Содержание
Введение
1.Основной политический вопрос революций начала века.
2.Главное экономическое требование революционных сил.
3.Проблема охраны памятников истории революционного движения.
Заключение
Выдержка из текста работы
При изучении первого вопроса, отмечая общий индустриальный характер развития ведущих европейских держав, следует раскрыть объективную потребность индустриальной модернизации России. Объясняя проведение индустриализации «сверху», отметьте особенности экономического развития, покажите усиление государственного регулирования экономики, назовите уклады российской экономики, оказавшиеся вне процесса индустриализации. Обратите внимание на дискуссии историков по поводу оценок уровня развития России в начале ХХ в. Далее следует охарактеризовать реформаторский курс С.Ю. Витте, а также показать причины сопротивления его деятельности со стороны консервативно-монархических сил, во главе с министром внутренних дел В.К. Плеве.
Характеризуя социальную структуру российского общества в начале ХХ в., подчеркивая переход от традиционного общества к индустриальному, следует отразить ее особенности, выразившиеся в сложном сочетании новых и старых черт. Проследите степень размывание сословного деления, покажите изменение социального лица помещиков и крестьян, особенности формирования российской торгово-промышленной и банковской буржуазии, отметьте стремительный рост и особенности пролетариата. Обратите внимание на неоднородность по своему имущественному положению многочисленной бюрократии, покажите их роль в государственной жизни, назовите причины роста политической активности интеллигенции. Назовите факторы, способствующие и сдерживающие развитие новой социальной структуры. Охарактеризуйте основные группы социальных противоречий: дворянство-буржуазия, дворянство-крестьянство, буржуазия – рабочие, власть – народ, интеллигенция – народ, интеллигенция – власть.
Характеризуя особенности политической системы российского общества. следует подчеркнуть ее неизменность: абсолютная монархия, отсутствие конституции и системы выборной представительной власти, отсутствие элементарных демократических свобод; запрет на деятельность политических партий и профсоюзов. Рассматривая систему государственного управления, обратите внимание на ее чрезмерную бюрократизацию.
Отмечая социально-политический кризис, вызванный неспособностью царизма разрешить назревшие задачи, покажите рост крестьянского, рабочего, общедемократического движения.
Изучая второй вопрос, следует выяснить основные причины первой российской революции. Анализируя цели, состав, характер и задачи первой российской революции, подчеркните буржуазно-демократический характер революции, выделите ее особенности. Уделите внимание кризису 1900- 1903 гг. и русско-японской войне 1904-1905 гг. Обратите внимание на особенности первой российской революции.
Характеризуя основные этапы революции, особое внимание уделите пику революции — событиям осени-зимы 1905 г. Отметьте роль Манифеста 17 октября 1905 г. Назовите причины отступления революции в период 1906 – лета 1907 гг., дайте оценку государственному перевороту 3 июня 1907 г. и сложившейся системе «третьиюньской монархии».
Особое внимание обратите на специфику российской многопартийности. Отметьте, что по идейно-теоретическим и программным принципам все политические партии можно разделить на три группы: социалистические (революционные), либерально-оппозиционные и консервативно-охранительной. При изучении особенностей формирования и развития основных политических партий: Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), партии социалистов-революционеров (эсеры), Конституционно-демократической партии народной свободы (кадеты), «Союза 17 октября» (октябристы), «Союза русского народа» следует рассмотреть следующие позиции: время организационного оформления; социальный и национальный состав (чьи интересы выражают); численность; лидеры, организационная структура; печатные органы. При анализе программных документов следует рассмотреть предлагаемое государственное устройство, пути решения аграрного, рабочего, национального вопроса; подчеркнуть отношение к революции, стратегию и тактику (методы борьбы). Определите, какие из политических партий являлись сторонниками модернизации страны, а какие – традиционализма. Далее следует проследить их роль и место в политическом процессе России в эпоху трех русских революций. Обратите внимание на отношение различных партий к Государственной думе, покажите, как сочеталась их думская деятельность с другими формами политической борьбы. Расскажите о наиболее ярких лидерах политических партий России, сравните их с европейскими политиками.
Изучая возникновение и развитие российского парламентаризма, прежде всего, следует проанализировать правительственные шаги по пути создания российского парламента: от совещательной «булыгинской» думы через Манифест 17 октября до выборов в первую Государственную думу. Обратите внимание на закон о выборах в Государственную думу, на реорганизацию Государственного Совета, охарактеризуйте права и обязанности императора, Думы и правительства страны. Далее следует охарактеризовать деятельность I и II Государственных дум, выявить причины их досрочного роспуска, рассмотреть изменения в избирательном законе, внесенным П.А. Столыпин в 1907 г., проанализировать состав и работу III и IV Государственных дум. Охарактеризуйте деятельность Прогрессивного блока в годы первой мировой войны.
Далее следует рассмотреть столыпинскую программу модернизации России. Подчеркните роль П.А. Столыпина в реформировании страны с целью предотвращения новой революции. Раскройте содержание законодательной основы реформ, позиции думских фракций по отношению к столыпинским проектам. Особое внимание уделите аграрной реформе: целям, главным мероприятиям, результатам. Познакомьтесь с различными взглядами историков на цели и результаты аграрной реформы.
При подготовке третьего вопроса студентам прежде всего следует рассмотреть международную обстановку в конце XIX — начале XX вв., обратив особое внимание на обострение международных противоречий и окончательное формирование военно-политических блоков. Покажите степень подготовленности России к войне. Далее следует проанализировать причины, характер, этапы, театры военных действий Первой мировой войны. Особое внимание уделите роли Восточного фронта: проследите ход военных действий на российско-германском фронте в 1914, 1915 и 1916 гг., проанализируйте причины военных неудач.
Отмечая деятельность правительства по созданию «Особых совещаний» по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам и по устройству беженцев, изучите влияние войны на приближение общенационального кризиса в стране. Обратите внимание на нарастание в экономике кризисных явлений: милитаризация экономики, общее падение промышленного и сельскохозяйственного производства, рост инфляции, кризис транспорта, ухудшение снабжения армии и городов. Проследите, как военные поражения обострили внутриполитические противоречия в обществе. Обратите внимание на то, как менялось общественное мнение с начала войны, на такие явления, как «министерская чехарда», рост оппозиционных выступления в Государственной думе, крестьянских бунтов и стачечного движения рабочих.
При изучении четвертого вопроса следует проанализировать причины, цели, движущие силы, характер Февральской революции. Далее следует рассмотреть основные события революции. Особое внимание уделите причинам установления двоевластия (Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство), дайте характеристику классового и партийного состава возникших в ходе революции новых органов власти. Обратите внимание на отречение Николая II, рассмотрите значение падения монархии.
Рассматривая развитие ситуации в стране в феврале – октябре 1917 г. студентам следует проанализировать деятельность Временного правительства. Рассмотрите «Декларацию Временного правительства 2 марта 1917 г.», дайте оценку политической программе правительства. Покажите успехи и неудачи в попытке осуществить переход от старого самодержавного режима к новому демократическому, назовите основные проблемы, требующие радикального решения. Установит причины и результаты разрешения кризисов правительства. Покажите борьбу политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков) за реализацию своих стратегических установок в условиях. Дайте характеристику состава и важнейших решений I съезда Советов. Проанализируйте деятельность Государственного совещания августа 1917 г., Назовите причины активизации правых сил. Проанализируйте цели, действия и последствия Корниловского мятежа. Подчеркните, что к концу лета – началу осени 1917 г. в России имелось несколько альтернатив (возможных путей) развития страны: военная диктатура, власть Временного правительства, диктатура большевиков, анархический бунт и распад страны. Обратите внимание на изменение соотношения политических сил в стране после разгрома «корниловщины», подчеркните рост политической роли Советов.
Далее следует рассмотреть деятельность большевиков по подготовке вооруженного восстания. Проанализируйте победу Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, детально остановитесь на событиях 24-27 октября 1917 г. Дайте характеристику состава и решений II съезда Советов. Определите значение декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов. Обратите внимание на различные точки зрения в исторической литературе на Октябрьские события.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века.
2. П. Столыпин в оценках современников и потомков.
3. Политический портрет…(по персоналиям).
4. Октябрь 1917: была ли альтернатива?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. История (IX−XХI вв.): Конспект курса (в таблицах и схемах) /Под ред. В.В. Калинова. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015.– 320 с.
2. История России: учебник для вузов /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2011-2014.
3. История России для технических вузов: Учебник /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Юрайт, 2013. – 639 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2012. – 768 с.
5. История России. 1861-1917: учебник для бакалавров /В.А. Федоров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 494 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914 – 1917): 1916 год: Сверхнапряжение– М.: Кучково поле: Военная книга, 2015. – 384 с.
2. Балакин В.И. Причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 годов // Новая и новейшая история. – 2004. –№ 6. –С. 57-65.
3. Булдаков В.П. Первая мировая война как мерило российского экономического прогресса //Россия и современный мир. – 2015. – № 1. – С. 78-94.
4. Гайда Ф.А. Политическая обстановка в России накануне Первой Мировой войны в оценке государственных деятелей и лидеров партий //Российская история. – 2011. – №6. – С.123-136.
5. Дарчиева С.В. Вопросы государственного устройства и Государственная дума Российской империи в начале ХХ в. //Власть. –2015. – № 7–. С. 153-157.
6. Канищева Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры, науки// Российская история. –2012. –№ 2. – С139-147.
7. Карпачев М.Д. Кризис продовольственного снабжения в годы Первой мировой войны//Российская история. –2011. –№3 – С66-82.
8. Коновалова О.В. В.М. Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров //Отечественная история. – 2002. — №2. – с. 43-60.
9. Кострикова Е.Г. Российское общество и внешняя политика накануне Первой мировой войны, 1908-1914 гг. – М.: ИРИ РАН, 2007. – 410 с.
10. Кошкин А.А. Бесславные сражения на сопках Маньчжурии. К 110-летию русско-японской войны //Новая и новейшая история. –2015. – № 1. –С. 113-132
11. Нефедов С.А. Как готовили революцию 1905 года. //Вопросы истории.-2015. – №11 – С.34-55.