Содержание
Введение3
1. Ревизия как форма экономического контроля5
1.1 Понятие ревизии и ее отличительные черты5
1.2 Основные задачи и правила проведения ревизии9
2. Этапы проведения ревизий11
2.1 Основные первоначальные этапы ревизии11
2.2 Последующие этапы ревизии15
Заключение29
Список использованной литературы31
Приложение32
Выдержка из текста работы
4. Рекомендации по организации итоговой аттестации в форме тестирования 7
5. Тесты для проверки знаний по базовому курсу информатики и ИКТ 10
6. Требования к материалам тестирования 45
7. Критерии оценки 46
8. Заключение 47
9. Список литературы 48
Введение
Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему — увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация.
Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний — наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.
Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений.
Цель курсовой работы: разработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении информатики и ИКТ в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать вопрос контроля знаний по информатике и ИКТ в современных условиях обучения.
2. Исследовать вопрос тестирования знаний.
3. Разработать базу данных тестовых заданий.
Контроль знаний по информатике и икт
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются:
· проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами);
· оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).
Функции контроля
Контроль выполняет три основные функции:
· управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
· воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
· является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: доли, здорового честолюбий, стремления к успеху.
Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее построении следует придерживаться основных принципов.
Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерия оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся.
Открытая технология — заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся.
Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:
· контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
· контроль должен быть естественной частью процесса обучения,
· система контроля должна обладать преемственностью;
· средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
· все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны
подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в
основу разработанной модели.
Тестирование как основная форма контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное — тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя-методиста. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.
Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.
Рекомендации по организации итоговой аттестации в форме тестирования
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.
Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.
Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке.
Предлагаемая система контроля в тестовой форме содержит три группы заданий.
Группа 1,
Тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий информатики:
· тест с альтернативными ответами имеет модульную структуру, вопросы тестов структурированы по разделам (содержательным линиям), определенным базовым минимумом содержания образования по информатике;
· учащемуся предлагается проанализировать утверждение, которое может быть истинным или ложным и требует ответа “да” (1) или “нет” (0);
· вопросы каждого раздела курса распределены на две группы: основная и дополнительная;
· в первой группе (основной) собраны ключевые понятия, являющиеся
главными (определяющими) в базовом курсе информатики (помечены в
графе "Коэффициент" цифрой 2);
· а вторая группа (дополнительная) содержит утверждения, которые уточняют, дополняют основные понятия информатики, либо дублируют их, однако сформулированы вопросы в другом контексте (помечены в графе "Коэффициент" цифрой 1);
Группа 2,
Содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала:
· задания рассчитаны на проверку понимания материала;
· при выполнении задания учащийся должен уметь анализировать, рассуждать раскрывать смысл терминов, понятий и пр.
Группа 3
В этой категории содержится набор небольших по объему практических заданий, при выполнении которым учащийся должен продемонстрировать практическое применение технологий.
Практическое задание в тестовой форме отличается от любого другого практического задания:
· учащемуся предлагается шаблон-заготовка;
· пункты задания строго прописаны;
· заранее определены критерии оценки, учащиеся ознакомлены с ними;
· результат выполнения оценивается при сравнении с контрольным образцом.
Такая форма аттестации имеет ряд преимуществ:
· осуществляется проверка обученности на значительно большем материале курса информатики.
· уменьшается продолжительность проверки как для учащегося, так и для учителя (на каждую группу из 10—12 учащихся требуется 60 минут). Основное время учителя или методиста уходит на подготовку материалов для тестирования;
· повышается мотивация по подготовке учащегося: осознание необходимости повторить большую часть материала, естественный интерес к тестированию, новизна формы организации, гуманизм в отношении экзаменуемого — учащийся получает некоторое право на ошибку;
· объективность тестирования;
Аттестация в форме тестирования является инструментом управления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обязательно специалист в области информатики, в состоянии определить уровень подготовки учащихся, объективность его оценивания Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие без изменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уровням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формировании вариантов.
Тесты для проверки знаний по базовому курсу информатики
Предложенные примеры тесты разделены на 3 группы в соответствии с рекомендациями по организации итоговой аттестации этого вида.
Тест для группы 1
Тест, относящийся к этой группе и требующий альтернативных ответов, разделен на 7 разделов, которые содержат вопросы по всему базовому курсу информатики (табл. 1 – 7).
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Таблица 1. Тест по разделу "Информация и информационные процессы"
№
Утверждение
Коэффициент
Ответ
1.
Интерес человека к информации определяется только ее новизной
1
0
2.
Интерес человека, к информации зависит от уровня предшествующей подготовки
1
1
3.
Полнота информации не влияет на правильность выбора при принятии решения
2
0
4.
Свойство информации “достоверность” указывает на непротиворечивость данных
2
1
5.
Свойство информации “понятность” относится к языку, на котором представлены данные
1
1
6.
Кодирование не является информационным процессом
2
0
7.
Обработка является одним из наиболее распространенных информационных процессов
2
1
8.
Информационный процесс характеризуется изменением информации во времени
2
1
9.
Накопление информации не относится к информационным процессам
1
0
10.
Бит —основная единица информации в системе СИ
1
0
11.
Элементарная единица информации — бит
1
1
12.
Элементарная единица информации — байт
1
0
13.
Информация — это сообщение в виде знаков или сигналив
2
1
14.
Преобразование информации не относится к числу информационных процессов
1
0
15.
Хранение информации возможно не только на информационных носителях
2
0
16.
Измерение количества информации возможно только при техническом подходе
2
0
17.
В кибернетике рассматривается информация, которая участвует в управлении процессами
1
1
18.
В теории информации минимальной единицей информации является 1 бит
2
1
19.
Измерение информации в рамках технического подхода основано на анализе смысла сообщения
2
0
20.
Семантический подход к измерению информации основан на подсчете количества символов сообщения
2
0
21.
В технических системах принята классификация информации по форме представления
1
1
22.
Обучение не является информационным процессам
1
0
23.
Мультимедийная информация представляет собой сочетание более простых форм информации
1
1
24.
Информацию можно классифицировать только по форме представления
1
0
25.
Существует много различных классификаций информации
1
1
26.
На бытовом уровне под информацией понимаются любые сведения, новости, сообщения
1
1
27.
Каналом связи могут быть только телефонные или оптоволоконные линии
2
0
28.
Обмен информацией между источником и приемником осуществляется через канал связи
1
1
29.
Воздушная среда не может быть каналом связи
1
0
30.
Обмен информацией — один из основных информационных процессов
1
1
Раздел 2. Представление информации