Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Принципы планирования ………………………………………………….4
2. Методы планирования……………………………………………………….6
3. Системы показателей, используемые при планировании на макро- , мезо- и микро — уровнях …………………………………………………………8
4.Методы прогнозирования…………………………………………………11
5. Расчет эффективности выполнения бизнес –плана……………….…..15
6. Сетевое планирование. Расчет его параметров……………………….17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………
Выдержка из текста работы
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла .
Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.
Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:
делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
проясняет возникающие проблемы;
стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
улучшает координацию действий в организации;
создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
способствует более рациональному распределению ресурсов;
улучшает контроль в организации.
В условиях становления рыночных отношений в России достаточно популярной формой планирования стало бизнес-планирование .
В основе бизнес-планирования лежит разработка бизнес-плана.
1.2. Понятие бизнес-плана, его ценность, вопросы, которые он помогает решить. Функции бизнес-плана
Бизнес-план как форма планирования используется для достижения очень широкого спектра целей и задач.
Как отмечается в западных учебниках, бизнес-план – документ, содержащий описание будущего бизнеса. В российской практике бизнес-планы составляются для достижения поставленной перед предприятием цели. Это может быть:
реализация инновационного проекта;
осуществление расширения или реорганизации действующего предприятия;
вывод предприятия из предкризисного или кризисного состояния.
Можно сказать, что бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса.
Инвестиционный бизнес-проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.
Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс, в свою очередь, состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу. Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, т. е. он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент, ясно представить тот уровень, который может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода из одного состояния в другое. В наше время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план, доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.
Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).
Таким образом, бизнес-план является не просто набором, управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов – он позволяет вам удачно продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания или потенциальный партнер (заказчик). Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или банкира, а также огромную пользу он принесет и вам. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочных целей.
Бизнес-план помогает :
принимать важные деловые решения;
подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела;
получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;
предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
расширяться в новых и перспективных отраслях;
быть более убедительным при поиске финансирования.
Создавая бизнес-план, вы получите возможность узнать много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму и увеличить свою конкурентоспособность.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции .
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджер данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет, таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления Деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до пяти лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных.
Другой подход – инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. ………
Список использованной литературы
1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007.- 519с.
2. Бизнес-план: Метод. материалы / Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.
3. Бизнес-план: Метод. материалы / Р. Г. Маниловский, Л. С. Юлкина, Н. А. Колесникова и др.; Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. — 3-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 254с.
4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 384 с.
5. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: Питер, 2008. – 240 с
6. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие — М.: Издательство «ПРИОР», 2008. — 240с
7. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронова М.Г. Экономика предприятия. — М.: Юрайт, 2007. — 102с.
8. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: КноРус, Проспект, 2008. – 592 с.
9. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2007. — 670 с.
10. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.
11. Горемыкин В. А. Бизнес план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес плана / В. А. Горемыкин, А. Ю. Богомолов. — М.: Ось-89, 2006. — 574 с.
12. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: «Софит», 2007. — 496с.
13. Глисин Ф.Ф. Инновационная деятельность предприятий России в втором полугодии 2008 года. // Промышленность России, — М.: 2009.-№9.-С.13- 16
14. Дугельный, А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии. // ЭКО. – 2009. – №12. – С. 43 – 57.
15. Ефимова О. В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 2009. — 543с.
16. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.:ПРИОР, 2008. – 384с.
17. Иванова Н.Н., Мозгов Н.Н., Герасимов Б.И. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. техн. ун-та, 2003. 120с.
18. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. М.: Инфра-М, 2008. – 383 с.
19. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 400 с.
20. Максютов А. А. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Максютов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2008. — 543 с.
21. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. – М., 2007. – 251с.
22. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 591с.
23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2009. — 695с.
24. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных, В.В. Абакумов, А.А. СПб: Бизнесс-пресса, 2005. — 422с.
25. Менеджмент организации / Румянцева З.П., Соломатина Н.А. М.: Инфра-М, 2005. — 430с.
26. Пинко В.А. Экономический анализ работы предприятий. — М.: ВШ, 2008. — 147с.
27. Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. – М.: Дашков и К, 2008.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009. — 383с.
29. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе: Пер. с англ./Под ред. Л.Г.Зайцева М.И.Соколовой. — М.: Аудит. ЮНИТИ, 2006. — 256с.
30. Филиппов П. Бизнес-план вашего предприятия: Как составить бизнес-план, чтобы получить инвестиционный кредит / П. Филиппов, Е. Иллювиева. — СПб.: Норма, 2009. — 231 с.
31. Уткин Э. А. Бизнес-план: Как развернуть собственное дело / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова; Ассоц. авт. и изд. «Тандем». — М.: ЭКМОС, 2008. — 175 с.
32. Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2007. — 496с.
33. Яркина Т.В.Основы экономики предприятия. — М.: Юрайт, 2008. — 81с.