Содержание
Ревизия как инструмент контроля, задачи и организация проведения ревизии3
Задача №17
Задача №29
Литература12
Выдержка из текста работы
Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов — часть финансового управления, которая включает в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.
Целью финансового контроля выступает получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия эффективных управленческих решений.
Методы финансового контроля наиболее значимы, т.к. от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. При этом, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.
Актуальность данной темы несомненна, ведь ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период. Именно в ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным при осуществлении других способов финансового контроля. В отличие от них ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, определенные права и обязанности лиц, деятельность которых проверяется, а также порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.
Целью работы является исследование ревизии, как основного метода финансового контроля.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание и дать определение понятию ревизии
рассмотреть порядок программы проведения ревизии
определить особенности проведения отдельных видов ревизии
Объектом данного исследования является ревизия, как основной метод финансового контроля.
Предметом исследования выступают особенности ревизии и общественные отношения, затрагивающие ее.
Теоретической основой работы послужили научные статьи и работы отечественных юристов и экономистов таких как Волков А.Г., Чернышева Е.Н., Иванова Е.Л., Крохина Ю.А., Шуплецова, Ю.И. и др., а также материалы периодической печати и интернет-ресурсов.
Нормативная основа работы включает в себя законодательные акты РФ, комментарии к ним, а так же подзаконные и иные нормативно-правовые акты РФ.
Методологической базой исследования явились структурно-функциональный, сравнительно-правовой, общенаучный и другие частные методы.
Структура работы определена задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
ревизия контроль финансовый законность
1.Понятие и сущность ревизии
В статье 267.1 Бюджетного Кодекса РФ указываются методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых указана ревизия.
Под ревизией в Бюджетом Кодексе понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Другими словами, ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Цель ревизии — осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
) обоснованность расчетов сметных назначений;
) исполнение смет расходов;
) использование бюджетных средств по целевому назначению;
) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
) операции с основными средствами и нематериальными активами;
) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
) операции, связанные с инвестициями;
) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
) формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия максимально охватывает все стороны хозяйственной деятельности субъекта и сочетает в себе различные приемы осуществления финансового контроля.
Классификации ревизии осуществляется по следующим категориям:
.По способу назначения выделяют плановые и внеплановые ревизии.
Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, наличии данных о невнимательности, нарушениях и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.
.По степени охвата данных различают сплошные, выборочные и комбинированные.
Сплошные ревизии предназначены для проверки всех хозяйственных операций проверяемой организации за период, прошедший после последней ревизии.
Выборочная ревизия — разновидность сплошной. В этом случае ревизуется выборочно не вся хозяйственно-финансовая деятельность проверяемой организации, а лишь интересующий ревизоров круг вопросов за соответствующий промежуток времени. Выборочная ревизия может быть предназначена для проверки состояния складского хозяйства, порядка оформления приема, выдачи и списания материалов или для проверки кассовых и банковских операций, включая оплату нарядов рабочим и т. д. за проверяемый период времени. Выборочные ревизии проводят как в плановом, так и внеплановом порядке в зависимости от цели и назначения такой ревизии.
При комбинированном охвате данных, документы одних типов (например, кассовые ордера) изучаются сплошным порядком, а документы других типов (например, путевые листы) рассматриваются выборочно.
.По степени охвата подконтрольного объекта различают полную, частичную, комплексную и тематическую ревизии.
Полная (сплошная) охватывает проверку всей документации за весь ревизуемый период;
Частичная ревизия так же затрагивает всю документацию, но ограничиваются более коротким промежутком ревизуемого времени. Примером может выступить квартальная ревизия.
Комплексная — охватывает комплекс взаимосвязанных документов производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Тематическими ревизия проводится в целях проверки состояния отдельных направлений экономической и социальной деятельности хозяйствующего субъекта для детального изучения конкретных вопросов, выявления и устранения в них недостатков. В качестве примера можно указать ревизию фондов специального назначения.
.По содержанию ревизии можно выделить документальную и фактическую.
При документальной ревизии выполняется проверка и контроль первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, нормативной и другой документации.
Фактическая ревизия основывается на изучении фактического плана проверяемых объектов, за данными их проверки в натуральном выражении, т.о. она не может быть всеохватывающей.
При производстве ревизии принимают участие эксперты и специалисты. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.
По окончании проведения ревизии составляется акт, в который вносятся результаты проверки.
.Программа проведения ревизии
Проведение ревизии − это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.
Проведению ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, а также изучить имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущей ревизии и тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характеризующую работу и финансовое состояние.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Исходя из программы ревизии и записей, сделанных в рабочей тетради, разрабатывается план ее проведения, который включает в себя перечень предстоящих работ в хронологическом порядке, приемы и способы их выполнения и при необходимости фамилии исполнителей.
План ревизии представляет собой рабочий документ ревизионной группы или индивидуального исполнителя, который составляется руководителем этих групп или исполнителем и подлежит утверждению руководителем органа, назначившего данную ревизию или проверку. В соответствии с этим планом выполняется весь комплекс контрольно-ревизионных работ, связанных с осуществлением данной ревизии.
Программа ревизии может включать в себя данные разделы:
Цель ревизии. При разработке цели ревизии определяются ее охват подконтрольного объекта, т.е. будет ли она, например, являться полной или частичной, при этом, часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений экономического субъекта, его дочерние предприятия и филиалы. Так же определяются главные задачи ревизии, которые могут в себя включать анализ финансового состояния, проверку эффективности использования внеоборотных активов и т.д.
Состав ревизионной группы. В данном разделе указывается перечень лиц, участвующих в проведении ревизии.
Сроки и место проведения ревизии. Указывается начальные и конечные время и дата проведения ревизии, ее возможные промежуточные сроки и месторасположение ревизуемых объектов.
Вопросы подлежащие проверке. В данном разделе определяются проверяемые направления финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и организация их проверки (сроки, способ и методы проверки и т.д.).
Формы документального оформления ревизии. Прилагаются образцы рабочих документов.
Ревизующие организации составляют перспективные и текущие планы
проведения ревизий.
Перспективные планы составляются на несколько лет (три, пять и более). Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного органа.
Текущие планы составляют на календарный год с разбивкой по кварталам. В первую очередь ревизии планируются в тех организациях, в которых продолжительное время их не было, имеются недостатки и сигналы о злоупотреблениях. Составлению планов предшествует изучение отчетности организаций, материалов ранее проведенных ревизий и т.д.
Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки.
После проведения необходимой подготовительной организационной работы, которая помимо программы проведения ревизии включает в себя обследования проверяемого предприятия, ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.
Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:
о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).
В проведении ревизии можно выделить следующие этапы:
.Подготовительный — включает в себя составление программы ревизии и ознакомление с ревизуемым экономическим субъектом.
.Проведение ревизии — ознакомление со свободной документацией, журналами — ордерами, требующими детального исследования, проверка операций по первичным учетно-бухгалтерским документам.
.Оформление результатов ревизии — составляется акт с результатами ревизии, который имеет силу закона в следственной и судебной практике. На основе данного акта проверяемая организация обязана незамедлительно устранить недостатки, выявленные в ходе ревизии.
. Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии — проверка исполнения решения по данным отчетности, либо на предприятии, получение письменных отчетов и т.д.
Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений. При этом систематически изучают и обобщают материалы ревизий, после чего на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.
.Особенности проведения отдельных видов ревизии
Ревизия может охватывать не только весь спектр деятельности организации, но и ёё отдельные направления. Например, рассмотрим особенности проведения ревизии кассы и кассовых операций экономического субъекта.
Ревизия кассы — это проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций с наличными денежными средствами и другими ценностями, хранящимися в кассе хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия кассы может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка и является элементом внутреннего контроля в организациях и предприятиях.
Ревизия кассы и кассовых операций подразделения представляет собой существенную составную часть ревизии в целом.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным ЦБ РФ от 22.09.93 г. №40, в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная ревизия кассы.
Ревизия кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производится их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями).
Кассовые операции подразделения являются одним из важнейших участков его финансово-хозяйственной деятельности и учётной работы. Денежные средства, составляющие предмет кассовых операций, используются при расчётах с юридическими и физическими лицами; кассовая наличность подразделения, её размеры и степень сохранности служат своего рода введением в финансовую жизнь подразделения.
Именно ревизия кассовых операций является наиболее важной по нескольким причинам:
денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов подразделения;
денежные операции носят массовый и распространённый характер;
подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности подразделения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.
В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап проверки является достаточно трудоёмким.
В то же время кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты.
Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются следующие: кассовая книга; отчёты кассира; приходные и расходные кассовые ордера; журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей; книга учёта выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчёты.
Необходимо иметь в виду, что операции по движению денежных средств проверяются сплошным порядком.
К проверке кассовых операций руководитель ревизионной бригады, исходя из объёма работы, может привлекать ассистентов (членов ревизионной бригады, соответствующих специалистов из других подразделений). В то же время категорически не допускается привлечение к проверке кассовых операций специалистов ревизуемого подразделения и подчинённых ему подразделений.
Для проведения проверки кассовых операций в подразделении запрашиваются кассовые книги за ревизуемый период, а также сшивки всех кассовых документов за этот период.
Отдельно ревизору следует проверить полноту и своевременность оприходования поступающих в кассу денежных средств. Для этого необходимо произвести сплошную сверку данных выписок банка (дата, сумма) с данными в приходных кассовых ордерах, кассовой книге и журнале учёта приходных и расходных кассовых документов (при поступлении денег из банка). Также необходимо сверить данные приходных кассовых ордеров с данными в кассовой книге и журнале учёта кассовых документов (при поступлении денег от физических и юридических лиц).
В процессе ревизии кассовых операций в части проверки кассовых документов ревизору следует подвергать логическому контролю все проверяемые кассовые операции, все приложенные к кассовым ордерам и ведомостям оправдательные документы. Кассовые операции, как правило, отражают хозяйственные, имущественные, расчётные и иные виды действий ревизуемого подразделения. Это делает информацию, получаемую при проверке кассовых операций, важным элементом в дальнейшем проведении ревизии других участков финансово-хозяйственной деятельности подразделения.
Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением наличных денежных средств в кассе хозяйствующего субъекта могут являться:
. Отсутствие налаженной системы проведения внезапных проверок кассы с полным пересчётом денежной наличности и других ценностей, находящихся в кассе;
. Формальное проведение таких проверок:
назначение в инвентаризационную комиссию постоянно одних и тех же лиц
проведение проверок в заранее известные отчётные даты (когда кассир может подготовиться к проверке)
отсутствие у кассира навыков подготовки к проверке кассы, (что свидетельствует о том, что такая процедура не является для него обычной);
. Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности (в этом случае недостача денежных средств в кассе не будет иметь юридических последствий);
. Факты подписания кассовых ордеров вместо руководителя и главного бухгалтера другими лицами без письменного распоряжения руководителя хозяйствующего субъекта;
. При временном отсутствии кассира (отпуск, лечение) — возложение его функций на другого работника без письменного распоряжения руководителя и без заключения с этим работником договора о полной материальной ответственности.
Завершающим этапом ревизии кассы является обобщение, рассмотрение и реализация ее результатов.
Составляется акт, в котором указываются нарушения, недостатки или положительные стороны деятельности ревизуемого экономического субъекта. Акт ревизии является основанием для принятия решений по установленным нарушениями и недостатками, в том числе, для разработки мероприятий по устранению последних. От квалифицированного освещения и обобщения в акте фактов выявленных нарушений и недостатков зависит качество ревизии.
Заключение
Итак, ревизия представляет собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности и является основным методом финансового контроля.
Ревизия проводится на хозяйствующих субъектах с целью осуществления контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их достоверности и целесообразности.
Ревизию могут проводить разные контролирующие органы, в особенности финансовые и органы государственного управления, которые проверяют подведомственные организации. Одним из основных ревизуемых органов является Счетная Палата РФ. Также ревизионные проверки могут быть проведены по указанию других компетентных органов, служб, т и т.д.
Проведение ревизии − это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.
При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями.
Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт должен содержать вводную и описательную части. Заключительный раздел акта — информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.
В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них.
На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.
Ревизия — комплекс сложных процедур, от результатов которых во многом зависит дальнейшая эффективность работы предприятия или его филиала.
Список используемой литературы
1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013)
2."Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)
3.Волков А.Г., Чернышева Е.Н. «Контроль и ревизия»/ Учебное пособие / М: Москва, 2011г.
.Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г.
.Крохина Ю.А. «Финансовое право России» — 3-е издание, переработанное и дополненное / Учебное пособие / — М: Норма Москва, 2008 г.
.Мещеряков С.А. «Контроль и ревизия» / Учебное пособие / М: Санкт-Петербург, 2008 г.
.Шуплецова Ю.И. «Финансовое право: конспект лекций» — 3-е изд. доп. и перераб. Учебное пособие /М.: Юрайт-Издат, 2009 г.
8.Интернет-портал: «Википедия. Свободная энциклопедия»: http://ru.wikipedia.org/
9.Интернет-портал «Правовая система нового поколения Референт»: http://www.referent.ru/
.Интернет-портал «Экономическая библиотека. Финансы и бизнес»: http://economedu.ru/