Выдержка из текста работы
Внешние эффекты (экстерналии) — это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц. Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов — право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции.
Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара.
Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно под черкнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.
Положительные внешние эффекты (позитивные экстериалии) являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на Р третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара. Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии являются недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции.
Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.
Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». [8.c.214]
Общественные товары:
Анализ потребительной стоимости не может ограничиться естественным свойством блага, а требует выяснения ее социального аспекта. Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли в своей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт труда приобретает форму товара.
При товарном производстве потребительная стоимость приобретает общественную форму только через обмен. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что обществен¬ная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может обладать естественным свойством удовлетворить ту или иную потребность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-вещественной форме благо обладает естественной потребительной стоимостью. Именно в этом следует видеть сходство между общественной потребительной стоимостью и полезностью в рамках соответствующей теории.
Рыночная система, в экономике — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов.
Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).
Рынок определяет степень успешности той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния…….
Список литературы
1. Золотарчук В.В. Экономическая теория. Книга I. — Хабаровск, 2004. — 450 с., ил.
2. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. — 4-е изд., перераб. доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 — 640 с.
3. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич — М.: ИНФРА — М, 2001. — 714 с — (“Серия высшее образование”)
4. Экономическа Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 — 527 с
5. Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. — Новосибирск: СибУПК, 2001. — 212 с.
6. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина — М.: ИНФРА, 2002. — 315 с.
7. Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев — СПб ЭКСПО, 2002. — 456 с.
8. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.
9. Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000.
10. Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.
11. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.