Содержание
Введение3
1.История вопроса.5
2.Точки зрения церквей.9
3.Особенности и отличия церквей.11
Заключение14
Библиография15
Выдержка из текста работы
Религия- это мировоззрение или мироощущение (обусловленное им поведение человека), которое подразумевает веру в нечто сверхъестественное, не поддающееся логическому осмыслению или объяснению при помощи имеющихся способов познания мира. основу любого религиозного мироощущения составляет вера. Религиозные представления людей менялись вместе с человеческим обществом и сами являлись частью истории человечества.
Христианство — наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия, которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.
Христианство — это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.
Вследствие исторических причин и отказа взаимопонимания Церквями друг друга сложилось так, что и католичество, и православие, и протестантизм возникали и жили в духе претензии на исключительность, на абсолютность в формах вероисповедания.
Можно быть верующим или неверующим, воинствующим атеистом или ортодоксальным богословом, но в любом случае невозможно отрицать тот очевидный факт, что христианство восточного обряда и его организационная структура — Р. П. Ц., являясь единственной государственной конфессией России более 1000 лет, вошло в глубинные основы менталитета русских.
В последнее время в нашей стране наметился повышенный интерес к православию. Многие из нас, современных россиян, относя себя, пожалуй, лишь по национальным признакам к православным, с большим трудом разбираются в том, кто такие католики, православные, протестанты, откуда они появились, в какой мере — и те и другие — христиане — противоположны или взаимодополняемы.
I. Причины раскола христианской церкви и отличие православной церкви от католической..
Православная Церковь образовалась путем отделения восточной части христианской Церкви от западной, точнее говоря, отказом восточной части Церкви, центром которой был Константинополь (теперь Стамбул), повиноваться Папе Римскому. Раскол произошел постепенно.
Император Константин Великий, давший в 313 г. свободу христианской Церкви, в 330 г. перенес резиденцию из Рима в город, построенный им на месте прежней греческой колони Византия и названный им Новым Римом. Впоследствии этот город стали называть Константинополем. Убеждение, что императоры имеют право управлять и религиозной жизнью народа, осталось и после того, как императоры переселились в Константинополь и приняли христианскую веру. Они ставили и удаляли епископов, а некоторые даже издавали декреты, в которых предписывали своим подданным, во что следует верить.
С другой стороны, многие епископы города Константинополя стремились быть независимыми от Римского епископа и сами хотели властвовать над другими епископами, хотя бы только на Востоке. Они утверждали, что поскольку император перенес резиденцию из Рима в Константинополь, то и высшая церковная власть перешла из Рима в Константинополь.
Первый раскол произошел при Фотии «+890».
Окончательный раскол произошел при Михаиле Керулларии в 1054 г. В 1043 г. епископом (патриархом) Константинополя стал Михаил Керулларий. Он обвинял римскую Церковь в ереси за то, что она употребляет пресный хлеб для святой литургии (мессы). Чтобы внешним образом показать, что он считает ересью употребление пресного хлеба на святой Литургии, он велел закрыть все находящиеся в Константинополе церкви латинского обряда, а Святые дары (т.е. хлеб пресуществленный в Тело Христа), вынуть из дарохранительниц (табернаклей) и высыпать на пол.
Чтобы прекратит возникший спор, Папа святой Лев IX послал в Константинополь кардиналов Гумберта и Фридриха и архиепископа Петра из Амали. Но Керулларий не захотел с ними разговаривать. Папские легаты, видя, что дальнейшие переговоры бесполезны, 16 июля 1054 г. в присутствии императора и народа положили на престол (алтарь) церкви святой Софии буллу об отлучении от Католической Церкви Керуллария и его сторонников и вернулись домой.
Это число — 16 июля 1054 г. — считается днем отлучения Восточной Церкви от Западной.
Облик христианской Церкви, содержание, Символ веры сформировались, как известно, на семи Вселенских соборах, проходивших в бесконечных спорах иерархов Церкви вплоть до восьмого века. Тогда же наметились и принципиальные различия во взглядах на межцерковные связи и в подходе к вопросам взаимоотношения Бога и человека. Так, постепенно, мирное существование единой греко-римской культуры привело к ее раздроблению на два основных, лагеря, давших миру условное название Запада с центром в Риме, с одной стороны, и Востока в Византии, с другой. Отношения латинского Запада (ставшего купелью католичества, которое претендовало на универсальность) и греческого Востока (здесь вскормлено православие, желавшее называться правоверностью) характеризовались взаимной неприязнью, враждой и само навязыванием. Главная же причина конфронтации упрямого неприятия отказа от воссоединения заключалась в стремлении к унификации в нежелании понять особенности своеобразия друг друга.
Профессор Папского Восточного Института Вильгельм де Фрис в своей книге пишет, что римлянин ориентировался на практическую деятельность, на устройство конкретной земной жизни, на право, порядок и государство. Латинянине воспринимал человеческую жизнь как деятельность и движение человека вперед к Богу.
Ментальности восточных христиан были ближе созерцание божественного, философские, умозрительные и богословские рассуждения, споры. Они видели в человеке образ Божий, который должен сообразоваться со своим Первообразом, через всевозрастающее в Него преображение.
Помимо отсутствия уважения к традиции, к духовному наследию ситуация осложнялась еще и тем, что Восточная, или византийская Церковь мыслила себя имперской, когда соборное единение отдельных церквей управляется помазанником Господа — императором. А Западная Церковь после падения Западной Римской империи в 476 году развилась в папскую и папа, таким образом, все в большей степени приобретал статус верховного главы христианства.
К тому же возникли еще и некоторые богословские, догматические различия, обусловившие фанатические обвинения друг друга в порождении ересей.
Все это, так или иначе, привело к окончательному разрыву Церквей в 1054 году.
В конце X в. православие принимает Русь. С 1589 г. на Руси избирается свой патриарх и русская церковь становится независимой от Византии. В настоящее время — это наиболее крупная из православных церквей.
II. Что такое православие?
Первоначально вся господствующая христ. церковь именовала себя православной (ортодоксальной) и кафолической (всеобщей, «соборной») в отличие от еретич. группировок.
Правосла?вие (калька с греч.????????? — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла?вление») — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. По-гречески это звучит как «ортодоксия» и означает «правильное мышление», или «правильное славление», то есть умение правильно славить Бога. После раскола (схизмы) в 1054 название «католическая» осталось за западной (римской), «православная» — за восточной (византийской) церковью (впрочем, термин «греко-кафолическая церковь» был удержан ею как офиц. самоназвание и лишь вышел из живого употребления). Это совпало с принятием христианства славянскими народами, которые унаследовали внутреннее устройство и вероучение Православной Церкви, утвердившейся в Византии.
Исторически, а также в богословской литературе «православие» обозначает апробированное кафолической церковью учение — в противоположность ереси. Термин появляется как антоним к слову «гетеродоксия», которым обозначались «иные», или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала.
Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037-1050 гг.) митрополита Илариона:
«Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имажев?ровашавъИсуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людиечтуть и славятькоегождоихъ учителя, иже научишая? православн?ив?р?.»
Основой православного вероучения является Священное Писание (книги Ветхого и Нового Завета) и Священное Предание. Последнее обобщает весь многовековой духовный опыт Церкви, в том числе ветхозаветной, и включает деяния и постановления Вселенских и Поместных соборов, сочинения Отцов Церкви, жития святых, богослужебные тексты, молитвы и многое другое. В центре Предания — личность и учение Христа.
Основной догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
? Спасение через испове?дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
? Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
? Испове?дание Иисуса — Христо?м, Го?сподом и Сыном Божиим (2?й член Символа).
? Боговоплощение (3?й член Символа).
? Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12?й члены Символа).
Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9?й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф. 5:23).
Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от всех остальных религий, представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов божественного откровения: Троица, боговоплощение, искупление. Это зафиксировано в Символе веры, который каждый православный обязан знать наизусть.
Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению в отличие от католицизма и не отказалось ни от одного, как это имело место в протестантизме (протестантизм — течение в христианстве, оппозиционное католициз……..
Список литературы :
1. История религий :Духовная традиция народов Урала: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н.сахарова,-М.:ООО»ТИД»Русскоеслово-РС»;Екатеринбург: «Форум-книга»,2007
2. Католичество, Православие и Протестантство в современной России:
согласие или прежняя вражда?
Паасо В.Т.
3. schools/pravoslavie/#ixzz2utm8v4gE
4. .
5.
6. religion/3c0b65635a2bc68b5d53b88521316c37_0.html