Выдержка из текста работы
Выручка от реализации представляет собой интересный объект для исследований. Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что выручка от реализации продукции и услуг является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
Целью курсовой работы стало изучение экономического содержания выручки от реализации продукции, её формирование.
Задачи, поставленные в ходе курсовой работы, изучить:
· экономическое содержание выручки от реализации продукции, её формирование;
· методы учета выручки от реализации продукции;
· распределение выручки предприятия;
· планирование и расчёт выручки от реализации продукции;
· структуру выручки ООО РЕМТРАНСГАЗ
Объектом исследования является ООО РЕМТРАНСГАЗ, предметом исследования структура выручки ООО РЕМТРАНСГАЗ
Глава I. Выручка от реализации продукции как главный источник доходов предприятия.
§1.1. Экономическое содержание выручки от реализации продукции, её формирование.
Выручка — основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:
· основному;
· инвестиционному;
· финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж (если имеет место налично-денежная выручка), торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов. Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную. Использование выручки отражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги.
Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки — это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции — завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.
Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых — смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты — покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, широко распространены бартерные операции (товарообмен), которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок следовало бы запретить, так как они наносят вред денежному обращению, искажают многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяют уходить от налогообложения.
Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:
выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;
в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
В рыночной экономике ведущее место приобретает уровень отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.
Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.
Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.
Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.
Кроме того, если предприятие не имеет льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. При определении налогооблагаемой базы по некоторым налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как акциз, включаетс……..
Список литературы.
1. Андреева О. Б. Экономика предприятия: базовый конспект лекций : учеб. пособие / Андреева, Ольга Борисовна; Костромской гос. технол. ун-т. — Кострома, 2001. — 421 с.
2. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. — 2000. № 12.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа». Учебное пособие. — М.: «Финансы и статистика», 2001. — 416с.
4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 112 с.
5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов по направлению и спец. «Юриспруденция». — М.: Юристъ, 1997. — 568 с.
6. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
7. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юристъ, 2004 г. — 574 с.
8. Зайцев Н.Л. «Экономика промышленного предприятия». Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 284с.
9. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Под ред. Стояновой Е. С. — М.: Перспектива, 2000.
10. Романовский М.В. Финансы предприятий. — С-Петербург, 2000. — 527с.
11. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. — 302 с.
12. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям. 2-е изд., перераб., доп. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. — 498 с.
13. Сергеев И.В. Экономика предприятия. — Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 304 с.
14. Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В. О., Швандара В. А. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 742с.
15. Экономика предприятия. Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. — 552 с.
16. Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 710 с.
17. Экономика. Под ред. Булатова А.С. — М., 2001. — 543 с.
18. Экономическая теория. Под ред. И. П. Николаевой. — М,, 1999. — 448 с.
19. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. — М.: «Юристъ», 2000. — 584 с.
20. Экономика предприятия. Серия ”Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: ”Феникс”, 2002. — 342 с.
21. Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. — М.: Перспектива, 2002.
22. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2000.
23. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. пособие — М.: Финансы и статистика, 2004 — 345 с.