение, если решение не удовлетворяло ни одну из сторон, если одна из стон отказывалась выполнять решение — страна имела право начать войну) в Уставе ООН была закреплена обязанность всех государств решать споры только мирными средствами, агрессия была объявлена вне закона, центральной стала идея коллективной безопасности.
ООН стала универсальной организацией, которая по сей день не имеет аналогов в мире. Она занимается политическими, экономическими, военными, социальными, культурными и многими другими вопросами. ООН носит всемирный характер — все страны имеют право голоса. ООН характеризует непредвзятость, она не представляет какие-либо конкретные национальные или коммерческие интересы и т.о. поддерживает особые отношения со странами, предоставляя помощь без каких-либо условий и оговорок, придерживается интересов всех народов. ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему ООН. Изо дня в день ООН и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. ООН является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, ООН и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом. Сейчас в ООН 193 государства.
Более чем за 60 лет своего существования ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. В ООН участвуют принадлежащие к различным социально-экономическим системам и регионам планеты государства, которые связывают с ее деятельностью решение волнующих их проблем. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН. Сегодня ООН является центральным игроком в поиске решений многих международных конфликтов. Таким образом, исследуемая тема представляется достаточно актуальной.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение ООН в современных международных отношениях.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть структуру и функции ООН;
— охарактеризовать роль ООН в современных международных отношениях;
— отразить миротворческие операции ООН.
1. Структура и функции ООН
Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.
Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 193 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения. [10, c. 96]
1. Генеральная Ассамблея.
Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состоящая из 193 членов Организации Объединенных Наций, Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права. Интенсивный период работы очередных сессий Ассамблеи приходится на сентябрь-декабрь каждого года, в последующий период она может собираться по мере необходимости.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия:
— рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
— обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
— обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;
— организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
— рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
— получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
— рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
— избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи «Единство в пользу мира», принятой в ноябре 1950 года (резолюция 377 (V)), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу мира, нарушение мира или акт агрессии. Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Хотя Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию, она, тем не менее, инициировала меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, повлиявшие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, свидетельствует о приверженности государств-членов достижению конкретных целей, поставленных в Декларации в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и искоренения нищеты, защиты нашей общей окружающей среды, удовлетворения особых потребностей Африки и укрепления Организации Объединенных Наций. В последнее время Генеральная Ассамблея приняла коллективные решения в отношении курса действий в целях урегулирования новых глобальных проблем, требующих принятия безотлагательных мер и приобретших катастрофические масштабы, таких, как изменение климата и мировой финансово-экономический кризис. [7, c. 182]
Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
В последние годы целенаправленно предпринимаются усилия для достижения консенсуса по обсуждаемым вопросам, с тем чтобы не принимать решения путем проведения официального голосования, что обеспечивает более активную поддержку решений Ассамблеи. Председатель, после проведения консультаций и достижения договоренностей с делегациями, может предложить принять резолюцию без голосования.
Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи подразделяются на следующие категории: комитеты, комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.
После обсуждения вопросов повестки дня, поиска вариантов согласования подходов различных государств, вспомогательные органы представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Ассамблеи.
2. Совет Безопасности.
Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены Организации соглашаются, в соответствии с Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного Суда.
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:
— поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
— расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
— выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
— вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
— призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
— предпринимать военные действия против агрессора;
— выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
— осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
— выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.
В целях выполнения своих функций Совет Безопасности создал ряд вспомогательных органов, которые занимаются конкретными вопросами.
Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка — от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира). [2, c. 209]
3. Секретариат.
Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
В настоящий момент персонал Секретариата в общей сложности составляет более 43 тысяч сотрудников.
В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, не запрашивая и не получая указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В соответствии с Уставом, каждый Член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.
Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби.
4. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Голосование в Совете проводится простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.
В соответствии со своим широким мандатом ЭКОСОС несет ответственность за использование почти 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН, в том числе за деятельность 14 специализированных учреждений, 9 «функциональных» комиссий и 5 региональных комиссий.
5. Международный Суд.
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия, которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций. [10, c. 103]
Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.
6. Совет по опеке.
В 1945 году в соответствии с Уставом был учрежден Совет по Опеке, на который была возложена задача по наблюдению за управлением 11 подопечными территориями, подпадающими под систему опеки 7 государств-членов. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя подопечная территория Организации Объединенных Наций, обрела независимость. Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости.
В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.
2. Роль ООН в современных международных отношениях
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 193 государства.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
— ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
— Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
— ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций — источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
— В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
— Под руководством ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
— ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
В структуру Организации Объединенных Наций входит множество специализированных учреждений ООН — межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. [5, c. 78]
В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни. Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира.
Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации.
В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» последнего времени — в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).
Однако прекращение холодной войны не только открыло новые возможности для ООН, но и рельефно высветило присущие ей недостатки, которые ранее находились на заднем плане. С одной стороны, речь идет об издержках существования огромного бюрократического аппарата ООН, его неповоротливости и неэффективности процесса принятия решений, перегруженности организации многочисленными структурами и их параллелизме. С другой стороны, ставится вопрос об адаптации ООН к серьезному изменению международно-политического ландшафта, происшедшему за шесть с лишним десятилетий ее существования.
Наконец, остаются непроясненными многие концептуальные вопросы деятельности ООН (какой должна быть система ее приоритетов, при каких условиях ее функции могут быть делегированы региональным организациям или коалициям государств, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств, как добиться оптимального сочетания демократизма и оперативности в функционировании ООН, как совместить принцип ее универсальности с особым статусом постоянных членов Совета Безопасности, и т.п.).
В развернувшейся широкой дискуссии о реформе ООН выявились глубокие расхождения между участниками этой организации по вопросам очередности реформ, степени их радикальности и самого содержания преобразований. В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:
— обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования;
— расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;
— повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);
— изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;
— модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;
— более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;
— уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;
— повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава. [7, c. 194]
Одни считают, что ООН уже давно не справляется со своими функциями в области предотвращения вооруженных конфликтов и обеспечения реальной нормативно-правовой базы для эффективного мирного разрешения международных споров и разногласий. Другие придерживаются мнения, что никакой альтернативы ООН пока не существует, в том смысле, что региональные организации представляют интересы отдельных регионов, зачастую прямо противоположные, поэтому и выработка общих норм без всемирной организации не представляется возможной. При этом следует отметить, что нормы, вырабатываемые такой организацией, как ОБСЕ, принимаются в полном соответствии с Уставом ООН и ее различными декларациями. В это же время, НАТО уже не раз доказывало на практике, что ООН не является для него непогрешимой инстанцией, и принимало решения в обход Совета Безопасности.
Существование таких «лазеек» значительно ослабляет эффективность самой Организации, но ликвидация ООН как таковой неминуемо привела бы к хаосу, остановить который было бы практически невозможно. На мировой арене существенное влияние играют две группировки: США и Великобритания с одной стороны, основные страны ЕС (Германия, Франция) и Россия с другой. Эти страны практически в таком же составе и являются постоянными членами СБ ООН (плюс Китай и минус Германия) и все обладают правом вето. При этом остальные члены Совета Безопасности непрерывно находятся под давлением одной из этих сторон. Соответственно, прийти к какому-то общему мнению для них крайне сложно, а зачастую невозможно. Отсюда возникает патовая ситуация, решение вопроса затягивается, сама проблема продолжает ухудшаться, и здесь отдельные страны не считают нужным дожидаться, пока, наконец, не найдется выход из тупика (а он с существующей системой принятия решений, а именно упомянутым правом вето, вряд ли найдется), начинают действовать по собственному усмотрению.
Устав ООН предполагает, что применение вооруженной силы по отношению к другому государству для ликвидации агрессии возможно только при наличии соответствующего постановления Совета Безопасности, но существует еще такое понятие, как «самооборона», что подразумевает уничтожение возникающей угрозы национальной безопасности (а в эту категорию можно включить очень многое), что в принципе легально и не требует никаких специальных мандатов, следовательно и здесь проблема интерпретации играет ключевую роль.
Таким образом, о деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Кроме этого, делается многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений. Однако следует отметить, что в деятельности ООН имеются определенные проблемы.
объединенный нация миротворческий гуманитарный
3. Миротворческие операции ООН
ООН проводит миротворческие операции в различных регионах мира. В настоящее время на четырех континентах развернуто более десятка операций по поддержанию мира. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ). [4, c. 83]
Рассмотрим миротворческие операции ООН.
1. Содействие укреплению стабильности на Ближнем Востоке (июнь 1948 года — настоящее время).
Учрежденный в мае 1948 года, ОНВУП был первой операцией по поддержанию мира, осуществленной Организацией Объединенных Наций. С тех пор военные наблюдатели ОНВУП оставались на Ближнем Востоке, выполняя задачи по наблюдению за режимом прекращения огня и выполнением соглашений о перемирии, предотвращению эскалации отдельных инцидентов и оказанию помощи другим действующим в регионе операциям ООН по поддержанию мира в выполнении их соответствующих мандатов.
Кроме того, наличие персонала ОНВУП обеспечивало возможность по первому требованию в сжатые сроки сформировать ядро других операций по поддержанию мира. Возможность обеспечить дислокацию военных наблюдателей ОНВУП незамедлительно после принятия Советом Безопасности решения о развертывании новой операции имело решающее значение для успешного осуществления таких операций.
2. Наблюдение за прекращением огня в Джамму и Кашмире (январь 1949 года — настоящее время).
Первая группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций прибыла в район расположения миссии 24 января 1949 года с целью осуществления контроля над соблюдением соглашения о прекращении огня между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Эти наблюдатели под командованием Военного советника, назначенного Генеральным секретарем ООН, стали впоследствии ядром Группы военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП).
После возобновления военных действий в 1971 году ГВНООНИП продолжала оставаться в районе в целях наблюдения за ситуацией, связанной с неукоснительным соблюдением соглашения о прекращении огня от 17 декабря 1971 года, и предоставления соответствующих докладов Генеральному секретарю.
3. Содействие политическому урегулированию на Кипре (март 1964 года — настоящее время).
ВСООНК были первоначально учреждены Советом Безопасности в 1964 году с целью предотвращения новых вооруженных столкновений между общинами киприотов-греков и киприотов-турок. После боевых действий 1974 года Совет возложил на Силы выполнение некоторых дополнительных функций.
В отсутствие политического урегулирования кипрской проблемы ВСООНК продолжают оставаться на острове в целях наблюдения за линиями прекращения огня, поддержания буферной зоны, проведения гуманитарных акций и оказания поддержки миссии доброй воли Генерального секретаря.
4. Наблюдение за режимом прекращения огня и соблюдением соглашения о разъединении (июнь 1974 года — настоящее время).
С начала марта 1974 года ситуация в израильско-сирийском секторе становилась все более нестабильной и обстрел позиций усиливался. Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР) были учреждены 31 мая 1974 года резолюцией 350 (1974) Совета Безопасности после того, как было согласовано разъединение израильских и сирийских войск на Голанских высотах.
С тех пор СООННР присутствуют в этом районе в целях поддержания режима прекращения огня между израильскими и сирийскими войсками и наблюдения за осуществлением соглашения о разъединении. [8]
5. Контроль над прекращением боевых действий и содействие обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению (март 1978 года — настоящее время).
Первоначально ВСООНЛ были учреждены Советом Безопасности в марте 1978 года с тем, чтобы подтвердить вывод израильских сил с юга Ливана, восстановить международный мир и безопасность и помочь правительству Ливана в обеспечении восстановления его эффективной власти над этим районом. Мандат пришлось корректировать дважды в связи с событиями 1982 и 2000 годов.
После кризиса июля-августа 2006 года Совет увеличил численность Сил и постановил, что наряду с первоначальным мандатом на ВСООНЛ будут возложены также такие задачи, как контроль над прекращением боевых действий; сопровождение и поддержка вооруженных сил Ливана во время их развертывания во всех южных районах страны; а также содействие обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению и добровольного и безопасного возвращения перемещенных лиц.
6. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению реферeндума в Западной Сахаре (МООНРЗС) (апрель 1991 года — настоящее время).
Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре учреждена резолюцией 690 (1991) Совета Безопасности от 29 апреля 1991 года в соответствии с «предложениями по урегулированию», на которые 30 августа 1988 года дали свое согласие Марокко и Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО).
План урегулирования, предложенный Генеральным секретарем и утвержденный Советом Безопасности, предусматривал переходный период, на протяжении которого Специальный представитель Генерального секретаря будет нести всю полноту ответственности за все вопросы, связанные с референдумом, на котором народу Западной Сахары предстоит выбрать между независимостью и вхождением в состав Марокко. Предусматривалось, что в выполнении Специальным представителем своих задач ему будут помогать его заместитель и сводная группа в составе гражданского, военного и гражданского полицейского персонала Организации Объединенных Наций под названием «Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре». [8]
7. Содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово (июнь1999 года — настоящее время).
Первоначально Совет Безопасности в своей резолюции 1244 от 10 июня 1999 года уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово — Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) — в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией. По сложности и масштабам ее задача была беспрецедентной; Совет наделил МООНК полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой.
Позднее, после провозглашения независимости органами власти Косово и вступления в силу 15 июня 2008 года новой конституции, задачи Миссии были значительно скорректированы, и внимание в основном фокусировалось на содействии безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово.
8. Миссия ООН в Либерии (сентябрь 2003 года — настоящее время).
Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии была учреждена резолюцией 1509 (2003) Совета Безопасности от 19 сентября 2003 года для поддержки в выполнении Соглашения о прекращении огня и осуществлении мирного процесса; защиты персонала Организации Объединенных Наций, объектов и гражданских лиц; поддержки деятельности по оказанию гуманитарной помощи и помощи в области прав человека; а также для поддержки реформы в области безопасности, включая подготовку национальной полиции и формирование новых, реформированных вооруженных сил.
9. Операцию ООН в Кот-д’Ивуаре (апрель 2004 года — настоящее время).
Определив, что ситуация в Кот-д’Ивуаре по-прежнему создает угрозу международному миру и безопасности в регионе, и действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности в своей резолюции 1528 (2004) от 27 февраля 2004 года постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ) с 4 апреля 2004 года. ОООНКИ заменила Миссию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре, политическую миссию, учрежденную Советом в мае 2003 года, мандат которой включал содействие ивуарийским сторонам в осуществлении мирного соглашения, подписанного ими в январе 2003 года.
После президентских выборов 2010 года в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ продолжала оставаться в стране с целью поддержки нового ивуарийского правительства.
10. Смешанная операция Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД) (июль 2007 года — настоящее время).
Смешанная операция Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре, известная как ЮНАМИД, была учреждена 31 июля 2007 года, после принятия резолюции 1769 (2007) Совета Безопасности. Основным мандатом ЮНАМИД является защита гражданского населения, но в ее задачи также входит обеспечение безопасности в операциях по оказанию гуманитарной помощи, контроль и проверка выполнения соглашений, содействие всеобщему политическому процессу, содействие обеспечению прав человека и законности, непрерывное наблюдение за положением на границе с Чадом и Центральноафриканской Республикой (ЦАР) и представление соответствующих докладов.
11. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) (июль 2010 года — настоящее время).
1 июля 2010 года МООНСДРК сменила собой предыдущую миротворческую операцию ООН — Миссию Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (МООНДРК). Переход произошел в соответствии с резолюцией 1925 (2010) Совета Безопасности от 28 мая как новый этап развития государства.
Новой миссии было разрешено использовать все необходимые средства по выполнению мандата, целью которого помимо прочего являлась защита гражданского населения, сотрудников гуманитарных операций и защитников прав человека от непосредственной угрозы физического насилия, а также оказание поддержки правительству ДРК в его работе по стабилизации и консолидации мирного процесса.
12. Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (июнь 2011 года — настоящее время).
Совет Безопасности в своей резолюции 1990 от 27 июня 2011 года отреагировал на экстренную ситуацию в районе Абьей путем учреждения Временных сил Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее. Совет Безопасности был глубоко обеспокоен насилием, ростом напряженности и перемещением населения.
Операция будет контролировать очаг напряженности на границе между севером и югом и уполномочена применять силу для защиты гражданского населения и сотрудников гуманитарных организаций в Абьее.
ЮНИСФА были учреждены после того, как правительство Судана и Народно-освободительное движение Судана (НОДС) достигли соглашения в Аддис-Абебе, Эфиопия, относительно демилитаризации Абьея и предоставления возможности эфиопским войскам контролировать район. [8]
13. Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан (МООНЮС) (июль 2011 года — настоящее время).
9 июля 2011 года Южный Судан стал самой молодой страной мира. Создание Республики Южный Судан стало кульминацией шестилетнего мирного процесса, который начался с подписания Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) в 2005 году.
Принимая 8 июля 2011 года резолюцию 1996 (2011), Совет Безопасности определил, что ситуация в Южном Судане продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности в регионе. Совет Безопасности учредил Миссию Организации Объединенных Наций в Южном Судане (МООНЮС) на первоначальный период в один год начиная с 9 июля 2011 года.
В задачу МООНЮС входят упрочение мира и безопасности и помощь в создании условий для развития.
Таким образом, одна из центральных задач Организации Объединенных Наций заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70 процентов деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.
Организация Объединенных Наций обладает уникальными преимуществами в деле содействия развитию. Сфера ее деятельности охватывает весь мир, а ее всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация Объединенных Наций не представляет чьи-либо узкие национальные или коммерческие интересы. В выработке важнейших стратегических решений участвуют все страны — и богатые, и бедные.
Заключение
ООН — универсальная, обладающая наибольшей среди других международных организаций легитимностью, многопрофильная система органов, организаций и других структур. Ее деятельность связана с обеспечением мира на планете и поддержанием процессов прогрессивного развития всех народов земного шара. ООН — форум, в рамках которого проходят консультации, переговоры между всеми акторами мировой политики. Организация активно содействует решению многих глобальных проблем — от вопросов международной безопасности и разоружения до таких явлений, как ухудшение состояния окружающей среды и незаконный оборот наркотиков. Она — центр дипломатических контактов и проведения международных дискуссий, встреч, конференций.
ООН содействует мирной стабильности на Земле всеми своими действиями: предпринимает усилия по защите прав человека; осуществляет превентивные дипломатические меры для того, чтобы предотвращать конфликты; оказывает помощь в проведении выборов и поддерживает процессы демократизации; содействует экономическому и социальному развитию; предоставляет гуманитарную помощь; занимается репатриацией беженцев; помогает восстанавливать государственные инфраструктуры и содействует процессам восстановления после разрушительных конфликтов. В этом смысле ООН — уникальнейший механизм поддержания и развития международного сотрудничества.
Основные направления и методы деятельности ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности и решения других военно-политических проблем:
— обсуждение многообразных проблем мировой политики, тенденция к росту числа обсуждаемых вопросов, многие из которых раньше относились к внутренней юрисдикции государств;
— сбор, анализ и обобщение разного рода объективной и своевременной информации — важнейшая предпосылка изучения практического положения дел в мире и непременное условие успешного решения проблем и обеспечения эффективной работы органов ООН;
— согласование взглядов и позиций государств, разработка и принятие документов диспозитивного характера. Повышение роли рекомендаций и деклараций ООН, особенно одобренных на основе консенсуса;
— координация деятельности многочисленных международных организаций системы ООН;
— разработка и принятие решений по предупреждению и урегулированию споров и конфликтов между государствами и сложным вопросам мировой политики;
— подготовка и одобрение большого числа международных соглашений в самых различных областях человеческой деятельности;
— осуществление консультаций и переговоров между государствами и других форм дипломатической активности на самых различных уровнях и по самым различным вопросам.
Список использованных источников
1. Авдокушен Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. — М.: Маркетинг, 2000
2. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / В.Б Буглай, Н.Н. Ливенцев — М.: Финансы и статистика, 2001
3. Международные экономические отношения: Учеб. для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
4. Cовременные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. — М., 2010
5. Улахович В.Е. Международные организации: справочное пособие. — М.: ACT, 2005
6. Цыганков П.А. Теория международных отношений. — М., 2012
7. Щербакин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. пособие / Ю.А. Щербакин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012
8. www.un.org/ru/т — Официальный сайт ООН.
Размещено на