Содержание
Введение3
1. Анализ особенностей семейного воспитания5
2. Определение понятия познавательной активности и особенности познавательного развития дошкольников8
3. Точки зрения различных авторов на проблему познавательной активности дошкольника15
4. Эффективные направления организации познавательного развития в семье (о методах повышения познавательной активности в семье)20
Заключение24
Список литературы:26
Выдержка из текста работы
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру 45
2.1 Исследование уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 45
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру 55
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 67
Выводы по главе 2 72
Заключение 75
Библиографический список 81
Приложения 86
Введение
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является воспитание самостоятельной, активной, творческой личности, способной к самообразованию и саморазвитию. Законы Российской Федерации в области образования последних лет «Об утверждении федеральной программы развития образования», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и др. гарантируют всем гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах человека, общества, государства, формирование социальной активности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его познавательной активности.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом — природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание познавательной активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач.
Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.
Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и познавательной активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников и недостаточной разработкой методических основ процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру».
Цель исследования — теоретически обосновать, выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эффективного процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования (на примере занятий по окружающему миру).
Объект исследования – процесс развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
— создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды;
— развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования;
— субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей в процессе экспериментирования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить сущность экспериментирования как средства развития познавательной активности дошкольников.
3. Определить психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности дошкольников в экспериментировании.
4. Определить эффективность разработанных педагогических условий процесса развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании.
Теоретико-методологические основы исследования: учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В.Афанасьева) — концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, P.M. Чумичева, Н.Г. Косолапова); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, М.В. Корепанова, О.Л. Зверева и др.) концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова Л.М. Кларина, Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, тестирование, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), количественный и качественный анализ полученных данных.
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2010 г.) — поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап исследования декабрь 2010 г. – февраль 2011 г.) — опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация педагогической технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Третий этап (март 2011 г.) – обобщающий (анализ и обобщение результатов, оформление материалов исследования).
База проведения исследования: Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад №68 г. Челябинска.
Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Заключение
В проведенном исследовании теоретически обоснованы, выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия эффективного процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования (на примере занятий по окружающему миру).
Поставленные в начале исследования задачи решены.
Решая первую задачу, мы обосновали содержание и сущность процесса развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Было выявлено, что необходимость и важность формирования активной личности закреплено в нормативных документах дошкольного образования. Так, в Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации. В Концепции дошкольного воспитания определено, что дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения к новым знаниям.
Проблемой развития активной, творческой личности занимались многие педагоги и психологи: О.В. Дыбина, О.Л. Князева, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Н.Б. Шумакова и другие, которые считают, что воспитание активной, самостоятельной, творческой личности – одна из основных задач дошкольного образования. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания.
Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений. Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников является экспериментирование.
Решая вторую задачу исследования мы рассмотрели сущность экспериментирования как средства развития познавательной активности дошкольников, рассмотрели виды экспериментирования и методику их проведения. Экспериментирование мы понимаем как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Решая третью задачу исследования, мы определили психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности дошкольников в экспериментировании, к которым отнесли: создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды; развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования; субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей в процессе экспериментирования.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной экспериментальной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом условия: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Усвоение системы научных понятий, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Решая четвертую задачу, мы определили эффективность данных условий в процессе проведения экспериментальной работы. Во время эксперимента были выявлены критерии и показатели сформированности познавательной активности; подобраны методики для выявления уровня познавательной активности; сформированы контрольная и экспериментальная группу; организован процесс внедрения психолого-педагогических условий и проанализированы полученные результаты на итоговом этапе.
В качестве критериев оценки уровней познавательной активности выступили: предметно-развивающая среда, самостоятельность детей и субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей. На основе проведенного исследования был сделан вывод о среднем уровне организации предметно-развивающей среды в группах, низком уровне сформированности самостоятельности у каждого второго ребенка, о среднем уровне развития субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей.
Констатирующий эксперимент показал, что в развитии познавательной активности дошкольников воспитателями не используется развивающий потенциал семьи, взаимодействие воспитателя с родителями детей осуществляется недостаточно эффективно. Анализ полученных данных показал, что сниженные уровни познавательной активности дошкольников обусловлены недостаточным практическим опытом экспериментирования; низкой степенью познавательной мотивации; нарушением взаимосвязи детского сада с семьей; недостаточной компетентностью воспитателей.
С учетом психолого-педагогических условий была проведена работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании на занятиях по окружающему миру. Работа проводилась поэтапно.
Реализации основного содержания работы предшествовал подготовительный этап, который заключался в подготовке педагогов и родителей к активному участию в исследовании и создании единых установок взрослых (педагогов и родителей) относительно развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании. Содержание подготовительного этапа включало также создание обогащенной предметно-развивающей среды, направленной на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующей принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений старших дошкольников.
Непосредственно процесс развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования включал следующие направления: развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем; развитие познавательной активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования; развитие исследовательской активности дошкольников в условиях коллективного экспериментирования
Объектом детского экспериментирования стали следующие темы: «Удивительные свойства воды»; «Воздух – невидимка»; «Откуда приходят звуки?»; «Чудеса под ногами»; «Волшебный магнит». По каждой теме были проведены серии опытов, в процессе которых исследовались объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и их свойства.
Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик.
Анализ предметно-развивающей среды экспериментальной группы с помощью диагностической карты показал, что уголок экспериментирования в группах наполнились новым оборудованием, материалами для проведения опытов, различной литературой, в том числе для воспитателя, оформлены уголки для родителей по развитию познавательной активности детей посредством организации опытов в домашних условиях. В качестве рекомендаций для воспитателя была составлена картотека опытов, которые можно включать в содержание занятий по окружающему миру. На основании полученных оценок уровень организации предметно-развивающей среды в группе по экспериментированию определяется как высокий.
После проведенной экспериментальной работы уровень организации предметно-развивающей среды экспериментальной группы повысился по сравнению с контрольной группой.
Диагностика самостоятельности детей показала, что дети экспериментальной группы показали положительную динамику в проявлении самостоятельности и познавательной активности. Это проявлялось в выраженном интересе дошкольников к экспериментированию; в освоении исследовательских умений; настойчивости исследовательского поиска и достижения результата; в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания.
Показатели субъект-субъектного взаимодействия также улучшились. Воспитатель экспериментальной группы стал использовать в работе различные проблемные ситуации, которые стимулируют активность и самостоятельность детей в процессе познания. Воспитатель стал более уверенно проводить занятия, ярко эмоционально реагировать на успехи детей, строить процесс общения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о высоком уровне организации предметно-развивающей среды в группах, высоком уровне сформированности самостоятельности у каждого второго ребенка, о высоком уровне развития субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей.
Таким образом, в работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Гипотеза о том, что процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих психолого-педагогических условий: создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды; развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования; субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей в процессе экспериментирования, нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе / Л.А.Григорович, О.С.Ермоленко, Т.Д.Марцинковская. – М.: АСТ, 2000. – 128 с.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — с. 110-134
3. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. — 3-6.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
5. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991.
7. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.
8. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. — №8. — С.66-74.
9. Волков, Б.С. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика / Б.С. Волков, И.В. Волкова. — М.: Просвещение, 1994. — 218 с.
10. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
12. Гатанова, Н. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет / Н. Гатанова, Е. Тунина. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.
13. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности / Н. Глуховеря // Дошкольное воспитание. — 1976. — №11. — С.28-33.
14. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание / Д.Б. Годовикова. — 1986. — №1. — С.28-32.
15. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
16. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
17. Дмитриев, Ю. Деловые игры / Ю. Дмитриев // Дошкольное воспитание. — 1995. — №12. — С.49-52.
18. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников / О.В. Дыбина. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
19. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.
20. Дыбина, О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О.В. Дыбина. — М.: Сфера, 2002. — 28 с.
21. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984. – 128 с.
22. Зак, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А.З. Зак. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
23. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.
24. Идом, X. Домашняя лаборатория / Х. Идом, К. Вудворд. — М.: «Махаон», 1999. -74с.
25. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: Диссертация / О.В. Киреева. – СПб., 2009. – 204 с.
26. Князева, О.JI. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач / О.Л. Князева // Вопросы психологии. — 1987. — №5. – С. 86-93.
27. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — №5. — С. 10-23.
28. Кончина, О.А. Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет «Ключ к открытию» / О.А. Кончина, Л.В. Свирская. — Новгород, 1995. — 215 с.
29. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005.- 80 с.
30. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка» / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. — М.:Владос,2003. — 166с.
31. Лебедева, А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / А. Лебедева // Вопросы психологии. 1997. — №5. — С. 20-27.
32. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. — Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.
33. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.
34. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии / А.А. Люблинская. — М., 1994. – 320 с.
35. Маневцова, Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельностью. Автореф. дис.канд. пед. наук / Л.М. Маневцева. -Ленинград, 1975. — 19 с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
37. Новоселова, С.Л. Игра-экспериментирование как детская самодеятельность / С.Л. Новоселова // Информационно-методический и научно педагогический журнал. — 2001. — №4. — С 86-93.
38. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
39. Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие / А.В. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. – Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 162 с.
40. Петровский, А.В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М.: Новая школа, 1993.- 137 с.
41. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 29-34.
42. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 85 с.
43. Поддьяков, Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду / А.Н. Поддьяков // Умственное воспитание дошкольника. — М., 1972. — С.5-52.
44. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. — 28 с.
45. Попова, С.А. Особенности мышления ребенка дошкольного возраста: интуитивные составляющие детской мысли / С.А. Попова // Личность и проблемы развития / Отв. Ред. Е.А.Чудина. — М., 2003. — С.56-67.
46. Путляева, Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. — 2006. — №5. — С.35-38.
47. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М., 2000.
48. Сорокина, А.И.Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. — М., 1982.
49. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М., 1983. – 93 с.
50. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова. – Омск, 1997. – 159 с.
51. Урунтаева, Г.А Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М., 1999. – 336с.
52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. — М., 1976.
53. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. — 1986. — №1. — С. 53-59.
54. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. — М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2004. — 336 с.
55. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989. – 742 с.